Delist.ru

Формирование отраслевых систем взаимного страхования и перспективы их развития (25.09.2007)

Автор: Дадьков Виктор Николаевич

Россия не принимает участия в работе международных отраслевых организаций по аспектам проблем, касающихся взаимного страхования. Цена отсутствия данного сотрудничества достаточно высока:

- упущенные экономические возможности;

- отсутствие интеграционных процессов;

- имиджевые потери Российской Федерации;

В связи с отсутствием в настоящее время структур, занимающихся взаимным страхованием сельскохозяйственных рисков, в международные отраслевые ассоциации, объединяющие сельскохозяйственные ОВС, входят коммерческие страховщики, но с правом либо совещательного, либо наблюдательного голоса. Так, в ICMIF, (International Cooperative and Mutual Insurance Federation) – международную взаимную федерация кооперативов и обществ взаимного страхования, представляющую интересы сельскохозяйственного сектора от России входят:

- с совещательным голосом ОАО «Поддержка – Москва», ОАО «Поддержка – Волгоград», ОАО «Поддержка – Чувашия»;

- с наблюдательным голосом Ассоциация агропромышленных страховщиков «Агропромстрах», сама представляющая интересы ряда коммерческих страховщиков.

С принятием закона «О взаимном страховании» и устранении всех противоречий в регламентации деятельности ОВС, а самое главное с развитием взаимного страхования в России возникают все предпосылки для полноценного вхождения российских ОВС в международные отраслевые взаимные организации.

Пятая группа проблем связана с возможностью отраслевого применения российских обществ взаимного страхования. В первую очередь это касается сектора страхового рынка, который специализируется на страховании убытков и ответственности судовладельцев. По результатам мировой практики там сформировались наиболее крупные общества взаимного страхования. Это Клубы страхования убытков и ответственности судовладельцев (protecting and indemnity clubs или P&I Clubs). Приведенные в исследовании данные о финансовом положении, страховому портфелю и политике P&I Клубов убедительно свидетельствуют о преимуществах и значении взаимного страхования применительно к морскому страхованию. Возможности международной группы клубов взаимного страхования ответственности судовладельцев (International Group P&I Clubs), тот потенциал, который предоставляет пул внутри группы, является уникальным.

В исследовании разработана экономическая модель применения в России взаимного страхования для страхования ответственности судовладельцев, основанная на следующих подходах.

Во-первых, привлекательность стоимости страхования в P&I Клубах, это обусловлено тем, что взносы, взимаемые во взаимных обществах, сравнительно ниже, чем в коммерческих страховых компаниях.

Во-вторых, возможность предоставления страхового покрытия на нелимитированной основе, не ограничивая ответственность перед страхователем какой-либо заранее оговоренной фиксированной суммой, кроме убытков, связанных с загрязнением вод нефтью и нефтепродуктами. Возмещение убытков, связанных с загрязнением вод нефтью и нефтепродуктами, P&I Клубы ограничивают максимальной суммой в 1 млрд. долл. США за каждый инцидент.

В третьих, участие в системе перестрахования, применяемой в рамках Международной группы P&I Клубов, которая позволяет максимально снизить ставки перестрахования за счет большого объема перестрахования, что позитивно сказывается на финансовых взаимоотношениях с судовладельцами.

В четвертых, одной из важнейших особенностей страхования ответственности судовладельцев является наличие у страховщика сети представителей во всех основных портах различных стран мира. Такая сеть имеется у Международной группы клубов. Большинство коммерческих страховщиков пользуются ее услугами на договорных условиях.

Вопрос появления российского P&I Клуба или даже нескольких P&I Клубов, это лишь вопрос времени.

В России клубов взаимного страхования убытков и ответственности судовладельцев не существует в связи с отсутствием закона о взаимном страховании.

При создании российского P&I Клуба необходимо воспользоваться столетним опытом деятельности крупнейших иностранных обществ взаимного страхования. Все клубы как некоммерческие организации имеют схожую структуру управления. Вследствие этого в качестве исходного точки, можно воспользоваться организационными принципами построения клуба на примере The United kingdom Mutual Steams-ship Assurance Association (Bermuda) Ltd., сокращенное название - UK P&I club. История клуба насчитывает более 130 лет. На сегодняшний день он является самым крупным в мире страховщиком ответственности судовладельцев, под его защитой находится более 1/5 всего мирового торгового флота.

Членами российского P&I Клуба будут желающие застраховать свои суда. Членом клуба может быть как физическое лицо, так и юридическое лицо. Предлагается трехуровневая система управления российского P&I Клуба (Схема 1) :

- первый (высший) уровень управления – общее собрание членов клуба.

- второй уровень управления - Совет директоров.

- третий уровень управления – постоянно действующий исполнительный орган (менеджмент компании), возглавляемый генеральным директором.

Схема 1.

Система управления российского P&I Клуба

Исходя из существующего количества судов в России, а также учитывая масштаб задач поставленных Президентом перед судостроительной отраслью России по вопросам возрождения торгового флота и особенно в части строительства российских судов по транспортировке нефти и газа, P&I Клубов будет несколько.

При создании P&I Клубов возникает целесообразность учета характерного для России территориального аспекта.

Предлагается следующая организация российских P&I Клубов:

Северный P&I Клуб;

Дальневосточный P&I Клуб;

Балтийский P&I Клуб.

Все российские P&I Клубы должны войти в Международную группу P&I Клубов и стать ее органичной частью.

В предлагаемой системе взаимного страхования объектом страхования являются судам состоящие на учете в Российском морском регистре судоходства.

Для судов речного класса, состоящих на учете Российского Речного Регистра, численностью 28,7 тыс. единиц (самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн; суда смешанного (река-море) плавания; паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях) участие в предлагаемой системе взаимного страхования на базе морских P&I Клубов обременительно с экономической точки зрения.

Это требует создания отдельного P&I Клуб, филиалы которого территориально привязаны к внутренним водным бассейнам России.

В настоящее время российским судовладельцам необходима действенная поддержка государства для создания российского P&I Клуба, состоящая в формировании непротиворечивой, направленной на перспективу развития, правовой базы. В случае создания таких национальных взаимных страховых организаций они должны составить конкуренцию российским коммерческим страховым структурам.

Шестая группа проблем – отраслевой аспект применения обществ взаимного страхования в такой важнейшей сфере экономики как сельскохозяйственное страхование. В современном мире, в вопросах страхования сельских товаропроизводителей общества взаимного страхования играют решающую роль. Ярким примером этого служит уникальная канадская система взаимного страхования сельскохозяйственных рисков, которая будучи дополнена историческим опытом взаимного страхования в дореволюционной России, с учетом действительности настоящего времени, может быть применима в настоящее время.

В дореволюционной России, с ее многоукладностью, значительной патриархальностью общественного производства, взаимное страхование играло заметную, а в некоторых видах страхования – ведущую роль.

Основными видами взаимного страхования являлись:

взаимное земское страхование;

взаимное страхование от огня в городах;

правительственное взаимное губернское страхование;

загрузка...