Delist.ru

Формирование отраслевых систем взаимного страхования и перспективы их развития (25.09.2007)

Автор: Дадьков Виктор Николаевич

Размер гарантийного фонда не может составлять менее 2 млн. евро. Если же страховая организация принимает все или некоторые риски, включенные в какую-либо из классов 10 – 15, перечисленных в пункте А Приложения, минимальный размер гарантийного фонда составляет 3 млн. евро;

Для ОВС, специализирующихся на страховании жизни:

- Директива от 05.03.1979 г. №7 9/267/ЕЕС вводящая требования по лицензированию и контролю за деятельностью ОВС;

- Директива от 5 марта 2002 г. 2002/12/EC о внесении изменений в Директиву Совета Европы 79/267/EEC в отношении требований к марже платежеспособности, устанавливаемой для страховых организаций.

1) по вопросам лицензирования;

Деятельность ОВС не требует получения лицензии на право осуществления страховой деятельности, если:

устав предусматривает возможность увеличения взносов или сокращение выплат в случае угрозы неплатежеспособности;

объем страховой премии не превышает 5 миллионов евро в течение трех лет подряд. Если превышение указанной суммы имеет место в течение трех лет подряд, то на 4-ом году деятельности требуется лицензия;

2) по вопросам контроля за платежеспособностью;

Размер гарантийного фонда не может составлять менее 3 миллионов евро. Сумма в евро подлежит ежегодному пересмотру начиная с 20 сентября 2003 г. в целях учета изменений европейского индекса потребительских цен по всем Государствам-участникам на основании публикаций Европейского статистического бюро (Eurostat). Сумма корректируется автоматически посредством увеличения базовой суммы в евро на процент изменения указанного индекса за период между вступлением настоящей Директивы в силу и датой пересмотра и округляется до величины, кратной 100000 евро. Если процент изменения с даты последней корректировки составляет менее 5%, корректировка не производится.

В качестве активов, обеспечивающих маржу платежеспособности, могут быть приняты средства складочного капитала, если устав ОВС содержит следующие положения:

страховые выплаты и платежи в пользу участников осуществляются до тех пор, пока не ставят под угрозу фактический размер маржи платежеспособности по сравнению с требуемым;

в случае прекращения членства заявление от участника об этом должно быть направлено в исполнительные органы ОВС не позже чем за месяц. Исполнительные органы вправе как минимум в течение месяца не осуществлять никаких выплат из средств ОВС такому участнику.

Вопросам регулирования деятельности ОВС придается особое значение. В всех Директивах указывается на важность маржи платежеспособности для страховых организаций как средства защиты страхователей на едином рынке, обеспечивающего наличие у страховых организаций достаточного капитала с учетом характера принимаемых ими рисков. Особо подчеркивается, что ОВС обязаны формировать, помимо технических резервов, необходимых для выполнения принимаемых ими на себя страховых обязательств, маржу платежеспособности, которая играла бы роль дополнительного резерва на случай неблагоприятной экономической конъюнктуры, являясь важным элементом в системе пруденциального надзора, направленным на защиту застрахованных и страхователей.

В настоящее время существует потребность в увеличении размеров существующих минимальных гарантийных фондов, особенно в связи с инфляционным ростом размеров страховых требований и операционных расходов со времени утверждения их первоначальных параметров. Во избежание значительного и резкого увеличения минимальных гарантийных фондов в будущем необходимо разработать механизм, предусматривающий их повышение параллельно европейскому индексу потребительских цен.

Фактическая маржа платежеспособности состоит из активов страховой организации за вычетом предвидимых обязательств и нематериальных активов. Фактическая маржа платежеспособности уменьшается на сумму стоимости собственных акций, учитываемых на балансе страховой организации. Директивами устанавливаются условия (в основном по установленной дате погашения) по включению в фактическую маржу платежеспособности имеемых ценных бумаг и кредитов. В Директивах прописывается механизм определения нормативной маржи платежеспособности.

В конкретных ситуациях нарушения минимальных стандартов нормативных значений маржи платежеспособности, когда создается угроза обеспечения прав по выполнению договоров страхования, компетентные органы имеют полномочия вмешаться в деятельность ОВС на достаточно ранних этапах. Однако при осуществлении таких полномочий компетентным органам следует разъяснять страховым организациям причины, которыми мотивированы соответствующие надзорные действия в соответствии с принципами благоразумного администрирования и надлежащего процедурного оформления.

Таким образом, основные принципы регулирования ОВС в странах Европейского Союза можно сформулировать следующим образом.

1. Направленность

Требования различаются по специфике деятельности ОВС: для ОВС, занимающимися страхованием жизни и здоровья – они одни, для ОВС занимающимся страхованием иным, чем страхование жизни – они другие. Исходя из устанавливаемых регламентов платежеспособности ОВС сформулированы требования по величине гарантийного фонда как для обществ занимающихся страхованием жизни, так и для занимающихся страхованием иным, чем страхование жизни.

2. Избирательность

Необходимость лицензирования деятельности находится в прямой зависимости от размера собираемой страховой премии и социальной значимости ОВС. Если объем собираемой обществом взаимного страхования премии превышает 5 миллионов евро (для ОВС специализирующихся страхованием жизни, при таком результате на четвертый год), то для продолжения деятельности обществом требуется получение лицензии. При этом жестко устанавливаются требования по формированию фактической маржи платежеспособности и ее соотношения к нормативной.

3. Финансовая устойчивость

Существующие правила в отношении маржи платежеспособности, необходимость дальнейшего усиления требований к финансовой устойчивости ОВС, повышение роли надзорных органов: все это направлено на достижение одной цели – обеспечение прав заключивших договоры страхования.

Страны Европейского Союза рассматривают взаимное страхование как эффективную форму страховой защиты для мелкого и среднего бизнеса. Одна из задач, которая ставится членами ЕС с целью унификации и гармонизации страхового законодательства этих стран, разработка стандартного устава общества взаимного страхования для всех обществ, осуществляющих свою деятельность на территории Европейского Союза.

Интересен опыт существования взаимной и акционерной форм страхования, разграничения их полномочий и сфер деятельности, создания смешанных организационно-правовых форм. При этом, однако, проблемы организации взаимного страхования в России не могут быть с легкостью решены путем механического перенесения положений зарубежного страхового опыта на отечественную страховую почву.

На основе проведенного в диссертационном исследовании анализа, основными элементами при формировании российского законодательства о взаимном страховании должны стать положения, которые призваны обеспечить финансовую устойчивость ОВС, а именно:

требования по специфике деятельности;

требования по лицензированию;

требования по платежеспособности;

требования по гарантийному капиталу общества.

Сущность четвертой группы проблем заключается в исследовании международных отраслевых объединениях взаимных страховщиков и в определении возможностей вхождения в них российских обществ взаимного страхования.

В зарубежных системах страхования существовало и существует четкое осознание роли, характера и места взаимного страхования. Основным инструментом для развития и координации вопросов взаимного страхования играют международные организации, в основу построения которых заложен отраслевой аспект.

Основная цель их создания состояла в том, чтобы объединить взаимное страхование в мировом масштабе по отраслевому признаку для превращения его в сильного влиятельного игрока на мировом рынке страхования.

В настоящее время четыре международные отраслевые организации имеют наибольший вес по представлению взаимности в современном мире:

* AISAM, "Association Internationale des Societes d'Assurance Mutuelle" (International association of mutual insurance companies) – международная ассоциация взаимных страховых компаний. Данная организация представляет интересы ОВС, которые занимаются как страхованием жизни, так и страхованием иным, чем страхование жизни.

* AIM, (Association of International Health Mutuals) – данная международная взаимная ассоциация представляет интересы ОВС, специализирующихся преимущественно на страховании здоровья.

* ICMIF, (International Cooperative and Mutual Insurance Federation) – международная взаимная федерация кооперативов и обществ взаимного страхования. В основном представляет интересы сельскохозяйственного сектора. В 1990 году для того чтобы, в состав федерации вошли европейские сельскохозяйственные ОВС, было сформировано европейское отделение ICMIF/ACME (Association of European Cooperative and Mutual Insurers).

* International Group of P&I Clubs – Международная группа P&I Клубов. Представляет интересы Морских клубов взаимного страхования (P&I Клубов) которые в свою очередь предоставляют полный перечень страховых услуг судовладельцам начиная от страхования ответственности перед третьими лицами и заканчивая каско судов.

Данные объединения осуществляют свою деятельность во благо отраслевого взаимного страхования в широчайшем спектре, начиная от защиты интересов членов ассоциации и заканчивая международным сотрудничеством и организацией перестрахования.

загрузка...