Delist.ru

Формирование и функционирование потребительских комплексов в регионе (25.09.2007)

Автор: Бушуева Ирина Викторовна

регулирование территориального размещения объектов регионального потребительского комплекса;

правовое обеспечение рамочных условий взаимодействия субъектов функционирования потребительского комплекса;

программно-целевое планирование решения важнейших проблем развития регионального потребительского комплекса.

Источниками финансирования реализации предлагаемой концепции должны стать как средства региональных и муниципальных бюджетов, так и средства корпоративного сектора и средства потребителей товаров и услуг регионального потребительского комплекса. При этом основная нагрузка по финансированию мероприятий концепции должна быть перенесена именно в корпоративный сектор, поскольку превалирующее число мероприятий направлено на развитие рыночной составляющей комплекса.

Экономическую и социальную эффективность реализации предлагаемой концепции можно оценить согласно следующим критериям:

наличию сформированного целостного правового поля функционирования хозяйственных субъектов регионального потребительского комплекса;

степени гарантированности удовлетворения социально значимых потребностей социально-незащищенных категорий населения региона;

степени территориальной и ценовой доступности товаров и услуг для населения и региона и мигрантов, пребывающих на его территории;

совокупному уровню удовлетворения потребностей всех категорий населения и мигрантов;

темпам развития сети предприятий и организаций регионального потребительского комплекса;

динамике темпов экономического роста региона и др.

В качестве важнейшего элемента научно-методического обеспечения региональной политики регулирования формирования и развития потребительского комплекса предлагается методика разработки соответствующей программы (рис. 4). Данная методика основывается на ряде принципов:

преимущественное использование методических основ маркетинга и его инструментария: осуществление региональных исследований потребительского комплекса на принципах маркетинга подразумевает комплексное исследование спроса на товары и услуги и их предложения, что позволит региональным и муниципальным органам управления получить полный комплекс достоверной информации и повысит обоснованность мер по поддержке организаций потребительского комплекса региона;

максимальная детализация направлений исследования и определение направлений проведения исследования в зависимости от характеристик собранной информации;

первоочередное и углубленное изучение состояния наиболее значимых для основной массы населения отраслевых групп и видов товаров и услуг.

Особенностью данной методики является то, что она может быть адаптирована также для отдельных территориальных образований региона. Необходимость проведения предпроектного исследования обусловлена отсутствием в регионах адекватной информационной базы о состоянии и тенденциях развития потребительского комплекса, а также методического обеспечения ее ведения. Методической основой формирования информационной базы для разработки политики развития потребительского комплекса в регионе должно быть изучение спроса и предложения товаров и услуг. Информационная база формируется на основе как первичных, так вторичных данных (рис. 5).

В диссертации предложены организационные формы и отдельные механизмы взаимодействия региональных органов управления и предпринимателей и организаций регионального потребительского комплекса. С учетом того, что их основная доля относится к рыночному сектору, выполняя при этом ряд социальных функций и оказывая

социально значимые виды услуг, реализуя социально значимые товары, базовой организационной формой в этом случае может являться государственно-частное партнерство. Такое партнерство может быть реализовано посредством сотрудничества хозяйственных субъектов, региональных органов управления и органов местного самоуправления по отдельным вопросам социально-экономического развития региона, в том числе в области решения проблем обеспечения достойного уровня и качества жизни для социально незащищенных категорий населения. Также партнерское участие может проявиться в совместном составлении и реализации целевых программ развития потребительского комплекса.

Возможной формой организации взаимодействия в решении вопросов предоставления общественных благ может являться муниципально-частное партнерство в форме создания хозяйствующих субъектов на основе смешанной собственности, совместного финансирования проектов на договорных условиях, а также размещения муниципального заказа. Наиболее распространенной формой организации партнерских отношений в вопросах реализации социальных функций регионального потребительского комплекса должны стать концессионные соглашения. Именно такой подход позволит минимизировать негативные эффекты от противоречий интересов, возникающих в процессе достижения рыночных целей хозяйственными субъектами потребительского комплекса и решения задач региональной социальной политики, а также расширить поле соприкосновения общественных, коллективных и частных интересов всех субъектов регионального потребительского комплекса.

Вопросы восстановления и развития инфраструктуры регионального потребительского комплекса целесообразнее решать на базе ассоциативного взаимодействия хозяйственных субъектов в условиях развития института представительства сторон в процессе регулирования. В качестве одного из механизмов развития инфраструктуры регионального потребительского комплекса в диссертации предложен механизм осуществления рекламной деятельности предприятиями потребительского комплекса на основе ассоциативных и концессионных взаимоотношений.

Для целей реализации приоритетных направлений деятельности по регулированию развития регионального потребительского комплекса в диссертации разработано соответствующее научно-методическое обеспечение, а именно: модели прогнозирования спроса на бытовые услуги, разработанные соответственно для трех групп услуг:

услуг, способствующих восстановлению ранее созданных потребительских стоимостей посредством проведения ремонтов;

услуг, создающих новые потребительные стоимости;

услуг, создающих удобства в быту.

Модели сформированы с учетом специфических совокупностей факторов, влияющих на спрос на услуги каждой из указанных групп.

В части методического обеспечения регулирования территориального размещения объектов регионального потребительского комплекса предлагается универсальный способ определения транспортной доступности предприятий, основанный на рассмотренных выше аналитических методиках. В качестве основного параметра для вычисления транспортной доступности предлагается принять среднее расстояние, преодолеваемое клиентами при перемещении к предприятию потребительского комплекса. Использование предлагаемой аналитической методики, объективно учитывающей ряд существенных факторов, приводит к снижению субъективизма, связанного с применением поправочных коэффициентов, разгружает математическую модель от параметров, вычисляемых эмпирическими и экспертными методами. Это обусловливает дальнейшее развитие модели за счет введения ранее не рассматриваемых факторов, в частности, соотношения интенсивностей потока клиентов предприятий сферы услуг и пассажиропотока в целом, параметров функционирования транспортной сети и др. Предлагаемый способ может быть использован как для решения задачи анализа – при оценке существующей системы сферы услуг региона, так и синтеза – при оптимизации их размещения, обеспечивая тем самым научную обоснованность вырабатываемых программ и направлений развития данной сферы, а соответственно, и общего повышения качества обслуживания населения.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Монографии, брошюры

Сфера услуг: проблемы и перспективы развития: Монография. В 4-х т / Под ред. Ю.П. Свириденко. – М.: Кандид, 2001. – 101,0 п.л., в т. ч. лично автором – 7,0 п.л.

Бушуева И.В. Региональный потребительский комплекс: теоретические и прикладные аспекты: Монография, ГОУВПО МГУС». – М., 2007. – 6,8 п.л.

Сфера услуг: управление, маркетинг, финансовые и трудовые ресурсы: Монография/ Платонова Н.А.. Атаров Н.З., Бушуева И.В. и др. ГОУВПО МГУС». – М., 2007 г. – 36,2 п.л., в т. ч. лично автором – 4,7 п.л.

Научные статьи, опубликованные в изданиях,

рекомендованных ВАК РФ

Бушуева И.В., Гончарова Е.В. Инновационные подходы к прогнозированию отраслей регионального потребительского комплекса (на примере бытового обслуживания населения) // Инновации. №№11-12. 2002. – 1,0 п.л., в т. ч. лично автором – 0,7 п.л.

Исследование рынка бытовых услуг Восточного административного округа г. Москвы // Бушуева И.В., Платонова Н.А. Погребова Е.С., Сюткин Г.Н / Эксклюзивный маркетинг. №1 (34). 2003. – 4 п.л., в т. ч. лично автором – 0,5 п.л.

Бушуева И.В. Исторические аспекты формирования и функционирования потребительского комплекса в региональном хозяйстве // Вестник Самарской государственной экономической академии. №3 (15). 2004. – 0,7 п.л.

Бушуева И.В. Исторические аспекты формирования и функционирования потребительского комплекса // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. №3 (12). 2004. – 0,8 п.л.

Бушуева И.В., Погребова Е.С., Харитонова Т.В. и др. Аналитическое исследование состояния и направлений развития бытового обслуживания населения западного административного округа г. Москвы // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. №3 (16). 2005. – 1,5 п.л., в т. ч. лично автором – 0,3 п.л.

Бушуева И.В. Роль комплексного обслуживания в удовлетворении потребностей населения региона // Вестник МАРТИТ. №3 (15). 2005. – 0,5 п.л.

Бушуева И.В. Формирование информационной базы и программное регулирование развития регионального потребительского комплекса // Вестник МАРТИТ. №9 (21). 2005. – 0,8 п.л.

загрузка...