Delist.ru

Формирование и функционирование потребительских комплексов в регионе (25.09.2007)

Автор: Бушуева Ирина Викторовна

3. Комплексное обслуживание позволяет создать наиболее удобную для потребителя цепочку последовательного удовлетворения взаимосвязанных потребностей. Примером может являться предпродажное и послепродажное обслуживание. В данном случае при наличии в зоне территориальной доступности соответствующих организаций потребитель вместе с приобретением того или иного товара сразу имеет возможность получить весь необходимый комплекс услуг на протяжении всего срока службы, не прилагая ненужных усилий по самостоятельному обслуживанию, либо по поиску сервисной организации.

4. Комплексный подход к организации системы удовлетворения потребностей населения дает возможность оптимизировать региональную политику формирования и повышения уровня жизни населения с точки зрения структуризации и упорядочивания управляющих воздействий, а также смещения в направлении рыночного регулирования и снижения нагрузки на региональные и муниципальные бюджеты.

Приведенная на рис. 1 схема дает представление об отраслевом составе регионального потребительского комплекса. Кроме указанных отраслевых групп и видов услуг, к числу отраслевых составляющих потребительского комплекса необходимо отнести также отдельные виды производственной деятельности ремесленного характера, ориентированной на внутрирегиональное потребление: производство мебели и предметов быта, продуктов питания, например минипекарни и т.п.

С точки зрения функциональной структуры потребительского комплекса можно выделить два ведущих элемента, реализующих функции комплекса как подсистемы регионального хозяйства и как основного источника удовлетворения потребностей населения: региональный потребительский рынок, позволяющий удовлетворить индивидуальный платежеспособный спрос населения на продукты, производимые отраслевыми элементами потребительского комплекса (продукты питания, товары и платные услуги), и региональную систему предоставления общественных благ, удовлетворяющую общественный спрос. Механизм функционирования регионального потребительского комплекса представлен на рис. 2.

Для того чтобы оценить роль и значение отдельных отраслевых групп услуг и видов деятельности регионального потребительского комплекса, необходимо обратиться к сравнительным данным, характеризующимся объемными показателями. Поскольку основными потребностями, настоятельность удовлетворения которых проявляется в наибольшей степени, являются потребности в продуктах питания, то потребности в непродовольственных товарах занимают второе место и

Индивидуальный Общественный

платежеспособный спрос спрос

лишь за ними следуют все остальные потребности. Это высказывание подтверждается приведенными в диссертации статистическими данными, где мает торговля продуктами питания и товарами народного потребления. Оценка роли отраслевых групп услуг представлена в табл. 5 в виде ранжирования по объему оказанных услуг. Как показывают данные табл., в лидирующую группу услуг практически во всех регионах входят коммунальные услуги, услуги связи, транспортные услуги. Динамика объемных показателей иллюстрирует некоторые структурные сдвиги в сторону роста услуг общественного питания, медицинских и образовательных услуг, но эти изменения весьма незначительны, и вышеназванные услуги, демонстрируя положительную динамику, продолжают занимать лидирующие позиции в структуре объема платных услуг населению.

???????

????????a

???????

???????

??????a

*тно-рекреационного типа в группу лидеров входят услуги пассажирского транспорта, бытовые услуги, услуги гостиниц и прочих мест проживания, санаторно-курортные услуги и т.п. Ярким примером такого региона можно считать Краснодарский край. Аналогичная картина наблюдается и при анализе динамики объемных показателей развития отраслевых составляющих потребительского комплекса.

Выявить тенденции развития всех составляющих региональных потребительских комплексов достаточно сложно вследствие влияния на них множества специфичных организационных, демографических, социальных и иных факторов. В то же время на основании приведенных данных можно сделать вывод, что при наличии общего отраслевого ядра, включающего в себя торговлю, услуги жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи, наблюдаются различия в целевой

Таблица 5

Региональное ранжирование отраслевых составляющих потребительского комплекса

Регионы Услуги

Бытовые Транспортные Связи Жилищные Коммунальные Учреждений культуры Туристские Гостиниц и прочих мест проживания Физической культуры и спорта Медицинские Санаторно-оздоровитель-ные Ветеринарные Правовые Образования Прочие

Московская область и г.Москва 4 1 2 11 3 6 12 8 14 10 13 15 9 5 7

Воронежская область 3 4 1 8 2 12 15 11 13 6 10 14 9 5 7

Ивановская область 4 3 2 5 1 10 13 12 14 7 11 15 8 6 9

Костромская область 4 3 2 5 1 11 13 10 15 7 12 14 9 6 8

г.Санкт-Петербург и Ленинградская область 6 2 1 9 3 5 12 8 13 7 11 15 14 4 10

Республика Коми 5 2 3 4 1 12 14 9 13 6 10 15 11 7 8

Ненецкий автономный округ 4 3 2 6 1 9 - 5 11 8 13 14 12 7 10

Псковская область 4 1 3 6 2 8 12 10 15 5 11 14 13 7 9

Краснодарский край 4 3 1 10 2 11 12 5 15 8 9 13 14 6 7

Республика Адыгея 3 4 2 8 1 12 9 11 15 5 13 14 10 7 6

Ростовская область 2 4 3 8 1 10 13 9 15 7 12 14 11 5 6

Республика Ингушетия 5 2 3 8 1 10 - 9 - 7 12 11 - 4 6

Республика Калмыкия 3 4 2 8 1 11 15 10 13 7 14 12 9 5 6

Республика Башкортостан 4 1 3 5 2 12 13 11 14 7 9 15 10 6 8

Республика Татарстан 4 2 3 6 1 11 13 10 14 8 9 15 12 5 7

Республика Мордовия 4 3 2 6 1 13 12 11 15 8 10 14 9 5 7

Республика Марий-Эл 3 2 4 6 1 10 14 11 12 7 9 15 13 5 8

Челябинская область 4 2 3 5 1 12 14 11 13 7 9 15 8 6 10

Свердловская область 4 1 2 6 3 13 8 11 14 7 12 15 9 5 10

Ямало-Ненецкий автономный округ 6 1 3 4 2 9 14 15 13 8 10 15 12 7 11

Кемеровская область 3 2 4 5 1 10 13 11 14 8 9 15 12 6 7

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15