Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты (25.08.2007)
Автор: Зенкина Светлана Викторовна
В результате проведенного теоретического и экспериментального исследования можно сделать следующие основные выводы: 1. Формирующееся информационное общество, выдвигая новые требования к системе образования, во многом меняет сущность понятия «образовательные результаты» не только в когнитивной сфере, но и, в не меньшей степени, в области развития личности обучаемых. Подготовка специалиста в вузе должна быть направлена в целом на достижение ряда личностных качеств, выступающих как профессионально важные практически для любого вида профессиональной деятельности (ответственность, коммуникативность, самоконтроль, профессиональная самооценка и др.), а также на развитие способностей (познавательные, коммуникативные, организаторские способности). Однако, новые образовательные результаты не могут быть эффективно и полноценно сформированы в рамках традиционной образовательной среды и традиционного образовательного процесса. 2. Необходимость ориентации на достижение новых образовательных результатов приводит к существенному изменению всей системы образования – не только целей и содержания, но и методов, средств, организационных структур, т.е. к пересмотру принципов формирования и функционирования информационно-коммуникационной образовательной среды в целом. В этих условиях особенно актуализируется идеология построения среды не столько на основе реализации дидактического потенциала средств ИКТ, сколько, исходя системного анализа приоритетных потребностей реформируемой образовательной системы. 3. Идеология ориентации информационно-коммуникационной среды на современные образовательные результаты исходит из того, что новая образовательная среда должна приобрести качества, способные обеспечить перестройку характера образовательного процесса (личностно-ориентированное образование), расширение круга источников учебной информации, возможность осуществления новых видов учебной деятельности, направленных повышение самостоятельности, реализацию творческих способностей студентов, переход на новый уровень учебной коммуникации. Состав и набор компонентов информационно-коммуникационной образовательной среды (ИКОС) должны иметь гибкую структуру и функционал, адаптирующиеся к особенностям конкретного контента среды, возможностям, потребностям и способностям обучаемых. Центр тяжести операционной части ИКОС должен быть перенесен со средств ИКТ, поддерживающих традиционный образовательный процесс и репродуктивные методы обучения, на обеспечение внедрения методов и средств, ориентированных на развитие универсальных умений, творческих, исследовательских способностей студентов (создание информационных моделей изучаемых процессов и объектов, эксперименты с ними и т.д.). Многие профессионально значимые качества личности специалистов формируются в процессе коллективно распределенной учебной деятельности, сетевого взаимодействия, что диктует необходимость обеспечения в среде соответствующих средств коммуникации. 4. Модель подготовки специалиста предполагает перенос новых образовательных результатов в будущую профессиональную деятельность. Специалисты в области естественных наук, создавая идеальные, специально сконструированные виртуальные микро- и макромолекулярные миры, могут достаточно эффективно изучать их и оперировать с их моделями средствами информационных технологий. Таким образом, при создании компьютерных обучающих систем для дисциплин естественнонаучного цикла на первый план выдвигается метод компьютерного моделирования. Разработанные на его основе средства ИКТ позволяют прогнозировать свойства и поведение объектов изучения в химических и биологических науках, определять последовательность действий по оперированию с ними и оценивать их последствия. К одним из важнейших средств, поддерживающих данный метод, относится набор профессиональных логических средств, комплекс приборных и программно-инструментальных компонентов, которые составляют часть профессионально-ориентированной информационно-образовательной среды и профессионального мира специалиста-естественника. Учебная деятельность в подобной профессионально-ориентированной информационной образовательной среде создает необходимые условия для развития творческих способностей и научного потенциала будущих специалистов, она становится все более мотивированной и востребованной и способствует формированию профессионально важных качеств и дополнительных квалификаций. 5. Обоснование отбора средств ИКТ учебного назначения в состав ИКОС необходимо проводить на основе анализа потребностей планируемого образовательного процесса и исходя из их типологии по методическим функциям. Целесообразно при этом дифференцировать эти функции на инвариантные, присущие любому образовательному процессу (повышение наглядности, оперативность контроля, создание условий для личностно-ориентированного обучения и т.д.) и специализированные, отражающие особенности целей, содержания образования и планируемых профессионально значимых качеств личности для отдельных специальностей (приоритетное использование информационно-справочных систем, баз данных или средств компьютерного моделирования, обработки результатов эксперимента и т.д.). 6. Необходимость повышения качества подготовки специалиста инициирует поиски новых стратегий в обучении и воспитании специалиста современного типа. Центральным моментом в организации обучения является поиск и освоение таких форм и технологий, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих обучаемых (проектное и проблемно ориентированное обучение). Они наиболее успешно могут активизироваться в информационно-образовательной среде. Опыт организации образовательного процесса в ИКОС показывает, что одной из эффективных форм самостоятельной деятельности студентов может стать привлечение их к созданию компьютерных средств обучения по выбранной ими специальности. 7. Новые установки на характер и направленность содержания профессиональной деятельности приводит к переосмысливанию потребностей и интересов, системы целей и ориентиров в деятельности, к необходимости совершенствования взглядов, убеждений и мировоззрения. Эти изменения побуждают к активизации коллективно-творческой деятельности. Создание принципиально новых структур типа «инновационный инкубатор» – творческих молодежных организаций студентов, аспирантов и молодых ученых порождает новые по содержанию мотивационные факторы – идейные мотивы, стремление к самовыражению, эмоциональный настрой, инициативу, ситуативный интерес, предметную установку, стремление к удовлетворению материальных потребностей и др. Инновационные технологии и средства обучения, успешно апробированные в деятельности творческих молодежных организаций, могут быть перенесены в условия вузовского обучения и стать важным фактором ориентации на новые образовательные результаты. 8. Проведенный педагогический эксперимент в целом подтвердил обоснованность исходных концептуальных позиций относительно направлений ориентации информационно-коммуникационной образовательной среды на новые образовательные результаты. Основные научные результаты исследования получили отражение в следующих основных опубликованных работах: Монографии и учебные пособия Зенкина С.В. Компьютерные обучающие системы: дидактические особенности создания и применения в высшем профессиональном образовании. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. – 152 с. (монография) Зенкина С.В., Зимова Л.Н., Микула О.Н. Современные технологии информационного поиска. Учебное пособие. Рекомендовано МО. – Москва: «АНМИ», 2004.– 48с. Бутова О.А., Зенкина С.В., Чагарова С.А. Компьютерные тестовые задания по дисциплине «Анатомия человека» Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. – 112 с. Ищенко В.М., Зимова Л.Н., Зенкина С.В. Химия: Лабораторный практикум: Учебное пособие: В 2-х частях. Ч. I. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. – 187 с. Ищенко В.М., Зимова Л.Н., Зенкина С.В. Химия: Лабораторный практикум: Учебное пособие: В 2-х частях. Ч. II. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. – 207 с. Ищенко В.М., Зимова Л.Н., Зенкина С.В. Тесты по химии: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. – 234 с. Зенкина С.В. Программы курса «Информатика» для специальностей: «011600 – Биология», «011000 – Химия». Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. – 17 с. Зенкина С.В. Программы курса «Новые информационные технологии» по специальностям: «011600 – Биология», «011000 – Химия». Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. – 15 с. Зенкина С.В., Диканская Н.Н. Программы курсов «Современные технологии информационного поиска в биологической науке» и «Компьютерные технологии в биологической науке и образовании» для специальности 510600 – Магистратура «Биология» Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. – 17 с. Статьи в ведущих научных журналах, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук Зенкина С.В., Зимова Л.Н. Создание компьютерного программно-методического комплекса по химии. // Вестник Ставропольского государственного университета. Вып.28, 2001. – С. 159 – 164. Зенкина С.В., Губарева В.Т. Применение графического метода описательной статистики при обработке экспериментальных биологических показателей // Вестник Ставропольского государственного университета, 2005. – Вып.42. – С.23 – 34. Зенкина С.В. Компьютерная технология обучения в предметной подготовке специалиста // Научная мысль Кавказа, 2006 . – Приложение № 11 (92). – С. 428 – 435. Зенкина С.В. Опыт использования системы компьютерного тестирования при оценке уровня учебных достижений студентов в информационно-коммуникационной среде вуза // Информатика и образование, 2006. – № 12. – С. 106-107. Зенкина С.В. Уровень использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности вуза // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Открытое образование», 2006. – № 1 (20). – С. 53 – 57. Зенкина С.В. Формализация процесса обучения студентов естественнонаучных специальностей в информационно-коммуникационной среде // Информатика и образование, 2007. – № 1. – С. 114 – 116. Зенкина С.В. Компьютерное тестирование при оценке уровня учебных достижений студентов // Стандарты и мониторинг в образовании, 2007. - №1. – С. 30 – 32.) Зенкина С.В., Сорокопуд Ю.В. Развитие профессиональной подготовки будущих преподавателей высшей школы в условиях магистратуры (на примере специальности 510600 «биология») // Наука и школа, 2007. – №2. – С. 41 – 43. Электронные учебные пособия (средства обучения) Электронный учебник по химии «Строение вещества» Номер государственной регистрации: 50200400551, Москва: ОФАП. Дата регистрации: 26 мая 2004 г. Свидетельство № 3555 ОФАП Электронный учебник «Биохимия» Номер государственной регистрации: 50200500030 Москва: ОФАП. Дата регистрации: 14 января 2005 г. Свидетельство № 4212 ОФАП Электронный определитель «Птицы Ставропольского края» Номер государственной регистрации: 50200500029, Москва: ОФАП. Дата регистрации: 14 января 2005 г. Свидетельство № 4211 ОФАП Политомический электронный определитель растений Ставропольского края. Часть I: Споровые и голосеменные. Номер государственной регистрации:50200400698 Москва: ОФАП. Дата регистрации: 1 июля 2004 г. Свидетельство № 3707 ОФАП Электронный учебник «Стереохимия» Номер государственной регистрации: 50200501431 Москва: ОФАП. Дата регистрации: 12 октября 2005 г. Свидетельство № 5230 ОФАП Электронный справочник терминов и основных реакций Номер государственной регистрации: 50200600218, Москва: ОФАП. Дата регистрации: 20 февраля 2006 г. Свидетельство № 5230 ОФАП Электронное учебное пособие по работе на атомно-адсорбционном спектрофотометре PERKIN-ELMER 2280 Номер государственной регистрации: 50200600228, Москва: ОФАП. Дата регистрации: 20 февраля 2006 г. Свидетельство № 5714 ОФАП Политомический электронный определитель растений Ставропольского края. Часть II: Однодольные растения. Номер государственной регистрации: 50200500216, Москва: ОФАП. Дата регистрации: 20 февраля 2006 г. Свидетельство № 5702 ОФАП Электронный учебник «Гимнастика» Номер государственной регистрации: 50200600215, Москва: ОФАП. Дата регистрации: 20 февраля 2006 г. Свидетельство № 5701 ОФАП |