Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты (25.08.2007)
Автор: Зенкина Светлана Викторовна
Таблица 1 Общая характеристика результатов тестирования студентов 1 курса специальности "Биология" и относительная эффективность объема усвоенного материала с помощью компьютерного обучения химии - Qv Блок знаний Средний результат выполнения заданий стандартизированного теста Название изучаемых тем Экспериментальная Контрольная баллы % баллы % Строение атома Химическая связь: МВС, ММО 8 58,3 15,66 Среднее 6,5 65,6 5,5 56,45 16,01 Таблица 2 Общая характеристика результатов тестирования студентов 1 курса специальности "Химия" и относительная эффективность объема усвоенного материала с помощью компьютерного обучения химии - Qv Блок знаний Средний результат выполнения заданий стандартизированного теста Название изучаемых тем Экспериментальная Контрольная баллы % баллы % Строение атома Химическая связь: МВС, 68,62 8 65,7 5,6 Среднее 7,33 75,21 7,33 72,4 3,88 Химическая термодинамика Химическая кинетика Среднее 8,5 83,7 7,5 78,65 6,69 Анализ и оценка результатов выполнения тестов позволяет сделать вывод с помощью дидактического показателя эффективности обучения (Qv), что студенты экспериментальных групп специальности «Биология» и «Химия» достигли лучших результатов по сравнению со студентами контрольных групп. Уровень знаний, полученных в ходе эксперимента, в среднем на 6,76 % выше по сравнению со студентами контрольной группы. Уровень знаний и умений студентов экспериментальной группы биологов в среднем на 9,15 % выше по сравнению со студентами контрольной группы. Средняя эффективность объема усвоенного материала экспериментальной группы биологов - 16,01 %. Уровень знаний и умений студентов химиков экспериментальной группы в среднем на 3,93 % выше по сравнению со студентами контрольной группы. Средняя относительная эффективность по объему усвоенного материала (Qv) составила в первом блоке тем (I полугодие) 3,88 % , во втором блоке тем (II полугодие) - 6,69 %. Средняя эффективность объема усвоенного материала у химиков за весь период эксперимента составила 5,285 %. Для получения значений второй составляющей оценки качества образования использовались данные самооценки обучаемых, полученные в ходе анкетирования. В ходе анкетного опроса выявлялось влияние компьютерного обучения химии на профессиональную направленность у студентов, основанное на построении профессиограмм педагогической деятельности. Понятие профессиональной направленности включало в себя следующие факторы и характеристики: мотивацию достижения, мотивацию одобрения, общительность, организованность, направленность на предмет, интеллигентность. В результате проведенного исследования выяснилось, что профессиональная направленность у студентов после формирующего эксперимента на 7% выше результата до него. Характеристики профессиональной направленности тоже увеличились: общительность в среднем – на 1 балл, направленность на предмет – на 1,5 балла, мотивация одобрения – на 1 балл, организованность – на 0,5 балла. Для реализации третьей оценки процедуры качества образования проводился анализ и обобщение мнений специалистов – экспертов об изменении процессуальной стороны образования, управления качеством образования, оценке компетенций обучаемых, уровня творческого содружества преподавателя и обучаемого. По мнению экспертов, новые информационные технологии обучения позволяют повысить эффективность практических и лабораторных занятий по естественнонаучным дисциплинам до 30%, объективность контроля знаний учащихся - на 20 - 25%. Успеваемость в экспериментальных группах, обучающихся с использованием НИТО, как правило, выше в среднем на 0,5 балла (при пятибалльной системе оценки). Для реализации четвертой оценки процедуры качества образования был проведен опрос и обработка заключений преподавателей о моделях образовательного процесса, причин-мотивов использования новых технологий. Среди целого ряда результатов, полученных в ходе исследования по этому показателю, приведем только один, характеризующий расширение возможностей студентов и преподавателей в образовательном процессе в среде, образованной компьютерными средствами обучения: Таблица 3 Рейтинг возможностей для студента и преподавателя, предоставляемых информационными технологиями обучения Индивидуализация процесса освоения новых знаний I Повышение статуса обучаемого как субъекта обучения, возможность построения собственной траектории интеллектуального развития II Возможность дополнения и варьирования учебного материала, уровня его сложности IV Деятельностный характер информационных технологий V Мультимедиа-подход, одновременное воздействие нескольких технологий на обучаемого VI Интерактивность современных программных средств VII Большой простор для активных самостоятельных действий обучаемого III З а к л ю ч е н и е |