Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты (25.08.2007)
Автор: Зенкина Светлана Викторовна
Деятельность Инновационно-технологического центра осуществляется в целях оптимизации условий для создания инновационных разработок, обеспечивающих повышение качества классического университетского образования, формирования медиатеки электронных учебных материалов для обеспечения соответствующих образовательных курсов, вовлечения студентов, аспирантов и преподавателей в создание основ единой системы информационного и научно-методического обеспечения образования. Проект по созданию и реализации работы студенческого Инновационно-технологического центра предназначен для осуществления следующих задач: Осуществление студенческой и педагогической научно-образовательной деятельности в рамках дисциплин отдельных факультетов вуза, выраженной в производстве программных продуктов образовательного и исследовательского направления, создания инновационного архива и медиатеки для координации научно-образовательной деятельности факультета. Внедрение программно-информационного обеспечения по дисциплинам учебного плана в учебный процесс, в научную деятельность факультета и систему оценки образовательных результатов. Работа студенческих групп по созданию и использованию информационных ресурсов в образовательной и научной деятельности осуществляется в творческом сотрудничестве с профессорско-преподавательским составом факультета. Творческая группа разрабатывает электронное программное обеспечение учебного и научного назначения для факультета, осуществляя при этом трансферт информации в рамках факультета и вуза в целом. Как мы уже отмечали, способности и качества личности, отражающие новые образовательные результаты, не появляются спонтанно – их нужно целенаправленно развивать в специально созданной творческой образовательной среде. В экспериментальном инновационно-технологическом центре в условиях подобного взаимодействия студентов, происходит формирование творческой микросреды, которая создает благоприятнй микроклимат (вырабатываются система мотивов, собственные правила работы, традиции, траектории взаимодействий, стратегии поиска решения поставленных задач и т.д.). По утверждению А.С. Запесоцкого, профессионально-ролевая подготовка специалиста осуществляется в процессе усвоения некоего многоуровневого комплекса, суть которого можно выразить формулой: «ценности – цели – средства – методы – ресурсы - объекты». Принимая этот подход, мы на основе теоретического анализа и обобщения опыта нашей деятельности в инновационно-технологическом центре предлагаем свою формулу подготовки будущего специалиста в сформированной нами творческой микросреде: «потребности (осознание перспективы) – мотивы – деятельность – качества специалиста – образовательный результат». Рассматривая современный образовательный процесс с позиции повышения качества подготовки, формирования профессионально важных качеств будущего выпускника и реализации их профессиональной направленности, необходимо акцентировать внимание на перестройке системы мотивов, которые направлены на преобладающий интерес к специфическому содержанию деятельности и личностного смысла выбора. Изменение в перспективе общественной значимости тех или иных результатов деятельности, осознание и адекватная оценка степени рассогласования перспективных требований с наличными знаниями и умениями приводит к появлению новых потребностей и интересов, системы целей и установок, взглядов, убеждений и мировоззрения. Эти изменения как бы побуждают к активной деятельности. Это, прежде всего, познавательная потребность, с которой связывают продуктивную творческую активность личности в учебном процессе; это – потребность в самореализации, самовыражении; это – социальный престиж, поощрения, зарплата или материальный достаток (относятся к внешней мотивации). В нашем исследовании особую роль играет эмоциональный настрой и энтузиазм студентов и преподавателей, которые поддерживаются группами мотивов. Организация активной пробы сил в сфере будущей профессиональной деятельности в инновационно-технологическом центре предполагает постановку перед молодыми людьми задач, раскрывающих специфику этой деятельности, ее творческих сторон. В самой деятельности, наряду с ориентацией на самостоятельность и индивидуализацию, отражающими специфику способностей и уровень подготовки каждого студента, явно выражена и направленность на ее коллективный характер (коллективно-творческая деятельность). В нашем исследовании мы выделим три вида деятельности, в которые включается обучаемый на разных этапах работы в экспериментальном Инновационно-технологическом центре: организационная, научная и образовательная. Организационная деятельность заключается в деятельности по самопрезентации (разработка и обновление сайта центра, рекламных буклетов, плакатов, компьютерных презентаций; участие в интервью для прессы; проведение семинаров для учителей и преподавателей и др. деятельность). Главный акцент организационной деятельности делается на создание и применение компьютерных средств обучения в образовательной и научной деятельности. Экспериментальный студенческий Инновационно-технологический центр разрабатывает по курсам химических и биологических дисциплин электронные учебники; компьютерные контролирующие программы с базой тестовых заданий; виртуальные тренажеры и эмуляторы химических приборов; виртуальные лабораторные практикумы; электронные определители и справочники по редким и исчезающим растениям и животным Ставропольского края; ведутся проекты по перспективным научным направлениям: молекулярный комбинирующий конструктор фармацевтических и косметических соединений; разрабатывается инновационный проект локальной электронной библиотеки и локальной базы данных по химии и химическим процессам; идет работа над электронной каталогизацией музейного и гербарного коллекционного фонда факультета. Научная деятельность проявляется, прежде всего, в проводимых студентами исследовательских работах как учебного, так и практического характера. Большая часть студентов постоянно участвует в работе научных конференций, в конкурсах на лучшую научную студенческую работу, в выставках, форумах, салонах. О стабильно высоком уровне научных разработок ИТЦ свидетельствуют результаты научно-инновационной деятельности студентов и молодых ученых, разрабатывающих и внедряющих компьютерные средства обучения по дисциплинам химического и биологического профиля. Это подтверждают высокие награды в конкурсах на лучшую научную студенческую работу, участие в выставках, на конференциях, форумах, на Международном салоне инноваций и инвестиций (в период с 2003 – 2007 гг). Образовательная деятельность экспериментального молодежного инновационно-технологического центра реализуется в том, что студенты в процессе разработки электронного ресурса приобретают компьютерные навыки работы со средствами ИКТ (учатся программировать, приобретают «дизайнерский вкус» и др.), методические навыки (происходит обучение и трансляция собственного опыта между собой или прибывающему «молодняку» в виде резервной группы студентов) и, наконец, они, пропуская через свое сознание содержательную часть создаваемой компьютерной обучающей системы, таким образом отшлифовывают знания по текущим изучаемым дисциплинам своего профиля. В нашем исследовании мы проводили тестирование всех вовлеченных студентов в работу экспериментального Инновационно-технологического центра по следующим критериям: оценка уровня конкурентоспособности личности; оценка творческого потенциала личности; оценка способностей к самообразованию, саморазвитию; оценка коммуникативно-лидерских способностей; оценка трудолюбия и работоспособности; оценка способностей к принятию творческих ответственных решений; оценка делового, творческого и нравственного климата в коллективе. Такие тесты предлагалось пройти студентам в начале своей трудовой деятельности в центре по мере достижения каких-либо успехов (результатов) в работе (промежуточное тестирование) и на выходе (выпуск дипломированного специалиста). При обработке тестов на выходе мы сравнивали результаты с предыдущими этапами тестирования. Все перечисленные параметры, по которым тестировались студенты, неуклонно возрастали в среднем на 20-25%. Особенно заметен рост самооценки конкурентноспособности и способности к самообразованию. В заключение подчеркнем, что все «выращенные» и апробированные в инновационном инкубаторе методические идеи и компьютерные средства обучения, направленные на получение новых образовательных результатов, постепенно, шаг за шагом внедрялись в практику обучения всех студентов медико-биолого-химического факультета университета. Таким образом, за последние три года сформировалась новая образовательная среда, результаты обучения в которой позволяют говорить не только о повышении качества обучения по традиционным показателям, но и о росте значений параметров, характеризующих операциональные и личностные ресурсы студентов. Этот вывод сделан на основе обобщения и анализа проведенного в ходе исследования педагогического эксперимента. Опытно-экспериментальная апробация новой методической системы обучения на базе формируемой информационно-коммуникативной образовательной среды проводилась в рамках традиционного для педагогических исследований метода сравнения результатов обучения в контрольных и экспериментальных группах. Было принято, что в процессе сопоставительного анализа процедура диагностики качества образования должна включать четыре оценки: Стандартизированную, полученную в результате тестовых испытаний. Самооценку обучаемых интересующих исследователя параметров, полученную в ходе анкетирования. Анализ мнений специалистов-экспертов о качестве: процессуальной стороны образования, управление качеством образования, оценок компетенций обучаемых, творческого содружества преподавателя и обучаемого. Опрос и обработку заключений преподавателей о моделях образовательного процесса, причин-мотивов использования новых технологий. Эксперимент проводился на базе медико-биолого-химического факультета Ставропольского государственного университета. Общее число участников эксперимента на всех этапах составило 540 человек, которые обучались в контрольных и экспериментальных группах на специальностях «Биология», «Химия», «Экология и природопользование» в период с 2003 по 2007 гг. Для получения первой из выделенных нами оценок качества образования был предварительно выявлен интеллектуальный уровень студентов контрольных и экспериментальных групп, а затем введен экспериментальный фактор – компьютерные средства обучения в новой методической системе обучения для экспериментальной группы и проведено компьютерное тестирование (в контрольной и экспериментальной группе) на завершающих этапах изучения курса химии. Таким образом, предметом экспериментального исследования была проверка эффективности изучения тем: «Атомно-молекулярное учение», «Строение атома», «Понятие химической связи», «Метод молекулярных орбиталей», «Метод валентных связей», «Химическая термодинамика», «Химическая кинетика» с помощью предложенных компьютерных средств обучения. Интеллектуальный уровень студентов в контрольной и экспериментальной группах был примерно одинаков, что было установлено в результате проведенной на предварительном этапе оценке с использованием теста развития интеллекта Амтхауэра. В ходе основного этапа эксперимента в контрольных группах занятия по указанным выше темам (модулям) проводились по традиционной методике, в экспериментальных – с использованием разработанных компьютерных средств обучения. Разработанные нами компьютерные программно-методические комплексы «Строение вещества» и «Учение о химическом процессе» включают теоретическую часть, в рамках которой используются, в частности, и моделирующие программные средства, и практические задания в форме расчетных задач и упражнений. По мере прохождения части материала студенты выходили на контролирующий блок, тем самым осуществлялось текущее и итоговое оценивание как предметных результатов, так и учебных достижений в сфере развития инструментальных ресурсов. В ходе эксперимента, проведенного в рамках нашего исследования, оценивалась общая характеристика результатов тестирования студентов названных специальностей, а также относительная эффективность объема усвоенного материала (Qv) с введением экспериментального фактора – модулей компьютерных средств обучения, которая представлена следующим уравнением: Qv - относительная эффективность объема усвоенного материала; Uкп - объем знаний, усвоенный с использованием компьютерных программ ( компьютерных программно-методических комплексов); Uтм - объем знаний, усвоенных с использованием традиционных методов. Необходимо подчеркнуть, что Uкп и Uтм необходимо рассматривать за одинаковый промежуток учебного времени. В обобщенном виде сравнительные данные результатов обучения приведены в табл. 1, 2. |