Delist.ru

Секреторная функция желудка и поджелудочной железы при действии эмоционального стресса (25.08.2007)

Автор: Смелышева Лада Николаевна

Смелышева Лада Николаевна

Секреторная функция желудка и поджелудочной железы

при действии эмоционального стресса

03.00.13 - физиология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора медицинских наук

Тюмень – 2007

Работа выполнена на кафедре анатомии, физиологии и гигиены человека ГОУ ВПО «Курганский государственный университет»

Научный консультант:

доктор биологических наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ

Кузнецов Александр Павлович

Официальные оппоненты:

доктор медицинских наук, профессор

Овсянников Владимир Иванович

доктор медицинских наук, профессор

Колпаков Виктор Васильевич

доктор медицинских наук, профессор

Плотников Валерий Васильевич

Ведущая организация:

ГУ НИИ «Нормальной физиологии им. П. К. Анохина» РАМН

(г. Москва)

Защита состоится « 14 » ноября 2007 года на заседании диссертационного совета ДМ 212.274.07 при Тюменском государственном университете (625043, г. Тюмень, ул. Пирогова, 3)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тюменского государственного университета (625003, г. Тюмень, ул. Семакова, 10)

Автореферат разослан « » 2007г

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор биологических наук, профессор Е.А. Чирятьев

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Эмоциональное напряжение оказывает существенное влияние на все системы организма (Анохин П.К., 1968; Судаков К.В., 1976, 1981, 1997, 1998; Леонтьев А.Н, 1971; Симанов П.В., 1970, 1981; Ордян Н.Э., 2003; Березин Т.П., Овсянников В.И., 2005; Чернышов М.В., Салач О.А., 2007; Рыбкина Е.Г. и др., 2007; Cannon, 1927; Selye H., 1960, 1972; Fridman, Jwai, 1976; Lown, Verrier, 1976; Boyle, Maueen P. et al., 2004; Maton P.N., 2005; Mravec B. et al., 2005). Любая деятельность человека сопровождается определенными чувствами, ощущениями и переживаниями. Все эти психофизиологические состояния, имеющие индивидуальную специфику, принято называть эмоциональными. Экспериментально подтверждено, что развитие эмоционального напряжения всегда связано со значимостью, силой и длительностью действия эмоционального стресса, а также с личностью самого субъекта, его наследственностью, характером воспитания, образованием и социально-психологическим климатом в момент эмоционального напряжения (Судаков К.В., 1971, 1981, 1998; Вальдман А.В. и др., 1976; Панин Е.П., 1983; Коплик Е.В. и др., 2005; Кудинова Е.В., Степанова С.С., 2005;Соловьева Е.С., Тарасов Р.Ю., 2007; Schepard J.D. et al., 2000; Venihaki M. et al., 2004; Kaye J. et al., 2004; Bobbert T. et al., 2005).

В повседневной жизни эмоциональное напряжение тесно связано с физической активностью. В процессе трудовой деятельности мышечное напряжение находится в постоянном единстве с эмоциональными проявлениями. Двигательная активность в сочетании с положительными эмоциями противодействует гипокинезии, монотонии, развитию утомления, возникновению различных заболеваний и способствует повышению общей резистентности организма (Гурин А.В., Судаков К.В., 2005; Фурдуй Ф.И. и др., 2005; Украинцева Ю.В. и др., 2005; Кузнецов А.П., Смелышева Л.Н., 2006; Гукасян Л.Э. и др., 2007; Caufriez A. et al., 2002; Rodriguez T.T. et al., 2003; Naton P.N., 2005).

В последнее время исследователи всё чаще используют термин «эмоциональный стресс». Так в базе данных «Midline» по ключевым словам «стресс» в год, в среднем, приводится более 100000 новых статей, а по ключевым словам «эмоциональный стресс» - 8500 статей. Убыстрение темпов жизни, информационные перегрузки, гиподинамия и другие факторы, приводящие к эмоциональному перенапряжению, являются одной из причин все возрастающих невротических, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных и многих других заболеваний современного человека (Чазов Е.И., 1975, 2001; Судаков К.В., 1976, 1981, 1998, 2007; Щербатых Ю.В., 2000, 2002; Кузнецов А.П. и др., 2004; Kruk M.R. et al., 2001; Kamel E., Habib M., 2001; Rhodes M.E. et al., 2005).

Исследованиями основоположника учения о стрессе канадского эндокринолога Г. Селье убедительно продемонстрировано, что стресс вызывает выраженные изменения в надпочечниках, тимусе, лимфатических узлах и желудочно-кишечном тракте (Selye H., 1960, 1972). Анализ литературы, посвященной изучению влияния эмоционального напряжения на функциональное состояние секреторного аппарата желудка и поджелудочной железы, свидетельствует о том, что таких работ очень мало. Тем более, что эти исследования выполнены или в экспериментах на животных (Старцева В.Г., 1965, 1972; Кассиль В.Г., 1981; Рахимов К.Р. и др., 1983; Теппермен Дж., Теппермен Х., 1989; Овсянников В.Н., 2003; Аниховская И.А., 2000; Hackney A.C. et al., 2003; Nishimura K. Et al., 2004; Rhodes M.E. et al., 2005) или в условиях клинических наблюдений (Василенко В.Х., Гребнев А.Л., 1981; Трошин В.И. и др., 2005; Holmes M.C., 2001; Rinne T., 2001; Kaye J., 2004; Maton P.N., 2005).

Среди причин, вызывающих эмоциональное напряжение, на одно из первых мест следует поставить экзаменационный стресс (Щербатых А.С., 2000, 2002). В последние годы накоплен значительный клинический материал, позволяющий утверждать, что сдача экзаменов нередко оказывает отрицательное влияние на иммунную, нервную и сердечно-сосудистую системы и даже может повреждать генетический аппарат, создавая предпосылки для возникновения онкологических заболеваний. Установлено, что у студентов во время экзаменационной сессии активируются репарационные процессы, которые отвечают за восстановление поврежденных участков молекулы ДНК (Cohen et al., 2000). Экзаменационный стресс может вызвать стойкое повышение артериального давления (Schepard J.D. et al., 2000), ухудшать иммунологический статус организма (Deinzer R. et al., 2000), влиять на гематологические показатели: число эритроцитов, содержание гемоглобина, гематокрит (Maes M. et al., 1998), нарушать вегетативную регуляцию сердечно-сосудистой системы (Доскин А.В., 1988; Умрюхин Е.А. и др., 1999, 2001; Щербатых Ю.В., 2002).

Период подготовки к экзаменам и сдача экзаменов сопровождаются интенсивной умственной деятельностью, существенным ограничением двигательной активности, изменением, а часто и нарушением, режима сна, выраженными эмоциональными переживаниями, связанными с возможным изменением социального статуса студента, с общественной оценкой окружающих – всё это может привести к перенапряжению механизмов регуляции различных систем организма (Плотников В.В., 1983; Фаустов А.С., Боткин И., 1986; Щербатых Ю.В. и др., 1996; Умрюхин Е.А. и др., 2001; Щербатых Ю.В., 2002; Schepard J.D. et al., 2000).

После окончания экзаменов многие физиологические параметры достаточно медленно возвращаются к исходному состоянию. Так параметры артериального давления возвращаются к исходным величинам только через несколько дней. Всё это дает основание утверждать, что экзаменационный стресс следует считать фактором, представляющим угрозу здоровью студентов и школьников, причем актуальность проблеме придает массовый характер данного явления, ежегодно охватывающего сотни тысяч учащихся в масштабах нашей страны (Щербатых Ю.В., 2000, 2002).

Следует так же отметить, что эмоциональное напряжение, связанное со сдачей экзаменов, не всегда носит вредоносный характер, приобретая свойства «дистресса». Экзаменационный стресс может выступать как мобилизующий фактор, стимулируя учащихся и студентов к проявлению всех своих знаний и личностных резервов. В связи с этим очень актуальной является возможность управления уровнем экзаменационного стресса с помощью знаний о механизмах реализации стресс-реакции.

Особую важность и значимость эти знания представляют для специалистов в области физиологии пищеварения и гастроэтерологии, поскольку одной из индикаторных систем в ответ на действие стресса является желудочно-кишечный тракт (Selye H., 1960, 1972).

Цель исследований: изучить влияние эмоционального стресса на секреторную функцию желудка и поджелудочной железы и исследовать механизмы нейрогуморальной регуляции этих влияний.

загрузка...