Delist.ru

Обеспечение дорожной безопасности автомобильного транспорта в зимний период (25.08.2007)

Автор: Молев Юрий Игоревич

МОЛЕВ ЮРИЙ ИГОРЕВИЧ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

В ЗИМНИЙ ПЕРИОД

Специальность 05.22.10 – Эксплуатация автомобильного

транспорта

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора технических наук

____________________________________________________________________

Владимир - 2007

Работа выполнена на кафедре «Строительные и дорожные машины «Нижегородского государственного технического университета (НГТУ)

Официальные оппоненты:

доктор технических наук, профессор

Гудков В.А.

доктор технических наук, профессор

Ким Б.Г.

доктор технических наук, профессор

Коноплянко В.И.

Ведущая организация: НИЦ БД МВД РФ

Защита диссертации состоится _____ ___________ 2007г. в ауд. ______ на заседании диссертационного совета Д. 212.025.02 во Владимирском государственном университете по адресу: 600026, г. Владимир, ул. Горького 87.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Владимирского государственного университета

Автореферат разослан _____ ____________ 2007 года

Отзыв на автореферат с подписью, заверенной печатью организации, просим направлять в адрес учёного секретаря диссертационного совета.

Учёный секретарь

диссертационного совета Д. 212.025.02

доктор технических наук, профессор С.Г. Драгомиров

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы.

За последние годы в России наблюдается рост автомобильных перевозок. Постоянно увеличиваются скорость движения, грузоподъемность автомобилей, интенсивность дорожного движения. Однако, наряду с этим, более отчетливо проявляются и некоторые отрицательные тенденции автомобилизации, наиболее важной из которых является значительное число дорожно-транспортных происшествий (ДТП). На ДТП влияет множество факторов – состояние дорог, интенсивность движения, освещенность, техническое состояние автомобилей, психологическое состояние водителя, уровень его профессиональной подготовки и множество других. Среди них одно из важнейших мест занимает состояние дорожного покрытия. Уменьшение сцепления колеса с дорогой вследствие наличия на ней уплотнённого снега или льда приводит к увеличению тормозного пути и безопасного радиуса поворота в 3-9 раз. Снежные заносы вдоль дороги снижают видимость и могут уменьшать используемую ширину проезжей части дороги. Кроме того, наличие колей, выбоин, ямочности и других неровностей на дорогах, покрытых снежным или ледяным накатом, может привести к потере водителем контроля над траекторией движения и управляемостью автомобиля.

По данным ГИБДД РФ около 20% аварий происходит по причине неблагоприятных дорожных условий и из них более 70% (15% от общего числа ДТП) приходятся на заснеженные дорожные покрытия, 5% на дорожные покрытия, частично покрытые снегом или льдом и 1% на покрытия, которые по другим причинам были скользкими. Следует отметить, что сам термин неудовлетворительные дорожные условия не имеет юридической формулировки.

Цель зимнего содержания дорог заключается в обеспечении пропускной способности автомобильных дорог, а также в снижении количества ДТП за счет улучшения условия сцепления шин колес автомобиля с дорожным покрытием. Работы по зимнему содержанию дорог чрезвычайно трудоёмки. Однако отсутствие методики оценки влияния дорожных условий на безопасность дорожного движения не позволяет ни оценить эффективность использования данных средств, ни наметить пути снижения аварийности на дорогах.

Основные трудности зимней уборки связаны с метаморфизмом снега, то есть способностью изменять свои свойства за достаточно короткий промежуток времени под действием как климатических условий, так и в результате движения транспортных средств и пешеходов. Под воздействием выше перечисленных факторов снег, находящийся на очищаемой поверхности, быстро уплотняется, а затем превращается в снежно-ледяной накат, прочность которого, в сочетании с прочностью образовавшихся прослоек льда, выше обычного снега в 20-30 раз. Кроме уплотнения снега на дорогах под действием движителей транспортных средств, имеет место и обратный процесс – его эскавационное разрушение. В зависимости от скорости течения обоих процессов, коэффициент сцепления колеса с поверхностью дороги будет либо уменьшаться, либо увеличиваться, в соответствие с чем на разных дорогах управляемость транспортных средств будет различной. Поэтому актуальной является проблема разработки теории влияния уровня содержания дорог с различной интенсивностью движения на степень безопасности дорожного движения.

Цель исследований.

Повышение безопасности дорожного движения в зимний период.

Объект исследований.

Процесс дорожного движения и изменение его параметров (аварийность, интенсивность, скорость) под воздействием атмосферных явлений (снег, метель, изменение температуры воздуха и дорожной поверхности), движителей транспортных средств и рабочих органов коммунальных машин.

Общая методология исследований.

При проведении теоретических исследований использованы методы теории вероятности и математической статистики, спектрального и корреляционного анализа, прикладного анализа случайных данных, аналитической механики, механики сплошных сред, механики сложных пространственных конструкций, механики разрушений, механики контактного взаимодействия пространственных систем с ограниченными телами, теории упругости и вязкопластичности и тензерного исчисления; численные методы решения систем дифференциальных уравнений и нелинейных алгебраических уравнений; разнообразные методы математического моделирования и оптимизации параметров.

Экспериментальные исследования по оценке управляемости в сложных условиях проводились на серийно выпускаемых транспортных средствах.

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7