Delist.ru

Субъектная динамика культуры жизни (25.08.2007)

Автор: Лысенко Елена Михайловна

- разработка принципов устойчивого развития социокультурной среды и гуманистических принципов культуры жизни;

- проектирование образовательной культуры жизни на основе принципов непротиворечия, преемственности, дополнительности, комплиментарности, информационного взаимодействия, поликультурности и многоязычия;

- учет информационно-духовных факторов развития культуры жизни в диаде «человек – человечество»;

- создание институтов культурного сопровождения жизнедеятельности субъектов культуры жизни на уровне человека и поколения;

- определение сущности креативного личностно развивающего образования;

- обеспечение условий для самореализации и развития творческих способностей субъектов в процессе преобразования культуры жизни;

- формирование духовно-культурной сферы молодого поколения: преображение через самоактуализацию личности и развитие ноосферной культуры.

Субъектный динамизм культуры жизни обеспечивается подготовкой поколений и каждого индивидуума к самопроектированию культуры жизни, качество которой определяется уровнем жизнедеятельности, нацеленностью на самоактуализацию и жизнетворчество. Проектирование культуры жизни может осуществляться в соответствии со стратегически концептуальными векторами развития культуры жизни в поколенной структуре общества: во-первых, это движение к взаимосвязанности, взаимообусловленности, взаимозависимости во всех сферах функционирования жизни и, во-вторых, сохранение на этой основе многообразия в национально-этническом, морально-этическом, эстетическом плане.

В философской рефлексии под сценарием автором понимается гипотетическая последовательность событий, показывающая, как при заданных начальных условиях может пошагово изменяться будущее состояние объекта культуры жизни. Сценарное программирование помогает лучше понять стратегические цели образования и его эволюцию, определить действенность культурно-исторических факторов функционирования институтов образования, проанализировать возможные направления усилий субъектов жизни в вопросе формирования культурных ценностей и выделить оптимальные. Диссертант подчеркивает, что эффективность прогнозов снижается при высокой турбулентности внешней среды, увеличении длительности действия сценария, поливариантности выбора, сложности предугадывания пространственно-временных точек бифуркации, в которых произойдет ветвление траекторий культуры жизни. Автор доказывает, что краткосрочность промежуточных планов и прогнозов не отрицает видения интегративного образа культуры жизни человечества, так как генеральные линии прослеживаются яснее, чем краткосрочная перспектива.

Инновационные проекты задают динамизм культуре жизни, гармонизируя жизнедеятельность индивидуума на основе культурных ценностей и идеалов поколений, которые составляют смысл жизненного пути самоактуализирующегося человека. Динамика и уровень культуры жизни расширяются за счет изменений в структуре потенциала, интеллектуального и культурного капитала человечества, ориентированности людей на диалог и толерантность в субъектно-объектных отношениях. Особенностью инновационного проектирования становится соединение анализа и синтеза в динамике культуры жизни с учетом прошлого, настоящего и будущего субъектов и объектов культуры на основе культурной самоидентификации, аккумуляции культурно-исторической памяти народа, детерминации механизмов саморазвития, институционализации будущего.

Таким образом, базисная задача проектирования культуры состоит в том, чтобы выявить внутрикультурные связи, которые управляют ее динамикой. Если учтен закон возрастания роли культуры, циклический характер ее развития, культурные ценности поколений, верно определены целевые установки и алгоритм проектирования, то система в процессе преобразования управляема и прогнозируема. Если система попала в конус притяжения аттрактора будущего, то оно начинает «торопить» настоящее, мотивируя субъектов культуры жизни на скорейшее достижение результата, производя отбор тех субъектно-объектных ценностей, которые конгруэнтны возникающему будущему. Улавливая подобные тенденции, можно проектировать культуру жизни будущих поколений в пространственно-временном континууме настоящего и прогнозировать субъектную динамику ее преображения.

В заключении диссертации подводятся основные итоги авторского исследования, формулируются выводы по концептуальным основам субъектной динамики культуры жизни и намечаются направления дальнейшей разработки проблемы. Философия культуры жизни, по мнению автора, включает разнопорядковые определения, фиксирующие соответствующие компоненты ее сущности, структуры и предназначения:

- общетеоретическое философское определение культуры жизни подразумевает общечеловеческую окультуренную реальность, создаваемую и воплощаемую на всем протяжении человеческой истории (ритмически не совпадающую с фазами исторической эволюции) и через процессы преобразования – преображения – превращения обеспечивающую позитивное обновление действительности с учетом творческих потенций человека;

- в диалектическом аспекте под культурой жизни подразумевается гармоничное единство в многообразии способов репрезентации человечества посредством внешнего и внутреннего проявления культуры жизни, отраженной в общественно-историческом и субъектном бытии личности и человеческих сообществ;

- в онтологическом ракурсе культура жизни представляет собой биоопределяющее, социально обусловленное, психологически обоснованное, духовно мотивированное ноосферное воплощение синергийного объединения культуры общества и культуры человека как субъекта жизнедеятельности;

- в гносеологическом понимании культура жизни создается, накапливается и передается социальными институтами последующим поколениям и образует субстанциональную основу цивилизации и универсальный фактор ее непрерывного развития в диаде «человек – человечество», «личность – социум»;

- в антропологическом контексте культура жизни – это универсальный процесс, превращающий человека в личность и субъект культуры по мере овладения субъектно-объектными культурными ценностями жизни;

- в системно-синергетическом понимании культура жизни – это открытая эволюционно и скачкообразно изменяющаяся, самоорганизующаяся, простирающаяся во времени и в пространстве система, переживающая, с одной стороны, процессы сохранения, преемственности традиций народа и человечества, а, с другой, процессы превращения, преобразования, преображения культурных ценностей поколений и индивидуумов в триадной оппозиции «природа – человек – общество», актуализирующей биопсихосоциодуховные основы ее субъектов.

Простирание культуры, отраженное в «преобразовании – преображении – превращении» культуры жизни позволяет говорить о бессмертии человека, репрезентирующего свои потенции перед человечеством за счет компенсации конечного во времени биологического начала долговечными материальными и непреходящими духовными ценностями.

Диссертантом показано, что в рамках нового философского направления – эволюционно-синергетической динамики культуры жизни процесс ее проектирования предполагает ноосферный вектор развития культуры с опорой на духовно-творческий потенциал россиян. За Россией будущее, так как «по потенциалу разума русский народ – один из великих», а россияне – представители стыковой евроазиатской культуры, поэтому проектирование основано на присвоении всего лучшего, что характерно для европейских и азиатских культур (А. Мангетти). Проектируя культуру жизни, диссертант делает акцент на идее преобразования объекта культуры жизни в рамках личностно развивающего образования и преображения субъекта культуры жизни в процессе самоактуализации и самосовершенствования личности. Автор представляет оптимистический прогноз на ближайшие десятилетия, связанный с наметившимися тенденциями преображения культуры жизни в культурном пространстве России.

Результаты исследования предназначены для общетеоретического изучения феномена культуры жизни, решения методологических проблем теории и истории культуры. Они нашли применение в ходе подготовки курсов по выбору в области прикладной философии, разработки программ по креативному образованию молодежи и по подготовке ювенологов.

Основные положения исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:

Монографии

1. Лысенко, Е. М. Молодежная субкультура: синергетическое осмысление феноменов / Е. М. Лысенко. – Саратов : Науч. книга, 2006. – 230 с. (14,5 п.л.).

2. Лысенко, Е. М. Философия синергетики Земли / Е. М. Лысенко, И. И. Колисник, В. Б. Самсонов. – Саратов : Науч. книга, 2005. – 163 с. (10,2 п.л.. / 3,4 п.л.).

3. Лысенко, Е. М. Концепты личностно развивающего обучения // Эмпиризм и рационализм креативного образования / Е. М. Лысенко, И. И. Колисник, В. Б. Самсонов. – Саратов : Наука, 2006. – С. 42 -102 с. ( 4 п.л. / 13,5 п.л.).

4. Лысенко, Е. М. Человеческая синергия культуры // Синергия науки : (междисциплинарный опыт осмысления) / Е. М. Лысенко, И. И. Колисник, В. Б. Самсонов [и др.]. – Саратов : Эмос, 2006. – С. 171-226. (3,5 п.л. /16,1 п.л.).

5. Лысенко, Е. М. Проектирование культуры жизни // Проектирование геосистемы: от философии к практике / Е. М. Лысенко, С. П. Позднеева, В. Б. Самсонов [и др.]. – Саратов : Наука, 2007. – С. 52-65. (0,92 п.л./14,5п.л.).

Статьи в изданиях, входящих в перечень ВАК

6. Лысенко, Е. М. Основные направления профессиональной подготовки будущих дефектологов: социально-психологический аспект / Е. М. Лысенко // Вестн. Сарат. госагроун-та им. Н.И.Вавилова. – 2004. – №3. – С. 79-83. (0,3 п.л.).

7. Лысенко, Е. М. Генезис профессиональной направленности студентов-дефектологов / Е. М. Лысенко // Высш. образование в России. – 2005. – № 1. – С. 172-176. (0,3 п.л.).

8. Лысенко, Е. М. Феноменология «культуры простирания» / Е. М. Лысенко, И. И. Колисник // Вестн. Сарат. госагроун-та им. Н.И. Вавилова. – 2006. – №4. – С. 111-114. (0,4 п.л. / 0,3 п.л.).

9. Лысенко, Е. М. Парадоксы и тропы молодежной субкультуры/ Е. М. Лысенко // Вестн. Сарат. госагроун-та им. Н.И. Вавилова. – 2006. – №4. – С.123-126. (0,4 п.л.).

Научные статьи в сборниках

10. Лысенко, Е. М. Стратегия и тактика творческой деятельности педагога / Е. М. Лысенко // Психология творчества : межвуз. сб. науч. тр. – Саратов : Изд-во Сарат. пед. ин-та, 2000. – С. 56-62. (0,38 п.л.).

11. Лысенко, Е. М. Условия повышения творческой активности юношества / Е. М. Лысенко // Вопросы психологии внимания : межвуз. сб. науч. трудов. – Саратов : Изд-во Сарат. пед. ин-та, 2000. – С. 14-22. (0,44 п.л.).

12. Лысенко, Е. М. Общий обзор проблем суицидального поведения среди подростков: социально - психологический аспект / Е. М. Лысенко // Бюл. междунар. академии психол. наук. – Саратов : Изд-во Сарат. пед. ин-та, 2000. – Вып.VIII. – С. 6-10. (0,3 п.л.).

13. Лысенко, Е. М. Социализация личности и личностная ориентация образования / Е. М. Лысенко // Технологии обучения и творческий потенциал учителя : сб. науч. тр. – Саратов : Слово, 2001. – С. 77-82. (0,3 п.л.).

14. Лысенко, Е. М. Здоровьесберегающие технологии в обучении подростков с различными образовательными потребностями / Е. М. Лысенко // Социально-психологические проблемы образования детей с отклонениями в развитии : межвуз. сб. науч. тр. – Саратов : Изд-во Латанова В.П., 2002. – С.19-26. (0,44 п.л.).

15. Лысенко, Е. М. Духовность и личностная ориентация образования / Е. М. Лысенко // Духовность: теория и практика : науч.-тем. сб. – Саратов : Изд-во Латанова В.П., 2002. – С. 26-30. (0,3 п.л.).

загрузка...