Delist.ru

Институционализация социального патроната семей в условиях современной России (25.08.2007)

Автор: Алексеева Лариса Семеновна

В первом параграфе -- «.Эмпирический анализ институционализации социального патроната семей, оказавшихся в состоянии социального исключения» рассматриваются четыре группы вопросов. Первый связан с тем, что институционально социальный патронат начинает оформляться и реализовываться в процессе институционализации комплекса предписаний, правил и норм, сосредоточенных вокруг его социально значимых функций. Их репертуар, особенно в самом начале, входит в качестве составной части в сложный комплекс деятельности специалистов, формируя ее среду, условия, «систему координат».. Специалисты как действующие лица институционализации патроната, «заинтересованные» и «мотивированные» им, оказываются способными к рефлексии и осуществляют свою деятельность в виде непрерывного потока поведения, который вносит в патронат динамику и новизну благодаря использованию как своих, так и «совместных» знаний, их пополнения, изучению «историй» семей, происходящих с ними изменений, построения с ней конструктивного взаимодействия и т.д. Жестко же приверженные внешним предписаниям, напротив, ограничиваются набором отдельных актов (рейды, проверки, обследования), «силовыми» методами воздействия на семью. Не выдерживая «невосприимчивости» к таким воздействиям, они прибегает к административным мерам и, наконец, будучи подверженными «синдрому сгорания», достаточно быстро уходят из профессии. «Текучесть» кадров, характерная для социальных служб – верный симптом доминирования в них именно «нормативной» ориентации сотрудников.

Со второй группой вопросов связан эмпирический анализ процесса институционализации социального патроната семей и его научного обоснования через адекватным образом организуемое коммуникативное пространство-время, скрепляемое системой связей и обладающее динамикой. Главная роль в такой коммуникации принадлежит процессам обратной связи, созданию системы межличностных и договорных отношений, основанных на правилах «двойного» информирования - о целях разрабатываемых планов, программах вмешательства в социально опасную ситуацию, «социальному участию семьи в исследовании, осознании и решении собственных проблем, а также методам перманентной коммуникации, апробация которых предусматривает включение ее в процесс принятии решений, напрямую зависимых от уровня уверенности в своем влиянии на исход дела.

Характер помощи семье в преодолении трудностей и повышении ее потенциала переносит фокус взаимодействия с ней на инструментальное использование языка и с помощью языка изменяют реальность – составляет третью группу рассматриваемых в параграфе проблем. Здесь говорится о том, что социальные работники «делают дела» и строят конструктивные отношения с помощью соединения слов и дел, т.е., коммуницируя, выявляя скрытые допущения, демонстрируя наличие подразумеваемого, но не всегда проговариваемого знания, пробивают брешь в фоновых ожиданиях повседневной жизни. Применение в процессе использования языка таких социальных механизмов, как переговоры, вокруг которых формируются остальные элементы практики социального патроната, легитимируют нормы и процедуры диалога и комплексные методы системного воздействия и поддержки, позволяя использовать достижения самых разных отраслей социальных наук - социологии, психологии, философии, педагогики, экономики, и др., т.е. междисциплинарный подход. Четвертая группа вопросов предполагает развитие взаимодействия между патронатной службой и семьей не только на базе первичных социальных отношений, но и все более усложняющихся социальных образовании. Чтобы диалог был эффективным, социальная служба призвана исполнять роль легитимного функционального и представительного органа, в компетенцию которого входят соблюдение социальных и экономических интересов и решение наиболее острых проблем семьи с детей; ведение постоянных переговоров не только с ее членами для включения в процесс изменений, но (при наличии широких прав и полномочий) и с представителями властных структур и ведомств, отслеживание соблюдения законодательных актов, касающихся прав семей с детьми в социальной сфере

Второй параграф - «Институционализация социального патроната семей в процессе его организации и управления» посвящен процессу управления патронатом, которое преследует цели формирования его «внутренней» и внешней институциональной среды, а также процедур реализации, связанных с выделением групп функциональных процессов - объектов управления, их предварительным анализом и последующей оценкой. Внутренняя среда патроната – это его действующие лица, система их взаимосвязей между собой, наличие информационных и коммуникативных сетей, способность формирования организационной культуры.

Управление патронатом опирается на концепцию М. Вебера о формально создаваемых бюрократических организациях, а также рефлексивной рациональности Г. Гарфинкеля и коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса. Субъектами такого управления выступают органы системы социальной защиты (включая административные), а также их низовое звено – лица, непосредственно ответственные за реализацию патроната и осуществляющие его. Такие отношения находят свое выражение во взаимодействии по определенным правилам между членами рабочей группы как объектами управления и субъектом как ответственным за патронат лицом, управляющим патронатом. Управляющий патронатом – это его организатор, руководитель, координатор, выступающий в качестве то ли делегированного (delegat), т.е. выбранного административным органом для обеспечения планируемых перемен, то ли эффективного и психологического лидера. Во-вторых, патронат предстает как процесс субъектно-субъектных отношений, предполагающий их горизонтальный срез, и. тогда опирается на концепцию Р. Смелзника о взаимодействии в организациях цельных личностей, символического интеракционизма о множестве формирующих структуру индивидов ,Дж. Мида, Т. Блумера, И. Гофмана, а также на идеи Т. Парсонса о системе как интеракции индивидов. Взаимодействие при патронате приобретает интерактивный характер, предполагающий достижение консенсуса, который придает управлению и его результатам солидарный, согласованный характер и проходит в режиме диалога между его участниками, включая семью, с установкой на согласование мнений, планов, интересов и целей сторон, так как его «выживание», как любой другой социальной деятельности, измеряется способностью именно непосредственных исполнителей к организованной, эффективной и конструктивной (результативной) деятельности.

Непосредственные исполнители патроната рассматриваются в диссертации как «трансакционная комплементарная (complemеntary) группа», владеющая набором социальных действий, способных обеспечить достижение планируемых перемен. Пока ее трансакции остаются комплементарными, коммуникации в группе могут продолжаться неопределенно долго. Руководителю патроната предстоит выступить в качестве катализатора, побуждающего их к сплоченности для содействия эффективному протеканию подобных процессов. Управление патронатом необходимо для того, чтобы осуществлять контроль над разрешением своеобразного конфликта, разделяющего семью и общество, путем элиминирования или минимизации проблем, и через достижение согласия между семьей и социальной службой, представляющей государство. Снятие конфликта рассматривается в качестве главного условия возможности и прочности совместно принимаемых решений. Применительно к обеспечению социальных связей и контактов между социальными работниками и семьей речь идет о взаимной ориентации сторон и рождению стремления понять друг друга, войти в положение (ситуации) друг друга как партнеров по общению.

Таким образом, совокупность взаимоотношений в системе организации управления патронатом позволяет определить его как интерактивно-рациональную управленческую структуру, вырабатывающую для себя нормы и принципы взаимодействия, способствующие эффективному функционированию патроната как управляемой и организованной, высокопрофессиональной системы.

Третий параграф – «Динамика (стадии, этапы) социального патроната семей» рассматривает динамику действий команды патроната как консолидированной группы, что позволяет выделить ряд состояний или стадий (этапов) во взаимоотношениях патронатной службы с семьей. Последовательность этих стадий предполагает закономерные изменения форм и способов поведения (действий), а также отношений под влиянием внутригрупповых и внешних факторов. На каждой из стадий как поле реализации планируемых изменений в проблемной ситуации решаются свои специфические задачи, и при этом именно проблематичность ситуации исключения, ее особенности, характер являются существенными стимулами, побуждающими как специалистов, так и членов семей к освоению и использованию нового опыта взаимодействия. Стадии трактуются не как периоды развития, пройдя через которые к ним можно больше никогда не возвращаться, а как процесс, способствующий переменам. При этом, минуя тот или иной этап и достигнув определенных соглашений, иногда оказывается весьма актуальной необходимость «повторения пройденного», точно так же, как в силу непредвиденных обстоятельств и полное прекращение движения вперед вплоть до возвращения на прежние, исходные позиции. В этапах отражается процесс и содержание работы с семьей в парадигме патроната, а именно: 1.диагностика и оценка ситуации семьи-клиента; 2. планирование взаимодействия и выбор методов воздействия на семейную ситуацию; 3. установление первичных контактов, проведение совместного анализа проблем и формирование на основе совпадения взглядов на них устойчивой мотивации семьи-клиента на сотрудничество со службой; 4.обсуждение и составление контракта (договора) с семьей; 5. проведение патронажа; 7. завершение работы с семьей. Поэтапное и последовательное решение проблем семьи-клиента определяет необходимые и достаточные элементы патроната, без которых, по мнению диссертанта, реальная помощь семье оказывается малоэффективной.

В заключении диссертации обосновываются выводы и предложения по оптимизации дальнейшего развития института социального патроната семей, оказавшихся в состоянии социального исключения, ожидаемые результаты реализации концепции социального патроната как нового качества социальной работы с семьей, проблемы его правового обеспечения..

Основные публикации по теме диссертации:

Монографии

1 Алексеева Л.С. Социальный патронат семьи и детей. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007. – 210 (18 п.л..)

2. Алексеева Л.С. Семейное насилие и дети. – М.: Гос НИИ семьи и воспитания, 2007. – 166 с.. (16 п.л.)

3. Содержание и организация деятельности центров психолого-педагогической помощи населению / Под ред Л.С. Алексеевой. – М.: НИИ семьи, 1997. – 272 с.. (17 п.л.).

4. Алексеева Л.С., Бурмистрова Е.В. и др. Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семье. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. – 192 с. (12 п.л..)

5. Алексеева Л.С., Лидерс А.Г., Овчинникова Т.Н. Консультирование детей в психолого-педагогическом центре / Под ред. Л.С. Алексеевой. – М.: НИИ семьи, 1998. – 168 с. (10, 5 п.л.)

6. Алексеева Л.С., Буданова Л.Б., Даньярова Т.А. Ширинский В.И. Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе-комплексе «Детская личность». – М.: НИИ семьи, 1997. – 112 с. (7 п.л.)

7. . Алексеева Л.С. Социальные риски семей с детьми как предмет социологического анализа / Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания / Составитель Г.В. Сабитова, 2006. – Т. – с. 31 – 46. 1. (0,6 п.л.)

8.Социальная работа с семьей / Под ред. Т.И. Шеляг. – М.: Институт социальной работы, 1995. -. 175 с. (0,6 п.л).

9. Технологии социальной работы / Под общ. Ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА, 2001.. – 400 с. (2,5 п.л. / 2,6 п.л.).

10. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред Е.И. . Холостовой. – М.: Юристъ, 1997.- 418 с. (26,5 п.л. / 2,6 п.л.)

11. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А.М.Панова, Холостовой Е.И. – М.: Институт социальной работы. Т. 1 и Т. 2.,.: 1997..- 364 с. (0,5 п.л.)

12. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей). – М.: Синергия, 1996. – 163 с.(12 п.л.)

13. О положении семей в Российской Федерации. – М.: НИИ семьи . – 1998. – 184 с. (13 п.л.)

14. Алексеева Л.С., Плоткин М.М., Спиваковская А.С., Ширинский В.И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – М.: :Научно-исследовательский институт семьи, 1994. – 176 с. (12 п.л..)

15. Шмаков С.А., Л.С. Алексеева. Дети – Родители – Учителя. В помощь педагогу-экспериментатору, классному воспитателю. Отв. Ред. О.С. Газман. – М.: ВТК «Классный руководитель», 1992. - 82 с. (6 п.л..)

Статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования РФ

16. Алексеева Л.С. Насилие и дети // Социолог. исслед. 2003, - № 4. – 0,6 п.л..

17. Алексеева Л.С. Бездомные как объект социальной дискредитации // Социолог. исслед. – 2003, - № 9, - с .52-61.

18. Алексеева Л.С. Проблемы жестокого обращения с детьми в семье // Педагогика. 2006. № 5. С. 43 – 57.

19. Алексеева Л.С. Насилие и психическое здоровье детей // Семья в России. 2006. - № 2. – с.73-80.

20. Алексеева Л.С. Работа с семьей в учреждениях социального обслуживания: социально-психологический аспект // Семья в России, 1998, - № 3 / 4. - с. 112-125. Алексеева Л.С. Работа с семьей в учреждениях социального обслуживания: социально-психологический аспект // Семья в России, 1998, - № 3 / 4. - с. 112-125.

21. Алексеева Л.С. Социальная работа с семьей в парадигме социального исключения // Семья в России. 2006.. - № 3. – с. 85 – 99.

22. Алексеева Л.С. Методика изучения и составления истории семьи группы особого риска // Семья в России. 2004. - № 4. – с. 90-103

23. Алексеева Л.С. Теория активизации и социальная работа с семьей // Семья в России. 2007. - № .

Статьи в научных изданиях

24. Алексеева Л.С. Из опыта организации деятельности Центра социальной работы «Братеево» // Социальная работа./ Отв. Ред. И.А. Зимняя. Вып. № 9. – М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. – с.179-182.

25. Ермаков В.Д., Алексеева Л.С., Плоткин М.М. Основные концептуальные подходы к созданию территориальных центров социальной работы с населением // Семья в России, 1994 -№ 1.. - с.146-163.

26. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков: опыт Голландии / / Семья в России. 1994. - № 2. - с. 148 – 167.

27. Алексеева Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы // Семья в России. 1996. - № 3-4. - с. 113-127.

загрузка...