Delist.ru

Психология личностного становления педагога-профессионала (25.04.2007)

Автор: Фонарев Александр Ратмирович

На I этапе профессионализации наибольшую значимость имеет такая ценность, как материальное положение, к остальным ценностям положение индифферентное. На следующем этапе становления в профессии предпочитаемой ценностью является сохранение собственной индивидуальности. Также высокую значимость приобретают собственный престиж, креативность, активные социальные контакты, достижения, что и отражает ситуацию, характерную для данного этапа профессионализации, согласно теоретическим положениям. На III этапе становления предпочтение отдается креативности, духовному удовлетворению и развитию себя. Резко снижена необходимость в престиже, высоком материальном положении и достижениях. Даже значимость сохранения собственной индивидуальности оказывается сниженной, что свидетельствует о переходе от индивидуализации к интеграции, диалогизации всей жизнедеятельности. В группах сензитивно-психастенического профиля продолжается повышение актуальности духовного удовлетворения, развития себя и креативности. Происходит отвержение таких ценностей, как материальное благосостояние, достижения, престижа и социальных контактов. В лабильно-истероидных группах наиболее значимыми являются: духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности, социальные контакты и развитие себя.

На I этапе профессионализации основная активность личности проявляется в сфере увлечений, а также обучения и образования. На следующем этапе становления в профессии наблюдается повышенный интерес к сферам профессиональной и общественной жизни. На III этапе профессионализации ценности реализуются в сферах профессиональной жизни и обучения и образования. Сфера увлечений также занимает высокое место среди сфер проявления активности человека. Это дает нам возможность экспериментально подтвердить предположение о том, что на данном этапе становления хобби, увлечения совпадают с профессией. В группах сензитивно-психастенического профиля тенденции, характерные для предыдущих групп, еще более обостряются. В лабильно-истероидных группах указанные тенденции оказываются несколько сглаженными.

Рассматривая связи между выбором ценностей и сфер жизнедеятельности и различными личностными проявлениями, можно заметить, что по мере роста профессионализма их количество увеличивается, особенно в типологических группах. А количество связей между ценностной сферой и критериями эффективности деятельности с ростом профессионализма - снижается. Данный факт не означает отсутствия их влияния на личностное становление профессионала. Эти связи становятся более опосредованными, за счет увеличения внутренних связей, т.е. можно сказать, что эффективность становления в профессии и соответственно качество деятельности обусловливают уже не отдельные ценности, а их целостные констелляции.

Структура организованности ценностной сферы также повышается по мере становления в профессии. Это также подтверждает структурный эффект влияния ценностной сферы на процесс профессионализации личности.

Сравнение успешных и неуспешных групп, находящихся на одном этапе профессионализации, также проводилось на основании изучения статистических различий между ними, структуры ПВК и совместной кластеризации результатов тестирования и успешности деятельности.

Результаты проведенного сравнения показали, что с повышением профессионального мастерства повышается уровень интегрированности, и в то же время спецификации отдельных комплексов ПВК. Эффективность или неэффективность деятельности в большинстве случаев обусловлена стилевыми особенностями общения и отношений с клиентами. Число качеств, влияющих на эффективность деятельности, с повышением профессионализма уменьшается, как и количество значимых связей - с параметрами деятельности.

Совместная кластеризация результатов тестирования и успешности деятельности свидетельствует о том, что в неуспешных группах на первых этапах профессионализации возможностям осуществления деятельности препятствуют определенные личностные качества. При дальнейшем становлении личности в профессии, хотя и имеются качества, профессионально необходимые для деятельности, но значения их параметров не соответствуют требуемым, для ее осуществления.

Однако, изучение средних значений выделенных параметров и совместная кластеризация результатов тестирования и параметров деятельности оказываются недостаточно чувствительным средством обработки психодиагностических результатов. Необходимо осуществить факторную диагностику, которая допускает целостное количественное моделирование изучаемых феноменов.

Мы не будет приводить факторизацию данных по группам, отметим только несколько важных моментов. Нами получено, сходное с выделенным Б.А.Сосновским (1993), механизмом “скрывания ценностей”, явление, когда относительно высокие по средней величине переменные занимают невысокие места в факторной структуре. Это, например, такие качества как доброжелательность и отзывчивость (III этап), которые попадают лишь в третий фактор, что отражает их невысокую значимость для эффективности деятельности. Можно проследить и обратную тенденцию, когда доминирование и независимость, имеющие достаточно невысокие значения на I этапе профессионализации, попадают в первый фактор с довольно-таки значительным весом. С другой стороны, с возрастанием уровня профессионализации оценки эффективности деятельности, которые также повышаются, в факторной структуре занимают все более низкое место, распределяясь от второго до пятого фактора, то есть их значимость понижается. Очевидно, это связано с тем, что на высшем уровне становления в профессии, обозначенном нами как модус служения, оценка результатов деятельности не является столь значимой, как на предыдущих этапах профессионализации; эффективность деятельности становится только средством оказания помощи людям.

Учитывая различия, выделенные В.И.Слободчиковым и Н.А.Исаевой (1996), и нами в данной работе, можно констатировать, что есть разница между профессионалом и специалистом, и потому невозможно понять, какие личностные качества определяют эффективность деятельности как исполнителя и специалиста, так и профессионала. Поэтому в блок исследуемых качеств были включены отдельные показатели нервно-психического напряжения, ригидности и самоотношения, для выявления того, за счет чего же отдельные педагоги “останавливаются” в своем личностном развитии как профессионалы, а другие успешно проходят этапы профессионализации, и продолжают развиваться на всем протяжении своей профессиональной деятельности.

Обследование по тесту Люшера показало, что во всех группах педагогов, за исключением одной, коэффициент вегетации оказался больше единицы. Но если на первом этапе профессионализации часто наблюдается непродуктивная, хаотическая активность, а на втором - стремление к достижению высоких результатов также обусловливает большую или меньшую эффективность деятельности, то на последнем этапе профессионализации, когда второстепенные проблемы отходят на второй план, оказываясь лишь средством оказания помощи людям в раскрытии их потенциала, активность становится наиболее продуктивной, иногда даже, возможно, обусловленная более низкими значениями вегетативного баланса.

Принимая во внимание то, что в некоторых группах педагогов обнаружены довольно низкие показатели адаптированности и высокие суммарные отклонения от аутогенной нормы, мы предположили, что это должно сказаться на их нервно-психическом состоянии, ригидности и самоотношении, что и было подтверждено результатами диагностики.

Рассматривая связи между выбором ценностей и различными личностными проявлениями, можно отметить следующее. С ростом профессионализма их количество и значимость повышается, а в типологических группах резко падает. В этом их отличие от групп официантов. Количество связей между ценностной сферой и критериями эффективности - падает, а в типологических группах их практически нет. Связи становятся более опосредованными, и ценностная сфера начинает влиять на процесс становления в профессии с помощью целостных ценностных структур.

Структура организованности ценностной сферы по мере повышения профессионализма снижается, но при этом уровень значимости связей сильно увеличивается.

При изучении личностного становления педагогов нами было проведено изучение взаимовлияния эффективности деятельности и профессиональных способностей. Полученные результаты показали следующее. Если при рассмотрении указанного взаимовлияния в группах официантов, полученные нами данные не соответствовали результатам, приводимым в литературе, то, изучая личностное становление педагогов, мы получили данные, соответствующие взглядам В.Д.Шадрикова и его последователей. Однако, второе противоречие так и не было снято: и в данном случае заметно преобладающее влияние эффективности деятельности на структуру ПВК.

На заключительном этапе исследования нами, вслед за Ю.П.Поваренковым, для операционализации теоретических положений, использовались три критерия профессионализации: профессиональная идентичность, профессиональная зрелость и профессиональная продуктивность, а также определены показатели, составляющие каждый из критериев. На основе вклада каждого из показателей в соответствующий критерий профессионализации, была прослежена в каждой из выделенных групп взаимосвязь между этими критериями.

В ходе экспериментального исследования были выявлены периоды, когда между критериями профессионализации существуют как прямые, так и обратные связи. Учитывая взаимосвязи любого из критериев профессионализации с двумя другими, была построена типология направленности личностного становления профессионала. Всего было выявлено, по шесть типов, характерных как для успешных, так и для неуспешных групп педагогов.

Результаты проведенного эмпирического исследования позволили показать, что личностное становление профессионала является сложным процессом, и на каждом его этапе обеспечивается различными механизмами.

В заключение диссертационного исследования приводятся психотехнология психологического сопровождения личностного становления профессионала. Действенность применяемых процедур подтверждает то, что в процессе работы происходит более быстрое прохождение теми педагогами, которые участвуют в данной работе, этапов своего становления и, соответственно, повышение профессионализма педагогов в более короткие сроки, нежели в случае, когда данное становление происходит стихийно.

ВЫВОДЫ

1. В результате проведенного исследования обосновано содержание целостной концепции личностного становления профессионала, основные положения которой раскрывают общие и специфические закономерности развития личности педагога-профессионала, характерные и для других профессий социономического профиля.

2. Развитие личности профессионала характеризуется активным преобразованием своего внутреннего мира, определяемое процессами самодвижения личности и ее деятельности, способностью встать в практическое отношение к своей жизнедеятельности в целом. Однако, выход за пределы наличных условий жизни не предопределяет того, что эти условия будут реально изменены. Необходимы внутренние ресурсы, энергетически превышающие инерцию наличных условий существования, способствующие пробуждению Я-духовного, которое обусловливает постоянное развитие личности в профессии.

3. На основании выделенных С.Л.Рубинштейном способов жизни, нами предложены три модуса человеческого существования, в соответствии с которыми и происходит становление профессионала: обладания, социальных достижений и служения. При модусе обладания главное - стремление к личному удобству, выгоде, минимизации усилий во всех сферах жизнедеятельности. Основная установка потребительская, состоящая в желании поглотить весь мир. При модусе социальных достижений главное - сравнение себя с другими, соперничество, самоутверждение и самовыражение, что всегда равносильно отрицанию другого, удалению от своей сущности, и чем сильнее человек стремится к своим целям, тем тяжелее их достигает. Следствием этого является возникновение психологической неустойчивости и высокой тревожности. При модусе служения основным является не производство чего-то нового, а раскрытие миру своей уникальности, со-причастности с другими людьми. В виду того, что деятельность свободна от внешней целесообразности, индивиды, производящие какой-либо продукт, развиваются именно как субъекты, чем и способствуют развитию своей профессиональной деятельности.

. В каждом модусе человеческого бытия существует как бы две линии становления. Первая линия характеризует тех индивидов, которые только начинают осваивать профессию или определенный этап своего становления. Вторая характеризует тех из них, которые “застряли” на одном из этапов профессионализации.

В соответствии с законом трансформации этапов какого-либо явления в структурные уровни его организации (Я.А.Пономарев), указанные модусы являются также уровнями профессионализма.

4. На основании разведения понятий индивида и личности и выделения адаптивного и неадаптивного типов активности, разработаны три формы психологической регуляции деятельности: индивидная, индивидуально-психологическая и личностная. Форма психологической регуляции деятельности обусловливается тем модусом жизнедеятельности человека, который обусловливает его бытие, и в то же время является условием существования определенного модуса.

Форма психологической регуляции деятельности может реализовываться различными уровневыми характеристиками осуществления деятельности.

5. Личностное становление профессионала детерминируется разрешением противоречий в триаде «модус жизнедеятельности ? форма психологической регуляции деятельности ? уровень осуществления деятельности». Элементы данной системы оцениваются на основе критериев профессионализации. В том случае, когда эти противоречия не находят своего разрешения наступает стагнация и последующий регресс личности и деструкция деятельности, обусловливая возвращение на предыдущие этапы профессионализации.

Описаны также механизмы, с помощью которых разрешаются противоречия между элементами выделенной триады.

6. Исследование позволило обосновать содержание показателей профессиональной продуктивности, профессиональной идентичности и профессиональной зрелости и определить критерии их оценки. В ходе профессионализации критерии, определяющие уровень профессионализма, могут быть связаны как прямыми, так и обратными связями.

На основании взаимосвязей между ними была разработана типология различных направлений становления личности профессионала, как эффективных, так и неэффективных.

7. Смысл жизни является детерминантой развития личности. Смысл жизни и смысл профессиональной деятельности могут быть как однонаправленными, так и частично или полностью противоположным. Последнее ведет к психологической неустойчивости личности, повышенной тревожности, утрате собственного Я. Указанные смыслы могут существовать также и как бы параллельно: этому способствует использование механизмов психологической защиты.

8. При изучении становления личности в профессии обычно не вводится различие между понятиями “профессионал” и “специалист”. Нами выделены уровни освоения деятельности и соответствующие градации индивидов, находящихся на них: профессионал, специалист и непрофессионал (квазипрофессионал).

Показано также, что деятельность, осуществляемую профессионалом, нельзя назвать ни деятельностью, ни трудом в строгом смысле этих понятий, так как она не отвечает ни выделенным Е.А.Климовым психологическим признакам труда, ни определениям деятельности. Она может быть описана с помощью пиковых (А.Маслоу) и трансцендентных (М.Чиксентмихайи) переживаний.

9. Эмпирическое изучение становления личности профессионала показало, что оно на каждом этапе обеспечивается специфическими механизмами, обусловленными комплексами различных качеств, развитие которых характеризуется неравномерностью и гетерохронностью, проявляющееся в том, что на соответствующих этапах профессионализации ведущая роль принадлежит тем или иным из них.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ

Монографии

1. Психология личностного становления профессионала. Монография. - М.: Изд-во “Ин-т психологии РАН”, 1998. - 19,3 п.л.

2. Психологические особенности личностного становления профессионала: Монография. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 31,1 п.л.

3. Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности: Колл. монография /Под ред. К.М.Гайдар. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2007 (авторский текст – 1,2 п.л.).

загрузка...