Психология личностного становления педагога-профессионала (25.04.2007)
Автор: Фонарев Александр Ратмирович
На основании рассмотрения адаптивного и неадаптивного типов активности и разведения понятий “индивида” и “личности”, можно выделить три формы психологической регуляции деятельности и, соответственно, становления профессионала: индивидную, индивидуально-психологическую и личностную. Для индивидной формы регуляции характерно стремление к сохранению усвоенных форм, установившихся отношений, соответствию между человеком и требованиями решаемых им задач. Для личностной формы психологической регуляции наиболее органична ломка старых форм, установившихся отношений, это активное движение к качественно новым задачам, которые потребуют от нее качественно иного уровня психологической регуляции. Однако, в процессе практической работы было выяснено, что две указанные формы не охватывают всего спектра проявлений человеческой активности. Необходимо рассмотреть еще одну форму, которая является промежуточной, переходной между индивидной и личностной. Ее можно обозначить как индивидуально-психологическую. В силу ее появления человек утрачивает согласие с самим собой, у него возникает неуверенность в себе, непонимание как жить дальше. Происходит как бы “утрата себя”. Все это феноменологически выражается в утрате смысла (Ф.Е.Василюк). Необходимо отметить, что данная форма психологической регуляции является типичным этапом становления личности в профессии, однако, острота кризиса, происходящего на нем, зависит от всей жизненной стратегии, которая имеет целью восстановить целостность личности и ее ценностно-смысловой сферы. Ее феноменологию можно пояснить примером из нашей практики. Человек осознает, что его бытие не соответствует той жизненной стратегии, которую он сам же построил, он старается что-то предпринять, чтобы изменить это положение, но в плане внешней своей жизнедеятельности осуществить это не в состоянии, так как не хватает каких-то внутренних ресурсов. Если это происходит и в профессиональной деятельности, и, например, в семейной жизни, то такое сочетание является критическим для всей системы бытия человека. Следуя логике перечисленных выше форм психологической регуляции, можно выделить три уровня осуществления деятельности. На первом, исполнительском, уровне происходит копирование стереотипных образцов ее выполнения (зачастую, не лучших). Деятельность предстает в данном случае как цепочка исполнительских актов. Главное на этом уровне осуществления деятельности - формирование навыков, поведение ограничивается должностными инструкциями. Непосредственный характер отображения деятельности не позволяет выделить ее сущностных характеристик, задает упрощенное ее построение, что, конечно, не может не сказаться на ее качестве. На уровне планирования имеются уже некоторые представления о деятельности в целом, в ее структуре начинает осознаваться иерархия, но она носит еще нечеткий, случайный характер. Происходит попытка вырваться за пределы ситуативно необходимых для данной деятельности рамок. Здесь возможна частичная дезадаптация специалиста в силу того, что открывающиеся закономерности более глубокого представления о профессиональной деятельности вызывают к жизни новые требования, которые сам человек начинает предъявлять к профессии. Наблюдается некоторый эффект отторжения, так как специалист уже видит, что способы осуществления деятельности, применяемые им, далеко не лучшие, а изменить что-либо в своей деятельности он зачастую еще не может. В силу этого, те специалисты, которые находят новый смысл в деятельности и изменяют свое отношение к ней, преодолевают дезадаптированность; другие - опускаются на первый уровень осуществления деятельности, что ведет к адаптации, но препятствует личностному развитию профессионала. На двух указанных уровнях выполнения деятельности личностные и профессиональные качества имеют как бы самостоятельную жизнь. На работе человек выглядит одним, вне работы он проявляет себя совершенно иначе. Подтвердим это примером. Специалисты сферы сервиса, для которых желание помочь людям, сделать их отдых приятным не является внутренней необходимостью, а отражает только внешнюю форму их поведения, в результате чего в течение всего рабочего дня им приходится сдерживать себя, по окончании работы начинают проявлять иные, зачастую агрессивные тенденции. Если для них характерна разрядка эмоционального напряжения либо дома, либо вне семьи, то у учителей преобладают способы разрядки на рабочем месте. Для таких специалистов с каждым днем положение все более усугубляется, что делает их практически профессионально непригодными, несмотря на большой опыт работы и высокий уровень развития умений и навыков. На третьем уровне осуществления деятельности - уровне проектирования - происходит переход к принципиально новому пониманию строения деятельности как целостного образования. Здесь складывается системное представление о деятельности. Появляется радость творчества, чувство хозяина труда. Работа из обязанности превращается в потребность, происходит превращение труда в культуру,- это особый уровень осуществления деятельности. Жизнь оказывается как не имеющая временной протяженности - она свернута в точку, и развертывается только через вертикальное направление, которое задает содержательное конструирование своего жизненного пути, определяет стратегию, тактику и конкретную реализацию всего ценностно-смыслового единства личности. Выше были описаны три модуса жизнедеятельности, три формы психологической регуляции деятельности и три уровня ее осуществления. Здесь же необходимо отметить, что их соответствие друг другу не является жестко однозначным. Возможны три варианта этого соотношения: 1) отношение соответствия; 2) отношение противоречия; 3) отношение полного несоответствия. Правда, третий вариант редко встречается, поэтому в процессе исследования ему не уделялось особого внимания. Разрешение противоречия между ними детерминируют личностное становление профессионала. Оно может разрешаться как снизу, от операциональной сферы, так и сверху, со стороны модуса жизнедеятельности. Рассмотрим механизмы разрешения указанных выше несоответствий в данной триаде на примере рассогласования в системе «модус жизнедеятельности ? форма психологической регуляции деятельности ? уровень осуществления деятельности». Это может происходить двумя способами. Изменение модуса жизнедеятельности и, соответственно, отношения к окружающей действительности: к себе, к другим, к работе потребуют для реализации этих отношений в деятельности новых средств, что приводит к преобразованию формы регуляции деятельности. Изменение формы психологической регуляции деятельности результируется в преобразовании операциональной сферы. Рассогласование в данной триаде преодолевается как по восходящей, так и по нисходящей линиям. То есть оно будет либо способствовать повышению профессионализма, либо обусловливать его снижение. Возможно также подобное преобразование снизу, от уровня осуществления деятельности. Изменение операциональной сферы обусловливает поиск новых отношений, которые отражали бы возросшие возможности субъекта. Если такие отношения будут найдены и у субъекта хватит внутренних ресурсов для этого (повышение формы регуляции деятельности), тогда модус жизнедеятельности будет преобразован. В случае, когда таких внутренних ресурсов не будет найдено, тогда неизмененная форма психологической регуляции деятельности «поведет» модус жизнедеятельности за собой, но не по восходящей, а по нисходящей линии. Таким образом, снижение модуса жизнедеятельности может способствовать снижению уровня развитости других элементов триады, а повышение – их развитию. Повышение уровня осуществления деятельности может «тянуть» за собой развитие и регуляторных механизмов, и модуса жизнедеятельности, а снижение – обусловливать их деградацию. Но возможны и такие случаи, когда изменение ни снизу, ни сверху не сможет изменить специфику регуляторных механизмов, и тогда форма регуляции деятельности может способствовать изменению и модуса бытия, и уровня осуществления деятельности либо по восходящей, либо по нисходящей линии. Несоответствие, рассогласование между элементами выделенной триады не может продолжаться относительно большой период времени. Данные противоречия должны быть разрешены теми или иными способами. Только в этом случае профессиональная деятельность сможет осуществляться на том или ином уровне профессионализма. Следовательно, только разрешив указанные противоречия, происходит становление личности профессионала, выражающееся либо в повышении профессионализма, либо в возврате к предыдущим этапам профессионализации, который отражает регресс личности и деструкцию деятельности в той или иной степени. В заключение данной главы рассмотрены вопросы жизненного пути личности (Б.Г.Ананьев, Ш.Бюллер, С.Л.Рубинштейн и др.). В четвертой главе «Теоретическая модель личности профессионала и возможности ее практического применения в эмпирическом исследовании» рассматривается модель личности профессионала и трудности, встречающиеся при ее разработке, содержательно уточняется понятие «профессионал», а также кризисы в развитии личности профессионала и возможные деформации, которым подвержена личность на всем протяжении профессионального пути. Изучение проблем личностного становления профессионала напрямую связано с тем, как выявляются ПВК человека, находящегося на той или иной ступени профессионализации. Их выделение зависит от представлений исследователя о структуре личности профессионала. Нами были выделены параметры, позволяющие строить обобщенный психологический портрет профессионала, который соответствует выделенной нами структуре личности и несет в себе перечень ПВК. Структура личности состоит из 4-х уровней: 1) индивидуально-исполнительского, или инструментального; 2) индивидуально-психологического; 3) социально-психологического; 4) духовно-культурного. Показано, что приоритетное значение принадлежит верхним уровням, которые составляют ядерные характеристики личности. Нижние уровни включают в себя периферические качества личности. Выделены трудности, встречающиеся при построении такой модели. Отмечено, что в большинстве исследований, предметом изучения которых является профессионал, не дается определения данного понятия. После рассмотрения представлений различных авторов и формулировок ими понятий профессионала, приводятся собственные формулировки, характеризующие индивидов, находящихся на различных уровнях освоения деятельности. Приведем одну из них: профессионал - это человек, осознавший свое жизненное предназначение, являющийся субъектом своего труда и владеющий деятельностью в целом, результаты труда которого превышают результат, заложенный в цели, осознающий свою ответственность за последствия реализации деятельности и обладающий свободой в создании средств ее выполнения. В данной главе также рассматриваются типологические модели, представленные взглядами А.Ф.Лазурского и К.Юнга. Типологический подход, применяемый нами при изучении становления личности профессионала основан на классификации характеров А.Е.Личко. Он позволяет показать, что люди с различными индивидуальными особенностями могут одинаково успешно или неуспешно осваивать какую-либо профессиональную деятельность. Отметим здесь, что психологический тип является только предпосылкой успешного становления профессионала, определяет потенциальные возможности человека, но только модус жизнедеятельности определяет те формы, в которых оно происходит. В пятой главе «Анализ результатов эмпирического исследования личностного становления профессионала» приводятся полученные результаты. Педагогическая деятельность предполагает широкий круг межличностных контактов, и это общение происходит, по большей части, с постоянным кругом взаимодействующих партнеров. Это, с одной стороны, облегчает его, а с другой - требует более глубокого и вариативного уровня общения. Отметим, что перед началом эмпирического исследования проводились многочисленные наблюдения за работой педагогов с целью отнесения того или иного из них к определенному этапу профессионализации, а также для решения вопроса о том, насколько успешно или с большими трудностями данный субъект работает в соответствии с тем этапом, к которому он был отнесен. Наблюдения проводились пятью независимыми экспертами (психологи), а также пятью экспертами из числа специалистов высшей квалификации (директора школ, завучи, руководители методических объединений). Оценка проводилась по трем критериям: оценка за обучение, оценка за воспитание и общая оценка качества выполняемой деятельности. После этого данные усреднялись как по всем экспертам, так и по всем критериям, что давало общую оценку эффективности деятельности. Группы, выделенные нами, и соответствующие определенному этапу профессионализации, в основном попадают в область лабильности меланхолического и холерического темперамента, что соответствует сензитивно-психастеническим и лабильно-истероидным чертам характера, с компенсацией в область ригидности флегматического темперамента, соответствующей эпилептоидным чертам характера. Помимо этого, в связи с необходимостью создания нескольких моделей личностного становления профессионала, на III этапе нами было выделено еще 4 группы, позволяющие выявить механизмы, с помощью которых людям с различными типологическими особенностями удается одинаково успешно или неуспешно работать в данной профессии. На этом этапе изучения личностных особенностей профессионала нами были использованы: патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е.Личко и тест Шмишека; тест Лири; тест Люшера; тест Розенцвейга; методика изучения ценностных ориентаций Рокича; опросник терминальных ценностей И.Г.Сенина. Если в самом общем виде проанализировать результаты, полученные по тесту Лири (на основе процедуры, предложенной С.А.Шеин, 1991), можно обратить внимание на то, что для I этапа профессионализации характерен авторитарно-монологический стиль общения; II этап характеризуется стилем, образованным “склейкой” альтруистического и рефлексивно-манипулятивного (в нашем исследовании эта форма общения названа личностной); на III этапе становления преобладает стиль, близкий к доверительно-диалогическому. Результаты изучения эмоциональной устойчивости педагогов показали, что коэффициент социальной адаптации повышается с возрастанием уровня профессионализма. Однако, даже высокий коэффициент социальной адаптации, взятый сам по себе, еще ничего не говорит о том, что за ним стоит. Поэтому было необходимо проанализировать динамику изменений типа и направления реакций с повышением уровня профессионализма. Если на I этапе становления преобладают экстрапунитивные реакции, то затем их значения понижаются, а показатели интропунитивности и импунитивности возрастают. Однако, в неуспешных группах все же преобладают экстрапунитивные, а в успешных - импунитивные реакции. Аналогичная картина просматривается и с типами реакций. По мере повышения профессионализма снижается значение OD-реагирования и повышается роль типов ED и NP. У профессионалов высокого класса преобладает NP-реагирование. С повышением профессионализма снижается также уровень тревожности, а возможности пополнения энергетических ресурсов после их затраты - повышаются. Но в неуспешных группах, даже на высоких уровнях профессионализма, значения данных параметров оказываются такими, что обусловливают относительную неуспешность деятельности. Методика Рокича при изучении ценностных ориентаций показала свою неадекватность, при применении ее без дополнительного диагностического инструментария, так как и в результатах, полученных по ней, просматриваются многочисленные компенсаторные отношения между ценностями. В виду этого, данная методика из дальнейшего исследования была исключена. Анализ ранжирования ценностей показал, как и предполагалось, что на I этапе преобладают ценности обладания: материальная обеспеченность, развлечения, здоровье; на II этапе преобладают ценности социальных достижений; на последнем этапе профессионализации предпочтение отдается, в основном, альтруистическим ценностям. В дальнейшем нам пришлось отказаться от применения методики М.Рокича по ряду причин, обоснование которых приводится в диссертации. Здесь отметим лишь причины, по которым для решения задач исследования, нами было отдано предпочтение опроснику терминальных ценностей И.Г.Сенина. Во-первых, в нем нет надобности ранжирования ценностей, а необходимо оценить каждое утверждение по 5-балльной шкале. Во-вторых, в связи с тем, что “сырые” баллы переводятся в стены, поэтому нет необходимости отдавать предпочтение каким либо ценностям: несколько ценностей могут быть рядоположенными. И в-третьих, в опроснике изучаются не только ценности, но и те жизненные сферы, в которых они реализуются. |