Delist.ru

Психология личностного становления педагога-профессионала (25.04.2007)

Автор: Фонарев Александр Ратмирович

В последние десятилетия пристальное внимание исследователей привлекают вопросы профессиональной компетентности (А.К.Маркова), культуры (Е.Н.Богданов, П.С.Гуревич, А.А.Криулина), создания целостной модели труда учителя (А.К.Маркова, Г.Ю.Ксензова, В.И.Стрелков), модели специалиста для работы в условиях инновационных преобразований в сфере образовательной деятельности (В.В.Давыдов. М.В.Каминская, В.Т.Кудрявцев, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин, И.С.Якиманская и др.).

В понятии «профессиональное становлении личности» подчеркивается, что существует профессиональное становление, а значит, возможно и любое другое, ее внепрофессиональное становление, то есть происходит отдельное рассмотрение человека как личности и как профессионала, подразумевая тем самым, что это суть различные понятия. Между тем, профессиональное становление является лишь частным случаем общего становления человека в процессе всего жизненного пути. Следовательно, зачастую выпадает анализ целостной личности профессионала, а сама периодизация его становления рассматривается как совпадающая с этапами жизненного пути, и потому жестко ограничена временными рамками.

Нами же предпринимается попытка изучения становления педагога-профессионала в процессе жизнедеятельности, когда развитие личности в профессии является лишь одним из средств ее целостного развития.

Профессиональное становление обычно рассматривается либо как процесс, обусловленный временной детерминацией, на что уже указывалось выше, либо как совокупность способов и средств деятельности, то есть обусловленность целевой детерминацией. Практически не учитываются ценностные основания этого процесса, что не позволяет реконструировать ход его развития во всей целостности.

В отличие от ряда исследований, использующих адаптивные модели становления личности в профессии, в которых деятельность полагается неизменной, а изменению подвергаются только личностные особенности в процессе все большего приспособления к требованиям профессии (однако, тогда невозможно понять, за счет чего же личность профессионала продолжает развиваться), в настоящей работе реализуется подход, в котором личность рассматривается как активно преобразующая себя, и только, как следствие этого, и свою профессиональную деятельность. Но это может происходить только тогда, когда развитие личности в профессии происходит в духовно-ориентированных событийных общностях (В.И. Слободчиков), в процессе существования которых возникает надситуативная активность (В.А.Петровский), позволяющая развиваться и субъекту, и его деятельности. При этом возникает следующее: развивающаяся личность изменяет свою деятельность, которая, в свою очередь, является фактором нового изменения ее субъекта.

Нами также предпринята попытка выявления уровней профессионализма, не являющихся функцией от стажа работы и возраста, и определения на каждом этапе становления в профессии как успешных, так и неуспешных групп, сущность различий между представителями которых определяется их личностными особенностями и отношением к профессии как частному случаю отношения к жизни в целом. Применяемый нами типологический подход позволяет также выявить психологические механизмы, обусловливающие достижение одинаково успешных или неуспешных результатов деятельности лицами с разными индивидуально-психологическими качествами.

Цель исследования – разработать целостную концепцию личностного становления педагога-профессионала.

Исходя из поставленной цели, предполагается решение следующих задач:

1. Проанализировать и обобщить сложившиеся к настоящему времени подходы к изучению становления профессионала.

2. Выявить основные этапы становления личности профессионала.

3.Установить основное содержание и закономерности становления личности профессионала на каждом из этапов профессионализации; уточнить формулировку понятий: «исполнитель», «специалист», «профессионал».

4. Выявить критерии, характеризующие развитие личности профессионала на каждом из этапов ее становления в профессии, или же стагнацию и регресс его личности.

5. Изучить психологические механизмы, формы и условия, обеспечивающие переход с одного уровня профессионализма на другой, а также основные противоречия, характерные для определенного этапа личностного становления в профессии.

6. Экспериментально установить зависимость профессионального развития от модуса жизнедеятельности и личностного типа.

7. Построить модель личностного развития профессионала и разработать ее технологическое обеспечение, способствующие повышению эффективности деятельности на всем протяжении профессионального пути.

Предмет исследования – процесс личностного становления профессионала.

Объект исследования – психологические особенности личностного становления профессионала.

Гипотезы исследования:

Становление личности в профессии может характеризоваться как восходящей, так и нисходящей линиями этого процесса. Профессиональное развитие обусловлено последовательным прохождением этапов этого развития, детерминируемое способностью встать в практическое отношение к своей жизнедеятельности. Профессиональный регресс личности проявляется в том, что на определенном этапе личность может “остановиться”, обусловливая тем самым последующие стагнацию и регресс.

Модус жизнедеятельности, определяющий формы становления профессионала, существенно сказывается не только на развитии способностей, но и на их проявлении в деятельности.

Главными определяющими факторами профессионального становления являются феномены “событийных общностей” (В.И.Слободчиков) и “надситуативной активности” (В.А.Петровский). Ценностно-смысловое объединение людей обусловливает нахождение новых, надситуативных смыслов деятельности и развитие не только предметной профессиональной, но и мотивационно-потребностной сфер, в которых выращиваются индивидуальные способности к той или иной деятельности.

Профессиональное становление личности может осуществляться в трех основных формах: личностной, индивидной и индивидуально-психологической (промежуточной). Первая представляет собой ломку старых способов и средств деятельности, установившихся отношений, активным стремлением к новым смыслам, которые потребуют нового уровня психологической регуляции деятельности. Для индвидной формы характерно стремление к сохранению усвоенных форм действий, к поддержанию соответствия между человеком и требованиями той деятельности, которую он выполняет. Третья форма является промежуточной, переходной между индивидной и личностной. В силу ее появления человек утрачивает согласие с самим собой, у него возникает неуверенность в своих силах, неясность жизненных целей, непонимание, как жить дальше. Это обычно происходит на фоне дискредитации всей ценностной системы. Она не может осуществляться на достаточно протяженном отрезке времени. Либо происходит возврат к индивидной (регресс), либо восхождение к личностной (развитие) формам регуляции.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в создании концепции становления личности профессионала на основе качественного нового подхода к исследованию его труда. Данный подход предполагает изучение уровней профессионализма, безотносительно к стажу работы по специальности. Реализация идей междусубектного, глубинного (со-бытийного) общения дает возможность переосмыслить феномен становления личности в профессии в терминах саморазвития, порождающегося в процессе выхода за пределы наличных форм своего эмпирического Я, за счет разворачивающихся слоев виртуального бытия.

Выделены модусы человеческого существования: обладания, социальных достижений и служения, которые задают определенное построение всего жизненного пути, и соответственно, становления личности в профессии. Данные модусы являются не только этапами личностного становления профессионала, но и в соответствии с законом трансформации этапов становления какого-либо явления в структурные уровни его организации, характеризуют уровни развития личности профессионала.

Определены формы психологической регуляции профессиональной деятельности (индивидная, индивидуально-психологическая и личностная) и соответствующие им уровни ее осуществления (исполнения, планирования, проектирования).

Впервые личностное становление профессионала представлено как разрешение противоречий между элементами триады «модус жизнедеятельности ? форма психологической регуляции деятельности ? уровень осуществления деятельности». Разрешение противоречий между ними детерминирует становление личности профессионала, либо по восходящей линии, что способствует развитию личности профессионала, либо по нисходящей, препятствующей успешной профессионализации личности, обусловливающие ее стагнацию и последующий регресс.

Выявлены механизмы, с помощью которых возможно разрешение противоречий между выделенными элементами триады. Указанные противоречия могут разрешаться как сверху – от модуса жизнедеятельности, так и снизу – от операциональной сферы.

Выделены и обоснованы закономерности и условия, способствующие или препятствующие успешной профессионализации личности, обусловливающие ее развитие, стагнацию или регресс.

Обобщены разрозненные результаты исследований по становлению личности профессионала.

Разработана стадиальная периодизация становления личности в профессии, совпадающая с выделенными модусами человеческого существования.

Выделены критические периоды, сопровождающие переход с одного уровня профессионализма на другой, и те деформации личности, которые могут препятствовать эффективной профессионализации личности педагога.

Выявлены параметры описания обобщенного психологического портрета профессионала, на основании которого возможно прогнозирование профессионального пути личности.

Дано определение понятия “профессионал” и отличительные его черты от понятий “специалист” и “квазипрофессионал”.

Построена модель личностного развития педагога-профессионала и разработано ее технологическое обеспечение, способствующие повышению эффективности деятельности на всем протяжении профессионального пути.

Практическая значимость исследования. Полученные в исследовании данные о закономерностях и условиях становления личности в профессии могут быть использованы в практической работе при подготовке, аттестации и переподготовке педагогов, способствовать эффективному профессиональному психологическому отбору кандидатов для обучения или работы в образовательных учреждениях разного профиля, а также в построении педагогами не только своего профессионального, но и всего жизненного пути.

Результаты работы также можно использовать при чтении лекций по курсам: «Психология личности», «Акмеология», «Педагогическая психология» и «Психология труда».

Внедрение результатов исследования осуществлялось проведением практической работы по психологическому отбору и изучению профессионализма специалистов – в ряде школ Южного и Юго-Западного округов г. Москвы, в школах и Институтах повышения квалификации гг. Калуги и Твери, в психолого-медико-социальном центре «Взаимодействие» г. Москвы - по оказанию помощи учителям в повышении профессионального мастерства и аттестации вновь приходящих на работу педагогов, а также во Всероссийском научно-практическом центре профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, Красногвардейском центре профориентации и психологической поддержки населения – по оказанию помощи молодежи в выборе профессии и переориентации безработных на различные специальности педагогического профиля..

Положения, выносимые на защиту:

1. Становление личности педагога-профессионала – это целостный непрерывный процесс, который регулируется на основе как субъективных (внутренних), так и объективных (социальных) факторов, и является частью жизненного пути личности. Оно «запускается» при попадании индивида в ситуации несовпадения наличных возможностей индивида и требований профессии. Когда профессия перестает ставить человека в такие условия, он должен сам находить новые задачи, новые смыслы для дальнейшего своего развития не только как профессионала, но и как субъекта собственной жизни.

2. Источником профессионального развития педагога является рассогласование Я-реального (наличного) и Я-духовного. Выход за пределы своей повседневной жизни, способности посмотреть на нее со стороны и наличие внутренних ресурсов для ее преобразования, обусловливают пробуждение Я-духовного, которое способствует постоянному развитию личности в профессии.

загрузка...