Delist.ru

Психология личностного становления педагога-профессионала (25.04.2007)

Автор: Фонарев Александр Ратмирович

Фонарев Александр Ратмирович

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА-ПРОФЕССИОНАЛА

Специальность: 19.00.07 – педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Москва - 2007

Работа выполнена на кафедре психологии Московского государственного

университета технологий и управления

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор

Кудрявцев Владимир Товиевич

доктор психологических наук, профессор

Исаев Евгений Иванович

доктор психологических наук, профессор

Каминская Маргарита Владимировна

Ведущая организация:

Тверской государственный университет

Защита состоится «___»_______________ 2007 г. в ______ на заседании диссертационного совета Д 212.122.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук в Московском государственном университете технологий и управления по адресу: 109004, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета технологий и управления.

Автореферат разослан «___»______________ 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

канд. философ. наук Э.М.Спирова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В условиях динамично развивающегося российского общества, когда один из национальных государственных проектов направлен на инновационное развитие системы образования, для реализации которого требуются педагоги-профессионалы, способные к постоянному личностному и профессиональному развитию.

В центре любых инновационных процессов стоит фигура педагога, ведь от того, насколько личностно и нравственно развитыми выпускники будут покидать стены различных образовательных учреждений, зависит будущее России.

Спектр задач, исследуемых и решаемых педагогической психологией в настоящее время, расширяется. Это обусловлено не только тем, что ею изучаются процессы социализации личности, но и главное – становления личности как индивидуальности. Обычно развитие человека, педагога подчиняется законам интериоризации, но в нем присутствуют также процессы недоинтериоризированности (А.В.Михайлов; В.П.Зинченко). Таким образом, субъектный опыт, получаемый педагогом в процессе его профессиональной деятельности, зачастую является не позитивным, а негативным фактором развивающегося ученика как одного из субъектов образовательного процесса.

Поэтому предметом исследований педагогической психологии является изучение закономерностей становления и развития как ученика (И.С.Якиманская), так и педагога, уровень профессионализма которого опосредованно влияет на развитие учащегося не только как субъекта учения, но и субъекта целостной жизнедеятельности.

Способность учиться всю жизнь является базисным приоритетом образовательно-развивающей работы учебных заведений (В.Т.Кудрявцев). Но без развитых способностей к этому у педагогов, невозможно ожидать того же от их воспитанников.

Характеристике преподавательской деятельности педагогов не столько как функции, но и как миссии, служению и посвящена наша работа.

Положение осложняется недостаточным профессионализмом не только педагогов с большим стажем работы, но и специалистов, работающих в различных сферах общественного производства, что со всей остротой ставит вопросы целостного становления личности в профессии, установления форм, в которых оно происходит. Без решения этих задач невозможно качественное обучение и прогнозирование последующей успешности профессиональной деятельности.

Изучение становления личности профессионала как области научного знания еще только начинает оформляться. Нет общепризнанных определений профессионала, что зачастую не позволяет выявить факторы, движущие силы и условия, влияющие на развитие личности на всем протяжении ее профессионального пути.

Дело осложняется тем, что учение о способностях, в том числе профессиональных, ориентировано на нормативную деятельность, которая предполагает определенный способ ее выполнения (В.Д.Шадриков). За редким исключением, не выделяются уровни профессионализма.

Одна из главных трудностей, встречающихся при изучении становления личности профессионала, обусловлена тем, что изменились требования, предъявляемые к профессионалам, работающим в различных сферах деятельности. Сложилось двойственное положение, характеризующееся тем, что требования, предъявляемые к личности профессионала, стали более высокими, на фоне снижения общего профессионализма в профессиональных различных сообществах. Последнее объясняется происходящим «размыванием» профессиональных сообществ за счет вливания в них специалистов из других сфер деятельности, зачастую далеко не лучших, и резким снижением качества обучения в высших учебных заведениях.

Также одной из трудностей, возникающих при изучении личностного становления профессионала, является то, что большинство данных, приводимых в эмпирических исследованиях, отражают дух предыдущей эпохи и иные требования, предъявляемые к личности профессионала, что затрудняет сравнение результатов, полученных ранее и в настоящее время.

Проблемы, связанные с личностным становлением профессионала постоянно находятся в поле зрения психологов. Однако, в настоящее время, в связи с радикальными изменениями, происходящими в нашей стране, коренным обновлением предъявляемых к профессионалам различного профиля требований, они приобретают особое значение.

Анализируя состояние этой области знания, следует отметить, что проблемам личностного становления профессионала в последнее время уделяется большое, но все еще недостаточное внимание. Тем более, что, в основном, выделяются свойства, способствующие повышению качества профессиональной деятельности, а на личностные особенности, которые препятствуют этому, практически не обращается внимания.

Таким образом, можно констатировать, что существует не только научный, но и практический запрос на всестороннее исследование становления личности в профессии на разных этапах ее жизненного пути, выявление условий, при которых это обеспечивает общее развитие личности.

Профессиональное становление личности рассматривается в работах многих авторов (Е.М.Борисова, Е.Н.Волкова, Э.Ф.Зеер, М.В.Каминская Е.А.Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М.Митина и др.). Но если в психологии труда и бурно развивающемся новом направлении психологии – акмеологии – создаются целостные концепции становления профессионала, то в области педагогической психологии таких концепций чрезвычайно мало. Здесь в основном изучаются отдельные аспекты труда педагога или его индивидуально-психологические особенности, способствующие эффективности педагогической деятельности: педагогическое мастерство, педагогическое мышление, педагогическое общение, развитие ценностно-смысловой сферы педагога, педагогический такт и др. (Ф.Н.Гоноболин, И.А.Зимняя, М.В.Каминская, С.В.Кондратьева, В.А.Крутецкий, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, В.А.Сластенин).

загрузка...