Delist.ru

Теоретические и практические проблемы нацио-государственного строительства в современной России (25.04.2007)

Автор: Бойко Юрий Павлович

Рассматривая эволюцию российского федерализма, следует отметить, что на него вместе с тем оказал благоприятное влияние общеевропейский процесс модернизации. В процессе территориального расширения Российской империи в нее вошли регионы, в ряде которых уже существовала развитая государственность. Активность национально ориентированных образованных кругов помогла даже в условиях контрреформ конца XIX столетия сохранить зачатки местного самоуправления, оставить в силе конституционные акты, создать национальные партии в западных районах и Закавказье. Внешнее влияние на характер российского федерализма проявлялось и опосредованно - через идеи государственного строительства и нормы международного права.

Дезинтеграции Российской империи в свою очередь способствовал внешний фактор – мировая война. Германия использовала ослабление России для оккупации Украины, части Прибалтики. Руководство Советской Республики вынуждено было заключить Брестский мир, потеряв треть населения, значительную часть сырьевого и индустриального потенциала страны. Национальную революцию на окраинах России определил ход войны. Перебои в снабжении, общая усталость от режима военного времени усиливали недоверие к центру. Сказалось и то, что в национальных районах шло формирование армейских частей по этническому принципу.

Испытанием уже для советского федерализма стала Вторая мировая война. Германское командование планировало использовать этнические противоречия в СССР, спровоцировав антисоветские выступления.

Внешние факторы были стимуляторами «перестройки» М.С. Горбачева. В условиях перехода Запада к постиндустриальной стадии развития все более вопиющим становилось отставание Советского Союза. Дезинтеграция федеративного государства в результате «перестройки» была также связана с влиянием внешних факторов, просчетами во внешней политике.

Новые лидеры страны поспешили освободиться от «груза» советской дипломатии. «Демократичность» российской власти стала едва ли не единственным «политическим капиталом», позволявшим надеяться на получение финансовой помощи Запада, прием в экономические, финансовые и другие международные организации.

Благоприятное для РФ изменение мировой конъюнктуры после 2000 г., а также события 11 сентября 2001 г., ознаменовавшие начало всеобщей войны с терроризмом, способствовали корректировке федеративной политики. Под лозунгом сплочения перед лицом международного терроризма федеральный центр приступил к укреплению властной вертикали.

24. Глобализация неизбежно сказывается на устойчивости национальных государств и их составных частей, особенно в федеративных государствах. Процессы глобализации не ведут автоматически к единению народов. Так, отношение европейского сообщества к России убеждает, что выстраиваются новые «санитарные» кордоны. Вместо декларируемого западными лидерами сплочения на деле происходит дезинтеграция на «золотой миллиард» и «маргинальное» остальное человечество.

Выстоять и дать достойный ответ на вызовы глобализации Россия сможет только в том случае, если обеспечит внутреннюю сплоченность, укрепит федеративные отношения. Одновременно ей необходимо проводить активную внешнюю политику. В противном случае наша страна рискует утратить способность адекватно отражать внешние угрозы и тот потенциал влияния, который был накоплен на протяжении нескольких исторических этапов.

25. Важнейшая задача – создание позитивного международного имиджа Российского государства. Это позволит сформировать за рубежом морально-психологическую среду, благоприятную для всесторонней интеграции страны в глобальное пространство, повысить ее роль в создании нового мирового порядка.

Информация об успехах межрегиональной интеграции внутри РФ особенно важна для бывших советских республик. Однако работа на этом направлении пока не может быть признана удовлетворительной.

«Имидж» страны зависит и от того, насколько последовательно она готова отстаивать интересы соотечественников за рубежом. Их поддержка объявлена одной из важнейших составляющих нашей внешней политики. Но до сих пор не преодолен «информационный вакуум», который создан вокруг соотечественников в некоторых странах мира.

В целом, Россия должна формировать в мировом общественном мнении представление о себе, как об акторе мировой политики, четко осознающим национальные интересы и способном их отстаивать.

Основные положения и выводы диссертационного исследования получили отражение в следующих публикациях автора (общий объем свыше 116 п.л.):

Монографии:

Бойко Ю.П. Внутри- и внешнеполитические факторы нацио-строительства. М.: «Научная книга», 2005. – 14 п.л.

Бойко Ю.П. Национальные государства. М.: «Известия», 2006. – 19,5 п.л.

Бойко Ю.П. Россия на пути к демократическому федеративному государству. М.: «Научная книга», 2007. – 18,4 п.л.

Бойко Ю.П. Идеология национальной интеграции современной России. М.: Дипломатическая академия МИД России, 2007. – 15 п.л.

Научные статьи в ведущих рецензируемых журналах и изданиях:

Бойко Ю.П. Куда ведет право наций на самоопределение? // Обозреватель. М., 2006, № 2. – 0,5 п.л.

Бойко Ю.П. Эволюция национального самосознания // Обозреватель. М., 2006, № 3. – 0,5 п.л.

Бойко Ю.П. Национальная рефлексия как фактор внешней политики России // Обозреватель. М., 2006, № 4. - 0,5 п.л.

Бойко Ю.П. (в соавторстве: Лебедев В.И.) Преодоление конфликтов в замкнутых коллективах // Обозреватель. М., 2006, № 5. – 0,5 п.л.

Бойко Ю.П. Демократический авторитаризм – утопия или реальность? // Обозреватель. М., 2006, № 6. – 0,5 п.л.

Бойко Ю.П. «Сбережение народа» как основа национальной идеи // Народонаселение. М., 2006, № 2. – 0,6 п.л.

Бойко Ю.П. Дефиниция «нация»: интерпретация и функция // Социально-гуманитарные знания. М., 2006, № 2. – 0,8 п.л.

Бойко Ю.П. (в соавторстве: Путин М.Е, Сурков С.А., Лукашев А.М.) Проведение преобразований в системных учреждениях // Менеджмент в России и за рубежом. М., 2006, № 1. – 0,1 п.л.

Бойко Ю.П. (в соавторстве: Гусев А.В., Сурков С.А., Путин М.Е., Лукашев А.М., Хрупалов А.А.) Мотивация персонала в условиях наличия «потенциальной ямы» в обществе // Управление персоналом. М., 2006, № 3. – 0,1 п.л.

Бойко Ю.П. Политика государства в информационной сфере // Обозреватель. М., 2006, № 7. - 0,8 п.л.

Бойко Ю.П. Власть и общество в контексте формирования национальной идеи в России // Обозреватель. М., 2006, № 8. – 0,7 п.л.

Бойко Ю.П. Проблемы народонаселения в вопросе государственного строительства РФ // Народонаселение. М., 2006, № 4. – 0,6 п.л.

Бойко Ю.П. Тенденции российского и европейского федерализма // Обозреватель. М., 2007, № 2. - 0,6 п.л.

Бойко Ю.П. (в соавторстве: Путин М.Е.) Гражданское общество, здоровье человека и здравоохранение // Народонаселение. М., 2007, № 1. – 0,3 п.л.

Другие научные статьи, доклады, исследования:

Бойко Ю.П. Национализм в России. Сравнительный анализ // Доклад на конференции «Современный национализм». Центр стратегических разработок при Правительстве РФ. Москва. 1999. 18 апреля. – 1 п.л.

Boiko Y.P. Self-determination in the Modern World // Evgeny Bazhanov (ed.). Strengthening the Security of Europe / Eurasia. Conference papers. Munchen, Germany, 2000. – 0,5 п.л.

Бойко Ю.П. Исследование «Российский федерализм и гражданское общество». Мадрид: Институт международных отношений Мадридского университета, 2000. – 3 п.л., на испанском языке.

Бойко Ю.П. Российский федерализм // Чжун’ян жибао. – Тайбэй, 2000. 16 июня. – 0,5 п.л., на китайском языке.

Boiko Y.P. Transformation of Russia: Yesterday, Today and Prospects for the Future // Emil Baix, Klaus Koch, Elisabeth Vislonzil (ed.). The Decline of Empires. Wien: Verlag fur Geschichte und Politik; Munchen: Oldenhourg, 2001. – 2 п.л.

Boiko Y.P. National Ideologies Report // Intrernet. NAPSNET and Nautilus (Institute for Security and Sustainable Development). Berkeley: University of California, 2001. – 2 п.л.

загрузка...