Теоретические и практические проблемы нацио-государственного строительства в современной России (25.04.2007)
Автор: Бойко Юрий Павлович
Научная новизна исследования заключается в следующем: Осуществлен всесторонний критический анализ теорий федеративной организации государства на демократических началах. Выявлены особенности проявления фактора этничности в процессе выстраивания политических механизмов полиэтнического государства. Дана комплексная оценка потенциала этно-конфессионального сотрудничества для реализации принципа самоопределения народов в рамках полиэтнического государства. Проанализированы основные методологические подходы к проблеме нацио-государственного строительства в отечественной и зарубежной политической науке. Произведена квалификация реальных и потенциальных возможностей построения демократического федеративного общества, отвечающего запросам всех объединенных в него народов и опирающегося на развитое гражданское общество. Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена важностью рассматриваемых проблем для успеха российских реформ. Детальное изучение новейших достижений мировой политологии, конкретные рекомендации по их воплощению на практике, с учетом национальной и конфессиональной особенностей, весьма важны для выработки эффективного курса государства. Диссертация помогает восполнить очевидные пробелы в исследовании нацио-государственного строительства как фактора изменения политической ситуации в современной России. Выводы вносят существенные коррективы в традиционные представления о роли национального фактора в построении демократической федерации в полиэтническом государстве, имеющем глубокие исторические традиции сосуществования различных народов и этнических групп. Результаты исследования могут служить основой для развертывания широкой программы научного изучения этнических аспектов демократического федерализма на примере России и других полиэтнических государств. Политологическая экспертиза современного потенциала нацио-государственного строительства может быть учтена в практической работе государственных структур. Материалы диссертации предлагаются к включению в учебные планы, лекционные базовые и специальные курсы факультетов международных отношений системы высшей школы и институтов повышения квалификации. Апробация материалов диссертации проводилась в ходе чтения спецкурсов и проведения семинаров для слушателей Дипломатической академии, при подготовке учебных пособий на Кафедре внешней политики России и актуальных международных проблем, факультете повышения квалификации дипломатических работников, а также в выступлениях на научных форумах в российских и зарубежных вузах и исследовательских центрах. (Конференция «Современный национализм» - Центр стратегических разработок при Правительстве РФ. Москва, апрель, 1999; Strengthening the Security of Europe / Eurasia. Conference papers. Munchen, Germany, 2000; Центр стратегических разработок при Правительстве РФ. Москва, май, 2005; Procееdings of the 7 th World Korean Forum, 2006; V Всероссийская научно-практическая конференция «Факторы устойчивого развития экономики России на современном этапе (федеральный и региональные аспекты)». Пенза, февраль, 2007 и др.). СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Структура соответствует основной цели работы, поставленным в ней задачам и отражает логику процесса исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав, шестнадцати параграфов, заключения и библиографии. Во Введении содержится трактовка актуальности темы, анализ степени ее разработки, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, обосновывается его новизна, и формулируются основные положения, выносимые на защиту. Представлен аналитический обзор источников и научной литературы, квалифицирована методология работы, определена ее теоретическая и практическая значимость, сформулированы предложения по использованию полученных результатов исследования. Первая глава - «Теоретические аспекты нациогенеза» - рассматривает методологические подходы к проблеме, показан вклад политиков и ученых всех эпох, начиная с античности, в изучение теорий нации и государства. Прослежен процесс формирования самосознания и самоидентификации народа, его воздействие на создание нацио-государства. Исследованы причины и последствия возникновения образа «чужого», внешней угрозы в национальном самосознании. Выявлена роль национальных интересов и национальной идеологии в интеграции населения в единую нацию и жизнеспособное государство. Во второй главе – «Самоопределение народов и нацио-государственное строительство» - раскрывается понятие самоопределения, изложена эволюция подходов к реализации этого права. Исследованы правовые аспекты реализации права на самоопределение. Далее подытожены внутренние и внешние факторы, способствующие возникновению новых государств. Третья глава - «Эволюция российской государственности» - возвращает к эпохе «собирания земель» под эгидой Московского княжества, объясняет, как и почему происходило укрепление России, ее превращение в империю. Предложен полезный опыт нацио-строительства на этих этапах существования российского государства. Выделены уроки советского периода. В четвертой главе – «Внутренние факторы нацио-государственного строительства в современной России» - речь идет о трудном процессе выстраивания обновленных федеративных отношений в демократизирующейся России, о препонах на пути формирования гражданского общества. Предложена стратегия государственного развития на длительную перспективу. Пятая глава – «Воздействие внешних факторов на нацио-государственное строительство РФ» - проясняет роль внешнего фактора в процессе исторической консолидации российского государства, показывает, как влияют события в современном мире на ситуацию внутри России, рассматривает перспективы построения стабильной демократической федерации в России. Отдельно изучен международный «имидж» РФ, высказаны предложения по его улучшению. В Заключении формулируются выводы исследования. 1. Вопросы возникновения наций и государств, их образа действия издавна привлекают к себе внимание ученых. Уже в античном мире предпринимались усилия научного обоснования этих процессов. Некоторые из античных гипотез и теорий не потеряли актуальности по сей день. В средние века важнейшей работой на данную тему являлся трактат «Государь» Никколо Макиавелли. Он одним из первых отметил несовпадение территорий проживания народов с государственными границами и сформулировал стратегию объединения Италии. Идея суверенитета была выдвинута голландским монахом Гуго Гроци в середине ХVII века, когда европейские монархи, после кровопролитной череды войн, согласились с принципом невмешательства во внутренние дела друг друга. Период XVI-XVII веков характеризовался значительным подъемом философской мысли в рассматриваемой области, а также тем, что, размышляя о судьбах государств и народов, мыслители уделяли значительное внимание идеям античных философов. Англичанин Томас Гоббс пришел к пониманию народа как источника власти государя, вплотную приблизился к понятию «нацио-государства», провел параллель между необходимостью защиты частной собственности и возникновением государства. Другой английский ученый Джон Локк также исследовал проблемы легитимизации власти и ее распределения. Изучая революцию XVII века в Англии, он не только сделал вывод о праве народа вести борьбу, но и попытался установить границы этого права. Локк ушел от ранее привычного отождествления государства и власти. По его мысли, революция, свергая власть, не уничтожает государство, а основание для такой революции – нарушение властью общественного договора с нацией. В конце эпохи Просвещения определяющее влияние на формирование теорий нации и понимание взаимоотношений нации и государства оказал Жан Жак Руссо. Важнейший вклад в развитие теорий нации, взглядов на взаимоотношения наций и государств, закономерности общественного развития оказали немецкие философы XVIII-XIX веков, в частности, Иммануил Кант и Гегель. Кант первым предложил идею мирового союза независимых государств – гаранта свободы народов, независимости государств и хранителя мира между ними. Заслуга Гегеля – в создании более объемного представления о нации как о сообществе людей, имеющем общеэтнические корни и в то же время являющемся общественным институтом, который возникает только в государстве. Гегель обосновал и активно использовал понятие «государство – нация». Большое значение имели исследования взаимоотношений государства и нации на рубеже XIX – ХХ веков. Эмиль Дюркгейм ввел в социологию такое понятие, как «коллективное сознание». Макс Вебер дал определение «этнических групп» и развил учение об общественных ценностях. Он отрицал важность кровного родства людей в формировании нации, придавая первостепенное значение учению о коллективных представлениях и ценностях. К. Маркс, Ф. Энгельс и К. Каутский привнесли классовую парадигму в анализ отношений между социальными группами, в том числе и этническими. 2. После Второй мировой войны, с образованием ООН и распадом колониальных империй, следует новый всплеск интереса к теориям нации. В это время зарождаются или развиваются все основные теории нации и нацио-государства. На протяжении последних трех-четырех десятилетий дискуссии в научном мире в целом сводились к спору между примордиалистами, считающими нацию и этничность природным свойством людей, и конструктивистами, полагающими нацию преимущественно социально-обусловленной и, соответственно, «конструируемой». Многие зарубежные авторы, говоря о консолидации как пути формирования нацио-государства, имеют в виду «консолидацию демократии». Причем она трактуется как завершающий этап перехода к демократическому устройству государства и заключается во внедрении политических институтов, которые делают демократические преобразования необратимыми. К ним можно отнести: децентрализацию власти, установление многопартийной системы, плюрализм, достижение межэтнического согласия. При этом немаловажную роль играет нацио-строительство, когда в относительно этнически однородной стране интеграция в гражданскую нацию происходит на основе территориальной, культурной, языковой идентичности, а в полиэтнической стране – на основе реализации конституционных прав граждан и этносов, создании равных условий для самореализации всех этносов и индивидуумов. На современном этапе большое значение имеют теоретические дискуссии на темы взаимоотношений этносов и государства, государства и общества, власти и государства. Считается, что с помощью институтов, поддерживающих обеспечение демократических прав и свобод своих членов, гражданское общество должно осуществлять контроль за деятельностью государства. С другой стороны, как государство, так и гражданское общество, имеют целью консолидацию граждан. Таким образом, в ходе формирования национального государства и решения этнополитических проблем гражданское общество становится необходимым инструментом самого государства. Конечно, развитость и эффективность институтов гражданского общества напрямую зависят от политического строя, режима управления, но даже тоталитарным режимам не удается добиться всеобъемлющей власти над обществом только методами принуждения и подавления. И эти режимы вынуждены развивать элементы гражданского общества, одновременно пытаясь сохранить контроль над ними. 3. Трактовки понятия «нация» в мировом научном сообществе можно свести к двум: государственная нация и культурная нация. Первая подразумевает, что нация образуется на основе существующего государства. Вторая считает, что нация есть нечто этнически однородное и может возникнуть и существовать вне государства. На наш взгляд, можно принять ту и другую концепцию или какую-то еще, но практически все они ставят вопрос о единстве и в этом плане определяют свое отношение к институту государства, не отрицая присутствия внешнего фактора в нациогенезе в качестве мобилизующего к консолидации. Современные национальные государства представляют собой итог сложного и противоречивого процесса консолидации, в ходе которого и возникают такие понятия, как «нация», «национальный интерес». Так, одной из причин европейских буржуазных революций явился кризис монархической государственности, когда этот тип власти не смог реализовать интересы различных социальных и культурных групп. 4. Дискуссия о происхождении наций, с точки зрения отличий терминов «национальное» и «этническое», имеет не только теоретическое значение. В российских нормативно-правовых актах эти термины используются то как тождественные, то как различные, что приводит к путанице в правоприменительной практике. Не принимая полностью ни одну из существующих теорий нации и нациогенеза, мы будем пользоваться терминами «нация» и «народ» как тождественными. Что касается понятия «этнос» и «этничность», то мы считаем, что хотя они и близки к понятиям «нация» и «народ», но в этничности большее значение имеет социально-культурная, а не политическая составляющая. Поэтому эти понятия, частично перекрывающие друг друга, все-таки не тождественны. ???y???T ^низация «врага» приняла крайне радикальную форму в период холодной войны. Дипломатия двух сверхдержав в значительной степени была озабочена не защитой национальных интересов, а формированием образа врага противной стороны и пропагандой своей глобальной миссии. В переходные периоды, сопровождающиеся кризисами идентичности и сменой ценностных координат, вновь актуализируется значение образа «чужого» как угрозы. Одновременно возникает ностальгия по «героическому» прошлому и предпринимаются попытки его реставрации. На постсоветском пространстве элитами бывших советских республик широко эксплуатируется образ «чужого», подчеркивается пропасть в идентификационной паре «мы – они». Типично также обращение к этническим символам и мифам. Вся структура этнического самосознания мифологизирована, включая когнитивные, эмоциональные, поведенческие и ценностные элементы. Проявляясь как на уровне индивидуального, так и общественного сознания, этническое самосознание выступает одним из основных факторов формирования системы ценностей. С целью политической мобилизации общества используется также образ «народа-жертвы». В частности, с распадом СССР образ русского народа как жертвы «международного заговора» активно пропагандировался представителями политических партий и движений националистического толка. Тема геноцида русского народа, подкрепленная действительно вызывающими озабоченность демографическими показателями, муссируется российскими СМИ. При этом в значительной степени игнорируется суть проблемы, аргументация направлена на эмоциональную сферу человеческого восприятия. Тем не менее, постепенное развитие у нации рефлексивных навыков в общении с внешним миром приводит к пониманию того, что межнациональные отношения можно регулировать на основе баланса интересов. Установка на компромисс дает возможность снижать остроту восприятия конфликта и стимулировать поиск его перевода в более спокойное русло. Со временем приходит осознание, что образ врага не только перестает отвечать задачам поддержания внутренней солидарности, но и провоцирует нагнетание международной напряженности, дезориентирует национальное развитие. 6. В соответствии с теорией систем, чем больше разнообразие общества и его институтов управления, тем эффективнее принятые ими решения. С этой точки зрения разделение властей, наличие оппозиции, плюрализм и т.д., то есть все то, что является неотъемлемой частью демократического общества, есть не нечто придуманное кем-то, а результат эволюции и условие как выживания, так и развития. |