Delist.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СЕТЕЙ И МАРШРУТНЫХ СИСТЕМ КРУПНЫХ ГОРОДОВ (25.01.2011)

Автор: Федоров Сергей Владимирович

Города, выбранные для проведения натурных транспортных обследований

Название города Население, тыс. чел. Расположение относительно реки Тип планировки

улично-дорожной сети

Чебоксары

Ульяновск 441,6

625,0 Приречный

Приречный

Приречный Лучевая

Прямоугольная

Смешанная

В России (СССР) трудами многочисленных отечественных (В.Г. Д авидович, А.Х. Зильберталь, Г.Б. Красин, Г.Е. Мищенко, В.К. Петров, С.Г. Писарев, А.А. Поляков, В.Г. Сосянц, А.Е. Страментов, Ю.А. Шацкий, Г.В. Шелейховский, С.С. Шестаков, А.М. Якшиным, Л.Л. Афанасьев, Е.А. Баркова, М.Д. Блатнов, Е.Н. Боровик, Ю.А., В.Д. Герами, Г.А. Гольц, В.И. Коноплянко, Л.Б. Миротин, И.А. Молодых, М.В. Немчинов, Е.В. Овечников, Р.П. Орлова, П.И. Поспелов, С.В. Розенберг, Д.С. Самойлов, В.В. Сильянов, И.В. Спирин, Ю.А. Ставничий, А.К. Старинкевич, Т.Е. Строганова, А.Т. Таранов, М.С. Фишельсон, А.С. Холин, С.В. Шапошников, В.В. Шештокас, В.А. Черепанов, Д.М. Эткин, В.А. Юдин и др.) и зарубежных ученых (такие как Н. Вильсон, Т. Литман, З. Рюгер и др.) сформировался метод проектирования транспортной сети и маршрутной системы основанной на системе проведения натурных обследований общественного пассажирского транспорта в городах с целью установления фактических пассажиропотоков. Эта система включает выборочный и аналитический методы. Причем наибольшее распространение получил метод натурного выборочного обследования, не смотря на его трудоемкость, высокие затраты, но обеспечивающий наиболее надежные, достоверные данные о поездках жителей городов. Этот метод включает в себя следующие виды обследований:

для установления информации о размерах пассажиропотоков на участках транспортной сети и участков маршрутов - выборочный глазомерный метод с регистрацией наполнения подвижного состава: при фиксации наполнения учетчиками в остановочных пунктах; при фиксации учетчиком в подвижном составе;

для определения перегруженности участков улично-дорожной сети - обследование интенсивности дорожного движения;

для определения качества обслуживания пассажиров городским общественным транспортом и формулировки основных замечаний по его работе - социологический опрос;

для установления путей следования по трудовым поездкам от места жительства до предприятия по месту работы – анкетный метод сбора сведений о работающих по предприятиям города.

Не смотря на трудоемкость, сложность организации и проведения обследований для сбора данных о пассажиропотоках в изучаемых городах был выбран выборочный метод натурного обследования пассажиропотоков.

Одновременно с обследованием пассажиропотоков был проведен учет интенсивности движения автомобильного транспорта на улицах города. Цель – выявить влияние маршрутных такси на автотранспортную нагрузку улиц города и оценить роль легкового автотранспорта в перевозке пассажиров.

На примере города Ульяновск дано подробное описание проведенных обследований. Полученные данные позволили сделать вывод о роли каждого вида городского пассажирского транспорта в городах Чебоксары, Липецк, Ульяновск:

Традиционные виды городского общественного пассажирского транспорта (трамвай, троллейбус, автобус), не смотря на все трудности работы, сохраняют свое лидирующее положение в перевозках пассажиров в городах (табл. 2):

Таблица 2

Распределение пассажиропотока по видам транспорта на основе проведенных обследований в городах Ульяновск, Чебоксары и Липецк

Вид транспорта Процентное соотношение видов городского транспорта

Ульяновск Чебоксары Липецк

Традиционные виды общественного пассажирского транспорта (трамвай, троллейбус, автобус) 41,2 62,1 59,8

Маршрутное такси 37,2 17,9 19,1

Легковой автотранспорт 21,5 20,0 21,2

В третьей главе изложена методика деления территории города на расчетные транспортные районы на основе принципов почтового обслуживания населения. Расчетные транспортные районы назначают для оценки величины и направления транспортных корреспонденций жителей города (в нашей работе – трудовых поездок). Предшествующая методика предусматривала разделение территории города на отдельные участки (расчетные транспортные районы) используя природные границы – реки, овраги, полосы отвода железных дорог, водохранилища, лесопарки, либо линии, равноудаленные от основных магистралей, границы зон выбирались с учетом предполагаемого распределения пассажиров по транспортной сети из расчета, что все отправляющиеся и все прибывающие в район люди размещены в одной точке – центре расчетного района. Для расчета объемов корреспонденций требовалась информация об адресах проживания и местах работы жителей расчетного района. В соответствии с действующей методикой проектирования транспортной сети и маршрутной системы таких районов требуется достаточно много (табл.3).

Сбор необходимой информации проводился с помощью городских управляющих организаций (обычно, горкома КПСС, горисполкома). Давалось целевое указание на предприятия города, и вся информация поступала к организаторам обследований.

Таблица 3

Число расчетных зон в зависимости от численности населения

Группа городов Численность населения, тыс. чел. Число расчетных зон

IV 1000-2000

500-1000

250-500

100-250 Более 50

Однако произошедшие социально-экономические изменения существенно изменили правовое (юридическое) положение: адреса проживания жителей стали предметом их личной тайны, значительно ослабла административная зависимость предприятий (тем более крупных, градообразующих) от городской администрации. Все это сделало невозможным сбор информации о трудовых корреспонденциях населения.

Для решения этой задачи предложено деление территории города на расчетные районы на основе принципа почтового обслуживания населения. Почтовые индексы мест проживания граждан не подпадают под запрещающие действия законов об охране личной жизни граждан и поэтому являются доступными сборщикам информации. По предложенной методике территория города делится на участки, адреса которых обслуживают определенные отделения почтовых связей. Согласно «Действующей классификации и категорированию ОПС» в городах с населением 250 000 жителей и более создается более 50 отделений почтовых связей (табл.4). Значит и число расчетных зон будет более 50. Это значительно больше рекомендоваций методики проектирования (табл.3), что, следовательно, повышает достоверность информации о транспортных корреспонденциях. Границы зоны (территории) обслуживания тех или иных почтовых отделений легко определить по почтовому индексу.

Таблица 4

Количество отделений почтовых связей в зависимости от численности населения согласно «Действующей квалификации и категорий ОПС»

Категория 1 2 3 4

загрузка...