Delist.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СЕТЕЙ И МАРШРУТНЫХ СИСТЕМ КРУПНЫХ ГОРОДОВ (25.01.2011)

Автор: Федоров Сергей Владимирович

- разработаны предложения по координации деятельности разных видов городского общественного пассажирского транспорта при осуществлении перевозочного процесса пассажиров.

Объект исследования – города с населением от 250 000 до 1 000 000 жителей.

Предмет исследования – транспортная сеть, маршрутная система, виды городского общественного пассажирского транспорта в городах с населением от 250 000 до 1 000 000 жителей.

Методы исследования

При проведении исследований использовались положения теории вероятности, математической статистики, теории графов, математического программирования, натурные обследования пассажиропотоков на сети пассажирского общественного транспорта в городах с населением 250…1 000 тыс. жителей.

Научная новизна работы:

Установлено сохранение в современных социально-экономических условиях доминирующего значения традиционных видов городского общественного транспорта в перевозке пассажиров, что является одним из профилирующих факторов долговременного планирования развития городского общественного пассажирского транспорта.

Разработана, обоснована и проверена на практике методика разбивки городской территории на расчётные транспортные районы, основанная на принципах почтового обслуживания городского населения.

Для городов с населением от 250 000 до 1 000 000 жителей предложен метод координации работы всех разных видов городского общественного пассажирского транспорта по территориальному принципу на основе деления видов городского общественного пассажирского транспорта на «основные» (основной) и «подвозящие» (подвозящий).

Получены новые данные о современных пассажиропотоках на городском пассажирском транспорте.

Достоверность научных положений, рекомендаций и выводов

Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечена применением современных математических методов, используемых в практике проектирования, изучением и использованием опыта и практики проектирования городского общественного пассажирского транспорта в России (СССР) и за рубежом, масштабом и надежными результатами натурных транспортных обследований в трёх крупных городах России – Липецк, Чебоксары, Ульяновск.

Научная ценность

Собраны и проанализированы достоверные данные о состоянии и роли в перевозках разных видов городского пассажирского транспорта, разработан новый метод деления городских территорий на расчетные транспортные районы. Разработаны предложения по координации работы разных видов городского пассажирского транспорта, основанные на принципе деления территории города на зоны транспортной ответственности разных видов общественного пассажирского транспорта.

Практическая ценность

Показана необходимость преимущественного развития общественного пассажирского транспорта для перевозки населения в городах в современных социально-экономических условиях хозяйствования. Усовершенствован метод проектирования транспортных сетей и маршрутных систем общественного транспорта в крупных городах путём использования новой методики деления территории городов на расчётные транспортные районы и координации работы разных видов общественного пассажирского транспорта.

Публикации

По результатам диссертационной работы опубликовано 6 статей, в том числе 3 в изданиях, рекомендованном ВАК РФ.

На защиту выносится:

Методика деления территории городов с населением от 250 000 до 1 000 000 жителей на расчётные транспортные районы, основанная на принципах почтового обслуживания населения.

Предложение по координации работы разных видов городского общественного пассажирского транспорта путём выделения зон (территорий города) собственного или превалирующего транспортного обслуживания населения для каждого вида транспорта или для группы видов транспорта.

Обоснование превалирующего значения (роли) общественного пассажирского транспорта в перевозках населения в городах с населением от 250 000 до 1 000 000 жителей в современных социально-экономических условиях.

Структура и объем работы

Диссертация состоит из введения, четырех глав, общих выводов и списка литературы, изложена на 147 страницах машинописного текста и 25 приложений. Включает 25 рисунков, 44 таблицы и библиографический список из 91 наименований.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертации, сформулированы цели и задачи исследования, изложена научная новизна и практическая ценность работы, основные положения и результаты исследований, выносимые на защиту.

В первой главе проведен анализ состояния вопроса включающий:

- описание структуры общественного пассажирского транспорта в крупных городах;

- оценку направления и характера влияния изменений социально-экономических условий хозяйствования на работу городского общественного пассажирского транспорта;

- обзор существующих методов проектирования транспортных сетей и маршрутных систем городского общественного пассажирского транспорта;

- характеристику крупных городов России, необходимую для проектирования транспортных сетей и маршрутных систем городского общественного пассажирского транспорта.

Во второй главе изложены:

Выбор городов для исследований. Города с населением от 250 до 350 тыс. жителей не испытывают значительных трудностей с перевозкой пассажиров, с загрузкой улиц общественным пассажирским транспортом. Эти трудности начинают проявляться в городах с большим количеством населения. Причем, чем больше численность населения, тем сложнее транспортные проблемы. Основную массу крупных городов в России (всего их 63), более 50%, составляют города с населением от 350-400 до 650-700 тыс. жителей. Городов с большим населением (700 – 1 000 тыс. жителей) сравнительно мало (12,6%). Поэтому для исследования выбраны города с населением от 400 до 700 тыс. жителей, как наиболее характерные в транспортном отношении. Эти города имеют развитую сеть городского общественного пассажирского транспорта, не менее двух видов транспорта (трамвай или троллейбус и автобус), достаточно мощные пассажиропотоки, развитую улично-дорожную сеть. Все проблемы общественного пассажирского транспорта в этих городах характерны транспортным проблемам и в городах с населением от 700 до 1 000 жителей.

Выбор городов проведен и по географическому признаку – расположению относительно рек, так как этот фактор оказывает существенное влияние на планировочную структуру городов. Установлено, что 93,6% крупных городов являются «приречными», то есть, расположены по берегам достаточно крупных рек. Величина рек оказывает влияние (часто формирует) на схему планировки городов, их улично-дорожную сеть.

Ознакомление со схемами планировки крупных городов России показало, что для них наиболее частыми являются три схемы – лучевая, прямоугольная или шахматная, и смешанная (в среднем по 29%). Радиально-кольцевая схема планировки встречается значительно реже.

Исходя из этого для исследования были выбраны города (табл.1):

- с населением от 350-400 до 650-700 тыс. жителей;

- по расположению относительно рек – приречные;

- с характерными схемами планировки улично-дорожной сети – лучевая, прямоугольная, смешанная.

Таблица 1

загрузка...