Delist.ru

Интеллект и мотивация достижения: психофизиологические и психогенетические предикторы (25.01.2007)

Автор: Воробьева Елена Викторовна

Намечены перспективы дальнейшего исследования психофизиологических и психогенетических предикторов интеллекта и мотивации достижения, в котором предстоит изучить возрастные особенности когнитивной деятельности при мотивирующих на достижение влияниях, определить половые различия. Отдельное и, как представляется, наиболее интересное направление работы – актуализация неосознаваемой (имплицитной) мотивации достижения с использованием предъявления подпороговых стимулов.

Полученные данные о фенотипических и генетических корреляциях, генотип-средовой детерминации невербального интеллекта и мотивации достижения, амплитудно-временных характеристиках компонентов событийно-связанных потенциалов и пространственной организации корковой электрической активности, соответствующих различным уровням интеллекта и мотивации достижения могут быть рекомендованы для использования в курсах «Общей психологии», «Психологии труда», «Психофизиологии» и «Психогенетики». Результаты изучения роли средовых факторов в фенотипической вариативности мотивации достижения и интеллекта могут найти применение в разработке тренингов мотивации достижения успеха в сфере развития профессиональных навыков, в психокоррекционной и психоразвивающей работе.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

Научная монография:

Воробьева Е.В. Интеллект и мотивация достижения: психофизиологические и психогенетические предикторы. Москва: КРЕДО, 2006. 288 с. (19,05 п.л.).

Учебные и учебно-методические пособия:

Воробьева Е.В. Психогенетика. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2005. 165 с. (8,25 п.л.).

Воробьева Е.В. Психогенетика интеллекта и мотивации достижения. Ростов-на-Дону: ООП ОблЦТТУ, 2003. 92 с. (4,6 п.л.).

Воробьева Е.В. Общая психодиагностика. Учебная программа и методические указания для студентов спецфакультета «Практическая психология». Ростов-на-Дону: РГУ, 1997. 11 с. (0,55 п.л.).

Воробьева Е.В. Психология. Программа и учебно-методические разработки по курсу. Ростов-на-Дону: РИО РФ РТА, 1996. 22 с. (1,1 п.л.).

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК МО РФ:

Воробьева Е.В. Воздействие общения экспериментатора с испытуемым на проявление психометрического интеллекта у подростков-монозиготных близнецов // Психологический журнал. 1997. т. 18. № 1. С. 70-80 (в соавторстве с Дружининым В.Н., авторских - 0,64 п.л.).

Воробьева Е.В. Генетические корреляции психометрического интеллекта и характеристик компонентов событийно-связанных потенциалов мозга // Научная мысль Кавказа. 2006. Приложение. № 4. С. 200-203. (0,3 п.л.).

Воробьева Е.В. Интеллект и мотивация достижения: психогенетический аспект // Валеология. 2003. № 4. С. 46-51. (0,5 п.л.).

Воробьева Е.В. Исследование ССП мозга, психометрического интеллекта и мотивации достижения близнецовым методом // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Приложение. 2006. № 3. С. 53-55. (0,2 п.л.).

Воробьева Е.В. Оценка компонентов фенотипической дисперсии имплицитной и самоприписываемой мотивации достижения // Научная мысль Кавказа. 2006. Приложение. № 3. С. 284-285. (0,15 п.л.).

Воробьева Е.В. Психогенетический подход к изучению мотивации достижения // Валеология. 2006. № 1. С. 34-41. (0,55 п.л.).

Воробьева Е.В. Психогенетическое исследование взаимосвязи темперамента и мотивации достижения // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2006. № 3. С. 110-111. (0,3 п.л.).

Воробьева Е.В. Современные психогенетические исследования интеллекта и теория мотивации достижения // Журнал прикладной психологии. 2004. № 3. С. 53-59. (0,55 п.л.).

Статьи в других журналах

Воробьева Е.В. Диагностика и прогнозирование развития общего интеллекта и креативных способностей детей в учреждении дополнительного образования // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону: ООО Диапазон. Выпуск 5. 2000. Часть 1-2. С. 203-205. (0,25 п.л.).

Воробьева Е.В. Исследование событийно-связанных потенциалов мозга и психометрического интеллекта близнецов // Российский психологический журнал. 2006. Т. 3. № 1. С. 41-56 (в соавторстве с Ермаковым П.Н., авторских - 0,88 п.л.).

Воробьева Е.В. История формирования близнецового метода в психологии и исследование межполушарной асимметрии показателей электрической активности мозга у близнецов // Северо-Кавказский психологический вестник. 2006. С. 13-20 (в соавторстве с Бондаренко В.В., Поповой В.А., авторских - 0,3 п.л.).

Воробьева Е.В. К вопросу о взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения // Ученые записки ИУБиП. Серия «Психология». Ростов-на-Дону: Институт управления, бизнеса и права, 2004. С. 29-35. (0,6 п.л.).

Воробьева Е.В. К вопросу о природе психофизиологических основ мотивации достижения // Северо-Кавказский Психологический вестник. Приложение № 1. 2003. С. 21-27. (0,5 п.л.).

Воробьева Е.В. Особенности ЭЭГ при актуализации мотивации достижения у испытуемых с разным уровнем психометрического интеллекта // Северо-Кавказский психологический вестник. 2006. С. 25-34 (в соавторстве с Ермаковым П.Н., авторских - 0,75 п.л.).

Воробьева Е.В. Психогенетика мотивации достижения // Северо-Кавказский психологический вестник. 2005. № 3. С. 5-12 (в соавторстве с Щепкиной И.В., Чистяковой В.В., авторских - 0,6 п.л.).

Воробьева Е.В. Психогенетика и психофизиология интеллекта // Северо-Кавказский психологический вестник. 2004. № 2. С. 186-189 (в соавторстве с Шевченко И.Г., авторских - 0,2 п.л.).

Воробьева Е.В. Психогенетический подход к исследованию психофизиологических основ мотивации достижения // Северо-Кавказский психологический вестник. 2004. № 2. С. 189-193 (в соавторстве с Щепкиной И.В., авторских - 0,4 п.л.).

Воробьева Е.В. Психогенетическое исследование интеллекта и мотивации достижения // Одаренный ребенок. 2004. № 4. С. 113-114. (0,15 п.л.).

Воробьева Е.В. Психогенетическое исследование личностных особенностей // Северо-Кавказский психологический вестник. 2005. № 3. С. 13-19. (0,75 п.л.).

Воробьева Е.В. Психофизиологические и психогенетические предикторы интеллекта и мотивации достижения // Северо-Кавказский психологический вестник. 2006. С. 40-50 (1,2 п.л.).

Воробьева Е.В. Событийно-связанные потенциалы мозга (Р300) и интеллект: психогенетический подход к изучению когнитивного компонента // Северо-Кавказский психологический вестник. 2005. № 3. С. 28-38 (в соавторстве с Шевченко И.Г., Чистяковой В.В., авторских - 0,4 п.л.).

Воробьева Е.В. Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения // Северо-Кавказский психологический вестник. 2006. С. 55-64 (1,0 п.л.).

Статьи в сборниках научных трудов

Воробьева Е.В. Выявление рассогласования между общими познавательными способностями и мотивацией достижения // Психологический межвузовский вестник. Выпуск 2. Теоретические и прикладные вопросы экспериментально-психологических исследований / Под ред. Дружинина В.Н., Спасенникова В.В. М.: ИП РАН, 1997. С. 120-127 (в соавторстве с Дружининым В.Н., авторских - 0,32 п.л.).

Воробьева Е.В. Диагностика и прогнозирование развития личности ребенка в учреждении дополнительного образования // Диагностика и прогнозирование развития личности ребенка в учреждении дополнительного образования / Под ред. Воробьевой Е.В. Ростов-на-Дону: ОАО «Ростов-книга», 2000. С. 11-31. (1,0 п.л.).

Воробьева Е.В. Диагностика и прогнозирование развития общего интеллекта и креативных способностей детей в учреждении дополнительного образования // Практическая психология: на рубеже тысячелетий. Вып. 2. Ростов-на-Дону: РГУ, 2000. С. 11-16. (0,3 п.л.).

Воробьева Е.В. Диагностика и развитие детской одаренности в учреждении дополнительного образования // Актуальные проблемы психологической диагностики. Сборник научных статей. Ростов-на-Дону: ООО Ант. 2001. С. 62-73. (0,8 п.л.).

Воробьева Е.В. Интеллект и мотивация достижения: психогенетический аспект // Прикладная психология: достижения и перспективы. Ростов-на-Дону: Фолиант, 2004. С.215-227. (0,85 п.л.).

загрузка...