Delist.ru

Интеллект и мотивация достижения: психофизиологические и психогенетические предикторы (25.01.2007)

Автор: Воробьева Елена Викторовна

Полученные данные о генотип-средовой детерминации характеристик когнитивной деятельности при актуализации мотивации достижения могут найти применение в работе практических психологов по разработке тренингов мотивации достижения, в организации консультативной и психолого-просветительской работы.

Апробация работы. Основные результаты исследования были представлены на научно-практической конференции «Проблемы обновления содержания общего образования» (Ростов-на-Дону, 1992), на международной конференции «Психология общения: социокультурный анализ» (Ростов-на-Дону, 2003), на международной научно-практической конференции «Студенческая коммуникация: теория и практика в различных социально-образовательных аспектах» (Ростов-на-Дону, 2003), на третьем Всероссийском съезде психологов (Санкт-Петербург, 2003), на 3-й Всероссийской научно-практической конференции «Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека» (Волгоград, 2004), на международной научной конференции «Физиология развития человека», посвященной 60-летию Института возрастной физиологии РАО (Москва, 2004), на II Международной научно-практической конференции "Рабочая концепция одаренности - в практику образования" (Москва, 2004), на юбилейной конференции, посвященной 120-летию Московского психологического общества (Москва, 2004), на научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2006» (Санкт-Петербург, 2006), на юбилейной конференции, посвященной 40-летию факультета психологии МГУ, «Психология перед вызовом будущего» (Москва, 2006), на сессиях Недели науки факультета психологии РГУ (Ростов-на-Дону, 2003, 2004, 2005), на заседаниях кафедры психофизиологии и клинической психологии факультета психологии РГУ (1992-2006).

Материалы диссертации используются при чтении учебных дисциплин «Психогенетика», «Психофизиология», «Общая психология», «Применение электрофизиологических методов в психофизиологии», «Психология интеллекта и мотивации достижения», «Генетическая психофизиология», «Общая психодиагностика» студентам психологического факультета и слушателям спецфакультетов Ростовского государственного университета, Южно-Российского гуманитарного института, Ростовского филиала Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Научно-практические результаты диссертационного исследования внедрены в практику психолого-педагогической работы с воспитанниками Дворца творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону, Областного экологического центра учащихся, Ростовского областного центра детско-юношеского туризма и экскурсий.

Публикации. Основные теоретические положения диссертации и результаты исследования нашли отражение в 55 работах автора общим объемом в 55,03 п.л., в том числе одной монографии объемом 19,05 п. л.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения, включающего выводы, списка литературы (474 источника, из них 198 – на английском языке), 17 приложений. Основное содержание работы отражено на 292 страницах. Диссертационное исследование проиллюстрировано 48 таблицами и 45 рисунками. Общий объем работы – 392 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования; определяются цель исследования, его предмет, объект; формулируются гипотезы и задачи; определяются методы исследования; раскрываются новизна, теоретическая и практическая значимость; выдвигаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Психофизиологические предикторы интеллекта и мотивации достижения» проводится обсуждение результатов исследований интеллекта и мотивации достижения как общепсихологическими методами, так и методами психофизиологии и психогенетики.

В первом параграфе «Психология интеллекта и мотивации достижения» рассмотрены сложившиеся на протяжении 20-го века теоретические подходы к пониманию интеллекта либо как иерархической структуры, взаимосвязанные компоненты которой (специальные способности) обусловливают уровень общего интеллекта (IQ) [Дружинин В.Н., 1999; Galton F., 1873; Jensen A., 1987, 2000; Gottfredson L., 2004], либо как системы независимых видов интеллекта, проявляющихся в специфической деятельности [Стернберг Р., 2002].

В работе отмечается, что в разное время к задаче поиска психофизиологических коррелятов интеллекта обращались Голубева Э.А. (1993), Русалов В.М. (2000), Айзенк Г.Ю. (2000) и др. Были разработаны специальные тесты для диагностики «культурно-свободного» интеллекта, не зависящего от влияний обучения, культуры, в большой степени детерминированного биологическими, врожденными особенностями индивида [Кеттелл Р., 1998].

Подчеркивается, что теория мотивации достижения интенсивно разрабатывалась зарубежными и отечественными психологами с 50-х годов двадцатого столетия. Идущая от МакКлелланда линия выделяет имплицитную и самоприписываемую мотивацию достижения, связывая первую с подкорковыми центрами, а вторую – с корой [Mc. Clelland D.C., 1972; Thrash T.M., Elliot A.J., 2002].

Сделан вывод о том, что трехкомпонентная структура мотивации достижения включает в том числе и такую составляющую, как «субъективная оценка вероятности достижения успеха или избегания неудачи», при этом осуществление такой субъективной оценки опирается на интеллектуальные возможности субъекта. Интеллект осуществляет регулирующую функцию по отношению к мотивации достижения, контролируя ее выраженность. С другой стороны, уровень мотивации достижения субъекта также может выполнять регулирующую функцию по отношению к продуктивности интеллектуальной деятельности (так, при очень высоком уровне мотивации достижения интеллектуальная продуктивность может снижаться).

Во втором параграфе «Методические приемы изучения психофизиологических предикторов интеллекта и мотивации достижения» отмечается, что для оценки психофизиологических коррелятов интеллекта используются методы регистрации электроэнцефалограммы, событийно-связанных потенциалов мозга и времени сложной реакции при решении когнитивных задач [Жирмунская Е.А., 1991; Гнездицкий В. В., 2003; Болдырева Г.Н. и др., 2003; Фарбер Д.А., 2001; Karayanidis F. и др., 2003; Friedrich M., Weber C., Friederici A.D., 2004 и др.].

Обращается внимание, что мотивация, связанная с эмоциональными реакциями, проявляется в показателях работы вегетативной нервной системы [Суходоев Р.В., 1999; Гершуни Г.В., 1978; Ермолаева-Томина Л.Б., 1965; Смирнов И.В., 2001; Костандов Э.А., 2004].

В третьем параграфе «Психофизиологические предикторы интеллекта. Событийно-связанные потенциалы» показано, что имеются данные о корреляции уровня психометрического интеллекта с частотой альфа ритма, его амплитудой и индексом [Vogel W., Browerman D. M., 1979; Doppelmayr M. и др., 2002 и др.]. В ходе решения мыслительных задач, связанных с интеллектуальным напряжением, происходит десинхронизация потенциалов коры головного мозга [Кирой В.Н., 2003]. В тоже время решение когнитивных задач, не связанных с возникновением психоэмоционального напряжения, сопровождается синхронизацией электрической активности мозга и, предположительно, образованием так называемых «фокусов взаимодействия» [Иваницкий А.М., 1992].

В работе отмечается, что уровень общего интеллекта находится в обратной корреляционной зависимости с временем сложной сенсо-моторной реакции при решении обследуемыми задач на различение значимого и незначимого стимула и принятие решения [Kranzler J., Jensen A., 1989; Bates T., Eysenck H., 1993; Deary I., 1993; Luciano M. et al., 2001]. Также уровень общего интеллекта коррелирует с объемом мозга [Jensen A., 1998; Tan U., 1999; Thompson P. et al., 2001; Posthuma D. et al., 2002]. Уровень вербального и невербального интеллекта обусловлен применением соответственно лево- и правополушарных стратегий решения задач [Кабардов М.К., Матова М.А., 1988; Логинова Е.С., 2003; Ермаков П.Н., 2003; O'Boyle M.W. и др., 1995].

Сделан вывод о том, что наиболее изучаемой является когнитивная волна Р300 [Kolev V., 1997; Bledowski Ch., 2004; Patel Salil H. et al., 2005 etc.], ее амплитудно-временные характеристики изменяются в зависимости от расположения электродов на скальпе [Kolev V. et al., 1997; Hruby T., 2003], в процессе взросления [Гнездицкий В.В., 2003; Polich J., 1991; Hruby T., 2003], в связи с протеканием когнитивных процессов и внутренних состояний [Костандов Э.А., 2004]. Латентность Р300 соответствует скорости когнитивной переработки, а амплитуда указывает на размещение мозговых энергетических ресурсов [Kok A., 1997]. Рассмотрены основные теории происхождения волны Р300 и ее амплитудно-временных характеристик: Р300 отражает нервную активность, включенную в смену представления [Donchin E., Coles M., 1988], Р300 отражает неожиданность, связанную с явлением нечастого стимула [Squires K. et al., 1975], волна Р300 отражает реакцию чрезмерной активации, вызванной частыми элементарными стимулами [Verleger R., 1988, 1999]. Показано, что в ряде исследований были установлены отрицательные корреляции латентности эндогенных компонентов событийно-связанных потенциалов и уровня психометрического интеллекта [McGarry-Roberts P.A. и др., 1992; Stauder J.E. и др. 2003].

Отмечается, что возникновение Р300 соответствует смене составов функциональных систем двух последовательных поведенческих актов [Александров Ю.И. и др., 1997]. Развитие Р300 связано с процессами афферентного синтеза и образованием акцептора результатов системы будущего действия. Наряду с этим в характеристиках Р300 также находит отражение уровень мотивации испытуемого [Безденежных Б.Н., 2002].

В четвертом параграфе «Психофизиологические исследования мотивации» показано, что пейсмекерная роль биологических мотиваций принадлежит мотивациогенным центрам гипоталамуса. Социальные мотивации формируются на основе биологических мотиваций. Пейсмекерную роль данных мотиваций исполняют нейроны, локализирующиеся преимущественно во фронтальных отделах коры больших полушарий. Формирование мотиваций происходит по принципу доминанты. Проведен анализ психофизиологических концепций мотивации: теория функциональных систем [Анохин П.К., 1979], пейсмекеры доминирующей мотивации [Судаков К.В., 1992], гипоталамическая теория мотивации [Stellar E., 2002], теория мотивации как активности, зависящей не только от параметров внешней среды, но и от внутренних целей человека или животных [Симонов П.В., 1978; Судаков К.В., 1998; Ониани Т.Н., 2002; Костандов Э.А., 2004].

В пятом параграфе «Межполушарная асимметрия мозга и эмоционально-личностная сфера» осуществлен анализ результатов исследований роли межполушарной асимметрии в регуляции мотивации и эмоций. Сделан вывод о том, что высокий уровень мотивации связан с большей активизацией левого полушария [Русалова М.Н., 2004; Симонов П.В., 2004], левое полушарие также регулирует проявление положительных эмоций, а правое – отрицательных [Доброхотова Т.А., 1974; Русалова М.Н., 2004; Симонов П.В., 2004; Хомская Е.Д. и др., 1997].

В шестом параграфе «Психофизиологические исследования взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения» показано, что в психофизиологических исследованиях мотивации достижения было установлено, что при выраженности у обследуемого мотивации стремления к успеху он быстрее достигает цели в решении когнитивных задач и при этом происходит экономия психофизиологических ресурсов. У обследуемых с выраженной мотивацией избегания неудачи достижение цели сопровождается истощением ресурсов [Шапкин С.А., 1999]. В то же время наиболее эффективным для продуктивности выполнения деятельности является оптимум мотивации [Рождественская В.И., 1997]. Протекание эмоционально-мотивационных процессов сопровождается синхронизацией в тета диапазоне [Афтанас Л.И. и др., 2003, 2004].

Отмечается, что остается неизученным влияние актуализации мотивации достижения на параметры эндогенных вызванных потенциалов, отражающие процессы когнитивной переработки информации и принятия решения, а также роль факторов генотипа и среды.

Во второй главе «Психогенетические предикторы интеллекта и мотивации достижения» проведен анализ основных результатов исследований генотип-средовой детерминации вариативности интеллекта и мотивации достижения.

В первом параграфе «Психогенетические методы анализа данных» приводится краткое описание психогенетических методов.

Во втором параграфе «Психогенетические исследования интеллекта и мотивации достижения» показано, что психогенетические исследования интеллекта проводились в основном с использованием близнецового метода и его разновидностей, а также метода приемных родственников [McGue M., 1981; Plomin R., 1999; Boomsma D., 2001; Bouchard T., 2001]. В среднем половина межиндивидуальной фенотипической изменчивости показателей интеллекта обусловлена влиянием генетических факторов. Вторая часть фенотипической изменчивости по интеллекту обусловлена действием факторов среды (систематической, индивидуальной и ошибками измерения), а также взаимодействием факторов генотипа и среды и генотип-средовой ковариацией.

Констатируется, что в единичных исследованиях проводилось изучение генотип-средовой детерминации фенотипической вариативности мотивации достижения [Готтшальдт К., 2003; Егорова М.С., Зырянова Н.М. и др., 2004]. Формирование мотивации достижения с одной стороны, обусловлено влиянием наследственных и средовых факторов, с другой стороны, те средовые факторы, которые оказывают наибольшее воздействие на мотивацию достижения (родительская теплота, поддержка и любовь), сами в определенной степени детерминированы генотипом.

В третьем параграфе «Мотивация достижения и исследования природы межиндивидуальной изменчивости темперамента и личности» выделяется такой подход к оценке соотношения факторов генотипа и среды в детерминации индивидуальных различий по мотивации, при котором производится сопоставление такого свойства личности как мотивация, с другой психологической структурой, высокая биологическая детерминация которой уже установлена (темпераментом) [Русалов В.М. и др., 2000].

Отмечается, что существуют работы, в которых показано, что мотивация достижения является составной частью общего фактора «сознательности» вместе с активностью, стремлением к порядку, обязательностью, самодисциплиной, низкой импульсивностью [McCrae R.R., Jang K. L., Livesley W.J., Riemann R., Angleitner A., 2001].

??????????Ђ

' движения в тот или иной психологический контекст (когда движение выступает как цель – показатель наследуемости меньше, а когда как средство – больше) [Малых С.Б., 2004].

В работе анализируются результаты исследований, посвященных изучению генетической детерминации интеллекта и времени распознавания [Deary I. и др., 1996; Posthuma D. и др., 2001; Luciano M. и др., 2001].

Сделан вывод о том, что в настоящее время остаются неизученными генетическая детерминация взаимосвязи показателей интеллекта и параметров эндогенных компонентов событийно-связанных потенциалов.

В третьей главе «Возрастная динамика и семейные корреляции интеллекта и мотивации достижения» описаны этапы и общая процедура исследования, методы и результаты исследования возрастной динамики и семейных корреляций интеллекта и мотивации достижения.

В первом параграфе «Возрастная динамика взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения», состоящем из четырех подпараграфов, определяются цель исследования, его предмет, объект; формулируются гипотезы и задачи.

Отмечается, что с увеличением возраста (от младшего к старшему школьному и периоду ранней взрослости) имеется тенденция к возрастанию корреляции между психометрическим интеллектом и мотивацией достижения.

Во втором параграфе «Семейное исследование мотивации достижения» описаны результаты исследования сходства по мотивации достижения у детей и их родителей, а также ассортативности в супружеских парах. Показана тенденция к тому, что взаимосвязь мотивации достижения в парах родственников «мать-сын» носит обратно пропорциональный характер, а в парах родственников «отец-сын», напротив, взаимосвязь по мотивации достижения имеет прямо пропорциональный характер.

Установлено, что существует положительная ассортативность по мотивации достижения (r=0,4*, p<0,05) в супружеских парах, что может уменьшать значение коэффициента наследуемости.

В четвертой главе «Экспериментальное исследование психофизиологических и психогенетических предикторов интеллекта и мотивации достижения» приводятся результаты близнецового исследования интеллекта и мотивации достижения, а также их психофизиологических предикторов.

В первом параграфе «Цель, объект, предмет, гипотезы, задачи исследования» определяются цель исследования, его предмет, объект; формулируются гипотезы и задачи.

загрузка...