Delist.ru

Категория репутации в социально-политической коммуникации (25.01.2007)

Автор: Трубецкой Алексей Юрьевич

По отношению к исследованию 1999 г. репутация А.Лисицына утвердила свои позиции в представлениях сельского электората г. Пошехонье. Кроме того, А.Лисицыну удалось значительно отделиться от своих конкурентов в сознании респондентов и в большей степени приблизится к "идеальному" политику (см. рис. 6). Так, в предыдущем исследовании профиль А.И. Лисицына практически сливался с профилем В.Волончунаса, который в 2000 г. остался лишь на тех же позициях, что и в 1999 г.

Репутации В.И. Корнилова и С.А. Вахрукова “сдали свои позиции” и в групповом сознании жителей Пошехонья располагаются ближе к «плохому политику», нежели чем в 1999В течение 1999-2000 гг. было проведено два исследования репутации местных политических лидеров в различных социальных группах электората Ярославской области. Первое исследование являлось констатирующим по отношению к представлениям о политических лидерах, которые стихийно сложились у электората. Затем были организованы и проведены мероприятия и процедуры креативного и технологического этапов репутационного менеджмента по отношению к персоне А.Лисицына, являющегося действующим губернатором Ярославской области и одним из четырех претендентов на эту должность на новый срок..) Максимальный рост значений мы наблюдаем по факторам Предназначение власти, Нравственно-этическая позиция и Выразительность самопрезентации. Так, в группе “Женщины моложе 35 лет” фактор Выразительности не просто возрос по значениям, а переместился из области отрицательных значений в область положительных.

Второе исследование проводилось в 2000 г. с целью выявления динамики структуры репутации политических лидеров в зависимости от проведенных мероприятий и её соответствия поставленным задачам (заключительный этап репутационного менеджмента). Таким образом, сравнивая результаты комплексных исследований начального и финального этапов, можно определить действенность и адекватность предлагаемой нами технологии политического репутационного менеджмента, построенной на основе предлагаемой модели психологической структуры репутации .

В качестве объектов оценки выступали телевизионные образы следующих политических лидеров Ярославской области: А.Лисицына (губернатора области), В.Волончунаса (мэра г. Ярославля), В.Вахрукова (председателя Государственной Думы Ярославской области, партия «Яблоко»), В.Корнилова (первого секретаря Ярославского обкома КПРФ). Для получения семантического описания эталонных объектов (образцов), с которыми можно соотносить своеобразие семантики восприятия конкретных политических лидеров, респондентам было предложено оценить также репутацию абстрактных образов “идеального политического лидера” и “плохого политического лидера”.

Шкалы заполняли около 80 (во втором исследовании – 120) человек. Проведено 300 (во втором исследовании 360) измерений структуры репутации политиков в трех группах: 1) интеллигенция города г. Ярославля; 2) рабочие г. Рыбинска; 3) сельские жители Пошехонья.

Во всех группах Ярославской области были выявлены те же самые семантические факторы, по которым строятся представления о политических лидерах, что и в группах других регионов. В то же время для каждой группы существует свой, характерный для нее паттерн семантических факторов, описывающий репутацию политика. В группе «интеллигенция»: «Нравственно-этическая позиция»; «Сила личности»; «Выразительность самопрезентации»; «Коммуникативная установка»; «Религиозность»; «Маскулинность-феминность». В группе «рабочие»: «Сила личности»; «Предназначение власти», Нравственно-этическая позиция; Выразительность самопрезентации; «Коммуникативная установка»; «Религиозность». В группе «сельские жители»: «Сила личности»; «Нравственно-этическая позиция»; «Предназначение власти»; «Выразительность самопрезентации»; «Религиозность» (см. диаграммы).

Примеры диаграмм, иллюстрирующих результаты психосемантического шкалирования некоторых групп Ярославской обл.

москвичей-экспертов (специалистов в области политической рекламы и PR)( см. табл. 3.19) Экспертная оценка в нашем исследовании носит верификационный и критический характер по отношению к полученным данным в основных группах. Оценку экспертов можно интерпретировать как своего рода предсказание результатов исследования или эталон оценки репутации политического лидера. При этом интересно видеть, что в групповом сознании экспертов выявляется классическая модель репутации реконструированная нами в результате многолетних экспериментов. В данной группе выявлены следующие факторы (см. табл. 3.19):

- ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ВЛАСТИ

- СИЛА ЛИЧНОСТИ

- ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ

- СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

- РЕЛИГИОЗНОСТЬИсследования, проведенные через год в рамках четвертого этапа репутационного менеджмента, показали произошедшие планируемые изменения в восприятии электоратом, как отдельных политиков, так и обобщенных образов «хорошего» и «плохого политика».

Для группы “интеллигенция” наиболее характерные изменения в структуре репутации после проведения репутационного менеджмента следующие: 1) на первый план выходит фактор «Предназначение власти» по сравнению с фактором «Нравственно-этическая позиция»; 2) психологическая структура в целом упрощается, характеристики факторов «Выразительность самопрезентации» и «Сила личности» проявляются одновременно в названных факторах (другими словами, силу личности политика интеллигенция склонна оценивать через выразительность его образа); 3) фактор “Религиозность” изменил свое содержание. Изменения произошли и в представлениях об идеальном политике: ранее в образе «идеального политика» ведущими были черты: “хороший хозяин”, “надежный”, “трудолюбивый”, теперь же: “сильный”, “убедительный”, “любящий землю”. В репутации “плохого политического лидера” значимы были характеристики: “далек от народа”, “чужой”, “эгоист”, они сменились характеристиками: “неорганизованный”, “безответственный”, “глупый”. Т.о. до проведения политического репутационного менеджмента главным качеством в политике были надежность, чувство, что он «свой» и способность быть хорошим хозяином. Под влиянием репутационного менеджмента основными характеристиками сильного политика стали его убедительность и компетентность как руководителя. Самым важным изменением оказалось более дифференцированное представление о каждом из политических лидеров по сравнению с оценками годичной давности.

Для группы “рабочие г. Рыбинска” характерны следующие изменения:

1) упрощение психологической структуры репутации политического лидера; 2) переструктурированным оказалось содержание факторов (качества, присущие фактору «Предназначение власти» перешли в смысловое поле фактора «Сила личности» с акцентом на способности быть толковым руководителем. Получилось, что быть “своим” по отношению к людям стало менее значимым, чем быть толковым, умным и надежным руководителем); 3) более содержательным стал фактор «Выразительность самопрезентации»; 4) из содержания репутации политического лидера выпала “сентиментальность” (симпатичный, верующий, душевный), но появился рационализм и практичность (независимый, прогрессивный, ответственный). В течение 1999-2000 гг. нами было проведено два исследования репутации местных политических лидеров в общественном сознании различных групп электората Ярославской области. Первое исследование проводилось в 1999 г. и являлось констатирующим (аналитическим) по отношению к представлениям о политических лидерах, которые стихийно сложились у электората, в т.ч. и под воздействием материалов СМИ – т.е. представляло собой проработку первого этапа репутационного менеджмента. Затем на протяжении более чем полугода нами были организованы и проведены мероприятия и процедуры репутационного менеджмента по отношению к персоне А.Лисицына, являющегося действующим губернатором Ярославской области и одним из четырех претендентов на эту должность на новый срок.

Второе исследование проводилось в 2000 г. с целью выявления динамики структуры репутации политических лидеров в зависимости от проведенных мероприятий и её соответствие поставленным задачам. Это исследование представляло собой четвертый заключительный этап репутационного менеджмента. Таким образом, сравнивая результаты комплексных исследований начального и финального этапов, мы имеем возможность определить действенность и адекватность предлагаемой нами технологии политического репутационного менеджмента, построенной на нашей модели психологической структуры репутации.

В качестве объектов оценки выступали телевизионные образы следующих политических лидеров Ярославской области, актуально представленные в местных СМИ на момент исследования: А.Лисицына (губернатора области), В.Волончунаса (мэра г. Ярославля), В.Вахрукова (председателя Государственной Думы Ярославской области, партия «Яблоко»), В.Корнилова (первого секретаря Ярославского обкома КПРФ). Для получения семантического описания эталонных объектов (образцов), с которыми можно соотносить своеобразие семантики восприятия конкретных политических лидеров, респондентам было предложено оценить также репутацию абстрактных образов “идеального политического лидера” и “плохого политического лидера”.

Шкалы заполняли около 80 представителей электората Ярославской области, различного уровня образования, социального и профессионального состава. Проведено 300 измерений структуры репутации политиков в трех группах: 1) интеллигенция города г. Ярославля; 2) рабочие г. Рыбинска; 3) сельские жители Пошехонья. Для обработки полученных данных использована статистическая программа EXPAN.

Сравнительный анализ психологической структуры репутации политиков в различных социальных группах Ярославской области в 1999 и 2000 гг.

Анализ соотношения профилей репутации политических лидеров показывает, что все пять выделенных факторов являются существенно дифференцирующими по отношению к Обращает на себя внимание тот факт, что сами категории и их смысловое содержание не претерпели изменений с 1999 до 2000 года. Однако структура в целом модифицировалась, что выражается, прежде всего, в изменении порядка шкальных значений в каждой категории–факторе. Так, например, в категории–факторе “Сила личности”, выявленной в 2000 году, появилась шкала “умный”, которой не было в 1999 году. Изменилась также величина дисперсии, которую объясняет фактор: она увеличилась с 13.1% до 16.7%. Наблюдаются также изменения в порядке выявленных факторов, описывающих репутацию политиков после проведения мероприятий репутационного менеджмента. В частности, в сознании жителей района Пошехонье категория порядочности политика, оценка его близости к народу и способности заботиться о людях вышла на первый план (в факторе Патернализм), что как мы помним, и было одной из задач репутационного менеджмента по фактору Предназначения власти. Одновременно доля объясняемой данной категорией–фактором дисперсии после проведения мероприятий репутационного менеджмента существенно повысилась с 22.4% до 33.4%. Можно заметить, что конкретные мероприятия репутационного менеджмента привели к существенным планируемым изменениям в репутации политиков по фактору Предназначение власти.

Для группы “Интеллигенция г. Ярославля” наиболее характерные изменения после проведения репутационного менеджмента следующие:

на первый план выходит категория “Предназначение власти” по сравнению с категорией “Нравственно-этическая позиция”;

психологическая структура в целом упрощается, характеристики факторов “Выразительность самопрезентации” и “Сила личности” проявляются одновременно в названных факторах (другими словами силу личности политика интеллигенция склонна оценивать через выразительность его образа);

категория–фактор “Религиозность” изменило свое содержание (см. содержание факторов).

Для группы “Рабочие г. Рыбинска” характерны следующие изменения:

упрощение психологической структуры репутации политических лидеров, однако, в большей степени это можно отнести к первому фактору («Сила личности»).

Репутация “идеального политического лидера”, в соответствие с планируемыми изменениями, стала более разносторонней, в нее вошли когнитивные качества, нравственно-этические, волевые, в то время в ранее существовавшей репутации в довольно обобщенном виде выделялись лишь опора на собственные силы и хозяйственность. Профиль “плохого политика” несколько расширился за счет качеств, характеризующих неуверенность, отсутствие интеллекта и уважения к собеседнику.;

переструктурированным оказалось содержание категорий–факторов (качества, присущие категории “Предназначение власти” перешли в смысловое поле фактора “Сила личности” с акцентом на способности быть толковым руководителем. Получилось, что быть “своим” по отношению к людям стало менее значимым, чем быть толковым, умным и надежным руководителем);

более содержательным с точки зрения смысла стал фактор “Выразительность самопрезентации” (см. содержание факторов);

из содержания репутации политического лидера выпала “сентиментальность” (симпатичный, верующий, душевный), но появился рационализм и практичность (независимый, прогрессивный, ответственный).

Для группы “жители Пошехонья (сельская местность)” характерны следующие изменения в психологической структуре репутации (табл.1, 2):

1) изменение в содержании и порядке факторов. Так, в 1999 году на первом месте был фактор «Сила личности»,” (26.4% объясняемой дисперсии), далее по порядку «Нравственно-этическая позиция»,” (22.4%), «Предназначение власти»(9.8%), «Выразительность самопрезентации»(5.5%), «Религиозность».” (4.9%). В 2000 году принципиально значимым становится «Предназначение власти»,”) (33.4%), «Сила личности», при этом” (15.7%), несколько снижены значения факторов «Коммуникативная установка»,” (6.0%), «Выразительность самопрезентации» (5.4%) и «Стиль руководства»;” (5.2%); 2) произошла модификация структуры репутации политического лидера: она приобрела более четкие семантические характеристики эффективного руководителя с акцентом на силу ума и предприимчивость; 3) характеристики фактора «Выразительность самопрезентации» проявились в факторе «Сила личности». Анализ соотношения профилей репутации политиков в данной группе показывает, что максимально значимыми для респондентов оказались качества “порядочности” (отношение к земле, к людям), “выразительности” (оптимизм и вера) и “мужественности”.

“Идеальная” репутация и репутация «плохого политика» сохранила свою структуру. В образе «идеального политика» несколько сместились акценты с характеристик “силы” на характеристики «порядочность» (через отношение к людям, к земле) и «выразительность».

Табл.1. Психологическая структура репутации политического лидера в группе «Сельские жители Пошехонья»

(Ярославская область, 1999г.)

(проценты показывают объем дисперсии, объясняемый фактором; «вес» обозначает смысловой вклад каждой шкалы в общее содержание фактора).

Фактор 1 Сила личности 26,4% вес Фактор 2 Нравственно-этическая

позиция 22,4% вес Фактор 3 Предназначение власти

9% вес

загрузка...