Delist.ru

Категория репутации в социально-политической коммуникации (25.01.2007)

Автор: Трубецкой Алексей Юрьевич

«предназначение власти»

(патернализм) «политические установки и способы реализации власти», «отношение политика к стране, народу, гражданская позиция», «действия политика, сфера его деятельности»

«сила личности» «сила личности и волевые качества личности», «лидерские качества»

«нравственно-этическая позиция лидера» «морально-нравственные качества личности»

«выразительность самопрезентации» «темперамент», «внешний облик и атрибуты одежды», «эмоциональные впечатления от внешности и личности политика», «ораторские качества»

«стиль руководства» «деловые качества», «действия политика», «способы реализации власти»

«религиозность» «религиозность – атеизм»

«маскулинность-феминность» «эмоциональные впечатления от внешности и личности политика», «ассоциации-образы», «ассоциации с образами животных», «особые качества»

«коммуникативная установка» «прогрессивность, современность, адекватность», «образ жизни», «увлечения»

«тип мышления» (рационализм) «интеллектуальные качества»

В параграфе 3.2. рассматривается динамика психологической структуры репутации губернатора под воздействием репутационного менеджмента.

Таким образом, реконструкция социальных представлений респондентов о репутации политического деятеля, проведенная методом ассоциаций, позволяет подтвердить конвергентную валидность эмпирических результатов проведенного нами исследования психологической структуры репутации политического лидера с помощью методики семантического дифференциала.

Технология репутационного менеджмента может быть представлена как процедура коррекции коммуникации между групповыми субъектами политического взаимодействия, состоящая из четырех блоков: аналитический, креативный, технологический и блок формирования обратной связи. Каждый блок включает три процедуры.

Первый блок, аналитический, состоит из следующих процедур: выявление актуальных субъектов политической коммуникации; измерение с помощью качественных и количественных методов наличной и ожидаемой репутации у всех субъектов политического взаимодействия; анализ и оценка выделенных характеристик наличной репутации и сравнение с ожидаемыми характеристиками.

Креативный блок включает следующие процедуры: поиск и организация специалистов, способных породить новые идеи и образы; конструирование элементов репутации политического лидера; моделирование презентации элементов репутации политического лидера для всех субъектов политической коммуникации как создание набора представлений для целевых аудиторий.

Третий блок репутационного менеджмента является, собственно, технологическим и предполагает разворачивание во времени и пространстве мероприятий репутационного менеджмента в политической коммуникации. В структуру технологического блока входят следующие процедуры: планирование мероприятий репутационного менеджмента с фиксацией времени проведения, последовательности и их согласованности по содержанию; осуществление их через различные системы коммуникаций; мониторинг .

При реализации мероприятий репутационного менеджмента необходимо также иметь в виду такой параметр как “несущая метафора репутации”, представляющий собой фразу или отдельное слово, выражающее в метафоричной форме основной смысл репутации. Метафора формирует достаточно полный образ носителя репутации. При этом образ формируется в соответствии со стереотипами, существующими в сознании референтных групп. Соответственно метафора (фраза или слово) должна заключать в себе серьезную смысловую нагрузку для целевой аудитории, быть связанной с архетипическими элементами сознания, быть символом определенных качеств, вызывая смысловые ассоциации. В сознании воспринимающих метафору происходит разворачивание ее смысла в целостный образ политического лидера, складывается базовое представление о его репутации.

Целью четвертого блока репутационного менеджмента является создание эффективной обратной связи в процессе осуществления мероприятий репутационного менеджмента. Он состоит из следующих процедур: тестирование новой репутации у основных политических субъектов; профилактика несоответствий между компонентами репутации; защита и предотвращение мероприятий, направленных на разрушение создаваемой репутации и доверия к ней со стороны политических противников

Динамика психологической структуры репутации губернатора под воздействием репутационного менеджмента

Модель репутации как социального представления

Наши исследования дают нам основания утверждать, что в коллективном сознании социальных групп присутствуют конкретные ожидания по поводу качеств персоны, претендующей на роль политического лидера. Те политические лидеры, социальное поведение которых совпадает с ожиданиями социальной группы, имеют высокую политическую репутацию, а те, кто не оправдывает ожиданий – теряет политическую репутацию лидера вовсе.

Структура репутации включает как содержательные, так и формальные (внешние) характеристики. В содержательной составляющей репутации выделяется фактор понимания предназначения власти (патернализм), который может быть представлен через идеологию как систему социально значимых идей и ценностей, сообщающую всей деятельности в социально-политической сфере целевую направленность и таким образом придающую ей смысл.

Смысл, заключенный в содержательной части репутации политического лидера, выражается для электората в актуализации, а также выборе и присвоении образа желательного будущего и может формироваться путем применения политического репутационного менеджмента.

Приверженность лидера идее отражается в миссии лидера, которая определяет социальный и трансцендентный уровни репутации политического лидера в коллективном сознании социальной группы. Миссия представляет собой основную цель деятельности политического лидера в контексте политических, экономических и социальных задач.

Следующим содержательным фактором репутации является Сила личности, которая олицетворяет волю к победе и способность переносить все удары судьбы на пути к поставленной цели при исполнении миссии. Сила личности представлена в пространстве политического взаимодействия через личную легенду лидера, как индивидуальный сценарий социализации личности .

Дополнительными содержательными характеристиками репутации являются: Нравственно-этическая позиция, Религиозность и Тип мышления (рационализм). Эти качества ответственны за уверенность в себе, олицетворяют силу духа, интуицию и способность повести за собой людей под флагом политической идеи. Именно Нравственно - этическая позиция лидера способствует зарождению доверия к вождю, а Религиозность – веры в его миссию.

Имиджевая (внешняя) составляющая репутации политического лидера представляет собой совокупность внешних признаков, выразительно соответствующих (или противоречащих) ее содержательной части. Она включает биологическую уникальность лидера, проявляющуюся через особенности конституции личности политического лидера (пол, возраст, состояние здоровья, а также внешний вид - особенности костюма, прически, обуви, очки, украшения и т.д.).

Значительная часть факторов репутации описывает ожидание масс по отношению к характеру самопрезентации личности социуму через индивидуальный стиль общения (Коммуникативная установка) и Стиль руководства.

Таким образом, репутация политического лидера представлена в сознании людей, принадлежащих разным социальным слоям, своеобразно, но и, вместе с тем, опирается на единую для всех базовую структуру ожиданий и оценок.

Данные о политической репутации лидера мы сгруппировали в модель (см. рис. 1 «Психологическая структура репутации политического лидера как социального представления в политической коммуникации). В ней выделяются три перетекающих из одного в другой уровня – собственно содержательные и внешние аспекты репутации (девять факторов), формы восприятия репутации, существующие в коллективном сознании (миф, легенда, ритуал, миссия) и оценка или социальный смысл репутации для членов группы («вера в миссию политического лидера», «надежность политического лидера», «доверие к политическому лидеру», «поддержка политическим лидером своей группы»). Ядерная структура репутации распределена по четырем основным компонентам, отражающим уровни бытия человека: биологический, личностный, социальный, трансцендентный. Часть факторов, а именно – Маскулинность-Феминность, Нравственно-этическая позиция, Стиль руководства и Тип мышления, Религиозность воплощают собой тот или иной компонент репутации в чистом виде. Например, Религиозность относится к трансцендентному аспекту репутации и со стороны социума превращается в веру в миссию политического лидера. Нравственно-этическая позиция соотносится с личностным компонентом репутации и вызывает в обществе чувство доверия к политику. То же – в отношении Маскулинности-Феминности, Стиля руководства и Типа мышления (см. рис. 1). Другие факторы вбирают в себя содержание двух компонентов репутации, к ним относятся: Коммуникативная установка, Сила личности, Выразительность самопрезентации, Предназначение власти. На пересечении трансцендентного и биологического компонентов оказывается фактор Открытости (коммуникативная установка), представляющий собой глубинную личностную установку на взаимодействие с миром и реализующийся в мифе о герое (политическом лидере). На пересечении биологического и личностного компонентов – Сила личности, фактор физической, интеллектуальной и политической мощи, харизматический фактор, проявляющийся в легенде как индивидуальном сценарии социализации личности. Выразительность самопрезентации вбирает в себя личностный и социальный компонент и воплощается во всевозможных ритуалах. Наконец, Предназначение власти оказывается на стыке социального и трансцендентного компонентов и логически оказывается выраженным в миссии политического лидера как главной цели всей его деятельности. В качестве небольшого комментария остается добавить, что «несущей» смысловой осью всей модели оказывается ось «Предназначение власти (миссия) – Сила личности (легенда)». Наши исследования показывают, что именно эти два фактора максимально значимы как при оценке «идеального политика», так и при оценке репутации реального политического деятеля.

На основе нашей модели репутации мы можем говорить о различных функциях категории репутации в социальной коммуникации. Функция социальной оценки, исходя из которой политический лидер оценивается как “плохой” или “хороший”.

Функция отношения, на основе которой можно оценить дистанцию между политическим лидером и его электоратом.

Функция стабилизации, благодаря которой поддерживается неизменность отношений “народ – власть”.

Функция связи, посредством которой происходит коммуникация между субъектами власти.

Функция прогнозирования – возможность предсказывать на основе содержания репутации поведение политического лидера в различных ситуациях.

Функция регуляции – человеку, обладающему репутацией, люди готовы делегировать полномочия в принятии решений в социально значимых ситуациях.

Функция стратификации – репутация человека позволяет ему и его сторонникам претендовать на определенный статус в социальной иерархии.

Функция мобилизации – позволяет организовать и направить социальную (политическую) активность граждан.

Предложенная структура репутации может быть эффективно использована при анализе взаимодействия политического лидера и общества. На основе выявленной структуры репутации политического лидера нами разработаны приемы репутационного менеджмента.

Репутация “плохого политического лидера” в представлении сельских респондентов в целом также осталась неизменной по сравнению с 1999 г. Максимальное единодушие респонденты группы проявили, оценивая репутацию А.Лисицына, к персоне которого нами были проведены мероприятия репутационного менеджмента. Представления о А.Лисицыне как политическом лидере области практически совпадает по всем характеристикам с представлениями об «идеальном политике».

загрузка...