Категория репутации в социально-политической коммуникации (25.01.2007)
Автор: Трубецкой Алексей Юрьевич
Национальная идентичность Религиозность (атеизм) Социальное происхождение Таблица 4. Результаты контент-анализа (в процентах) ассоциаций респондентов старше 35 лет на персоны политиков. «Хороший политик» «Плохой политик» Морально-нравственные качества 25,4 46,4 Интеллектуальные качества 29,4 20,5 Сила личности, волевые качества 11,7 6,6 Отношение к стране, народу, гражданская позиция 10,4 8,6 Действия политика и сфера его деятельности 0,7 Эмоциональное впечатление (от внешности и личности политика) 1,9 0,7 Ассоциации – образы: Политические установки и способы реализации власти 3,2 3,3 Активность личности 3,2 Коммуникативная дистанция 1,3 2 Деловые качества 0,7 2,6 Воспитание 3,9 1,3 Ораторские качества 0,7 2 Особые качества 1,3 0,7 Возраст 0,7 0,7 Национальная идентичность 1,3 Ролевые позиции 0,7 Формулы политической власти 1,3 Лидерские качества (миссия лидера) 1,9 В третьей главе анализируется динамика психологической структуры репутации политика под влиянием политического репутационного менеджмента. В параграфе 3.1 раскрывается содержание политического репутационного менеджмента. Политический репутационный менеджмент - это целенаправленные мероприятия по созданию и поддержанию определенной (желаемой) репутации человека, претендующего занимать общественно-значимую позицию в политической системе общества. Он включает в себя следующие направления: 1) анализ актуального состояния общественного сознания, специфики социальных представлений различных групп, общественных ожиданий, существующих репутаций; 2) конструирование собственно желаемой репутации; 3) создание личной истории (“легенды”) как интерпретации содержания прошлых действий; 4) создание фреймов эффективной коммуникации с различными политическими субъектами (т.е. ритуалов общения); 5) создание политической мифологии как героической истории; 6) анализ и отслеживание репутаций актуальных субъектов политических коммуникаций, коррекция и защита репутации. Политический репутационный менеджмент включает четыре блока: аналитический, креативный, технологический и блок формирования обратной связи. Аналитический блок состоит из следующих процедур: выявление актуальных субъектов политической коммуникации; измерение с помощью качественных и количественных методов наличной и ожидаемой репутации у всех субъектов политического взаимодействия; анализ и оценка выделенных характеристик наличной репутации и сравнение с ожидаемыми характеристиками. Креативный блок - это поиск и организация работы специалистов, способных проанализировать идеи и создать образы; конструирование элементов репутации политического лидера; моделирование презентации элементов репутации политического лидера для всех субъектов политической коммуникации как создание набора представлений для целевых аудиторий. Третий блок репутационного менеджмента является технологическим. Это планирование мероприятий с фиксацией времени проведения, последовательности и их согласованности по содержанию; осуществление их через различные системы коммуникаций и действий; мониторинг. Целью четвертого блока репутационного менеджмента является создание эффективной обратной связи. Он состоит из следующих процедур: тестирование новой репутации основных политических субъектов; профилактика несоответствий между компонентами репутации; защита и предотвращение мероприятий, направленных на разрушение создаваемой репутации и доверия к ней со стороны политических противников Анализируя категории ассоциаций можно видеть, что часть из них может быть отнесена к биологическому уровню оценки политического лидера (внешний вид, физическая сила, темперамент). Эти ассоциации есть у респондентов обеих подгрупп, и имеют определенный вес и значение для описания репутации «хорошего политика» и «плохого политика», хотя данный уровень остается более важным для респондентов при оценке реальных политических деятелей. Ассоциации социального уровня (действия политика и сфера его деятельности, политические установки и способы реализации власти, политическая программа и другие) имеют определенный вес и значимость для респондентов обеих подгрупп. Ассоциации, которые можно отнести к трансцендентному уровню (религиозность, национальная идентичность, отношение к стране, народу, гражданская позиция), более значимо представлены у «старшего поколения». Интересно, что оценка персоны Президента имеет противоречивый характер. При положительном содержании ассоциаций в категории морально-нравственных качеств, ассоциации в категории «образы» носят неодобрительный характер. При свободном выборе из всех российских деятелей, обладающих качествами хорошей репутации в подгруппе «молодежь» названы: Петр I, Примаков, Сталин, Столыпин. В подгруппе «старшего поколения» названы: Столыпин, Петр I, Примаков, Сахаров. Сопоставляя основные полученные категории ассоциаций респондентов с полученными ранее в ходе психосемантического исследования категориями-факторами, мы обнаруживаем их содержательную идентичность (см. табл. 5), что является вполне закономерным: механизм порождения ассоциаций, как и психологическая структура репутации функционируют на неосознаваемом уровне личности. Таблица 5. Сопоставление факторов репутации политического лидера, полученных методом семантического дифференциала, и методом ассоциаций на абстрактные образы «хорошего политика» и «плохого политика», а также персоны конкретных политических лидеров. Факторы репутации политика (метод семантического дифференциала) Семантические категории (метод ассоциаций) |