Delist.ru

Категория репутации в социально-политической коммуникации (25.01.2007)

Автор: Трубецкой Алексей Юрьевич

Национальная идентичность

Религиозность (атеизм)

Социальное происхождение

Таблица 4. Результаты контент-анализа (в процентах) ассоциаций респондентов старше 35 лет на персоны политиков.

«Хороший политик» «Плохой политик»

Морально-нравственные качества 25,4 46,4

Интеллектуальные качества 29,4 20,5

Сила личности, волевые качества 11,7 6,6

Отношение к стране, народу, гражданская позиция 10,4 8,6

Действия политика и сфера его деятельности 0,7

Эмоциональное впечатление (от внешности и личности политика) 1,9 0,7

Ассоциации – образы:

Политические установки и способы реализации власти 3,2 3,3

Активность личности 3,2

Коммуникативная дистанция 1,3 2

Деловые качества 0,7 2,6

Воспитание 3,9 1,3

Ораторские качества 0,7 2

Особые качества 1,3 0,7

Возраст 0,7 0,7

Национальная идентичность 1,3

Ролевые позиции 0,7

Формулы политической власти 1,3

Лидерские качества (миссия лидера) 1,9

В третьей главе анализируется динамика психологической структуры репутации политика под влиянием политического репутационного менеджмента.

В параграфе 3.1 раскрывается содержание политического репутационного менеджмента. Политический репутационный менеджмент - это целенаправленные мероприятия по созданию и поддержанию определенной (желаемой) репутации человека, претендующего занимать общественно-значимую позицию в политической системе общества.

Он включает в себя следующие направления: 1) анализ актуального состояния общественного сознания, специфики социальных представлений различных групп, общественных ожиданий, существующих репутаций; 2) конструирование собственно желаемой репутации; 3) создание личной истории (“легенды”) как интерпретации содержания прошлых действий; 4) создание фреймов эффективной коммуникации с различными политическими субъектами (т.е. ритуалов общения); 5) создание политической мифологии как героической истории; 6) анализ и отслеживание репутаций актуальных субъектов политических коммуникаций, коррекция и защита репутации.

Политический репутационный менеджмент включает четыре блока: аналитический, креативный, технологический и блок формирования обратной связи.

Аналитический блок состоит из следующих процедур: выявление актуальных субъектов политической коммуникации; измерение с помощью качественных и количественных методов наличной и ожидаемой репутации у всех субъектов политического взаимодействия; анализ и оценка выделенных характеристик наличной репутации и сравнение с ожидаемыми характеристиками.

Креативный блок - это поиск и организация работы специалистов, способных проанализировать идеи и создать образы; конструирование элементов репутации политического лидера; моделирование презентации элементов репутации политического лидера для всех субъектов политической коммуникации как создание набора представлений для целевых аудиторий.

Третий блок репутационного менеджмента является технологическим. Это планирование мероприятий с фиксацией времени проведения, последовательности и их согласованности по содержанию; осуществление их через различные системы коммуникаций и действий; мониторинг.

Целью четвертого блока репутационного менеджмента является создание эффективной обратной связи. Он состоит из следующих процедур: тестирование новой репутации основных политических субъектов; профилактика несоответствий между компонентами репутации; защита и предотвращение мероприятий, направленных на разрушение создаваемой репутации и доверия к ней со стороны политических противников

Анализируя категории ассоциаций можно видеть, что часть из них может быть отнесена к биологическому уровню оценки политического лидера (внешний вид, физическая сила, темперамент). Эти ассоциации есть у респондентов обеих подгрупп, и имеют определенный вес и значение для описания репутации «хорошего политика» и «плохого политика», хотя данный уровень остается более важным для респондентов при оценке реальных политических деятелей.

Ассоциации социального уровня (действия политика и сфера его деятельности, политические установки и способы реализации власти, политическая программа и другие) имеют определенный вес и значимость для респондентов обеих подгрупп.

Ассоциации, которые можно отнести к трансцендентному уровню (религиозность, национальная идентичность, отношение к стране, народу, гражданская позиция), более значимо представлены у «старшего поколения».

Интересно, что оценка персоны Президента имеет противоречивый характер. При положительном содержании ассоциаций в категории морально-нравственных качеств, ассоциации в категории «образы» носят неодобрительный характер.

При свободном выборе из всех российских деятелей, обладающих качествами хорошей репутации в подгруппе «молодежь» названы: Петр I, Примаков, Сталин, Столыпин. В подгруппе «старшего поколения» названы: Столыпин, Петр I, Примаков, Сахаров.

Сопоставляя основные полученные категории ассоциаций респондентов с полученными ранее в ходе психосемантического исследования категориями-факторами, мы обнаруживаем их содержательную идентичность (см. табл. 5), что является вполне закономерным: механизм порождения ассоциаций, как и психологическая структура репутации функционируют на неосознаваемом уровне личности.

Таблица 5. Сопоставление факторов репутации политического лидера, полученных методом семантического дифференциала, и методом ассоциаций на абстрактные образы «хорошего политика» и «плохого политика», а также персоны конкретных политических лидеров.

Факторы репутации политика (метод семантического дифференциала) Семантические категории (метод ассоциаций)

загрузка...