Delist.ru

Категория репутации в социально-политической коммуникации (25.01.2007)

Автор: Трубецкой Алексей Юрьевич

В качестве респондентов выступали москвичи, мужчины и женщины от 18 лет и старше (около 100 испытуемых), которые были разделены нами на две подгруппы: моложе 35 лет («молодежь») и старше 35 лег. Подгруппы условно названы «молодежь» и лет (старшее поколение.). Исследование проведено в 2005 году.

Обработка результатов проводилась посредством контент-анализа, в ходе которого были выделены 15 основных и ряд дополнительных категорий в обеих подгруппах респондентов .

Максимально значимыми оказались категории морально-нравственных качеств, интеллектуальных и волевых. Дифференциация «хорошего политика» и «плохого» осуществляется, прежде всего, по основанию морально-нравственных качеств. При этом часть ассоциаций может быть отнесена к биологическому уровню оценки политического лидера как субъекта социально-политической коммуникации (внешний вид, физическая сила, темперамент, эмоциональное впечатление от внешности и личности политика и другие). Интересно, что ассоциации социального уровня (действия политика и сфера его деятельности, политические установки и способы реализации власти, политическая программа и другие) имеют значимость для респондентов обеих подгрупп, тогда как ассоциации, которые можно отнести к трансцендентному уровню восприятия политика (религиозность, национальная идентичность, отношение к стране, народу, гражданская позиция), более значимо представлены у «старшего поколения».

При свободном выборе из всех российских деятелей, обладающих хорошей репутацией, в подгруппе «молодежь» названы: Петр I, Примаков, Сталин, Столыпин. В подгруппе «старшего поколения» названы Столыпин, Петр I, Примаков, Сахаров.

На первое место по значимости в обеих подгруппах выходят семантические категории морально-нравственных качеств личности, интеллектуальных качеств, а также силы и волевых качеств личности, т.е. задействованы базовые категории - оценка, сила, активность (Ч. ОсгудСемантические коды свободных высказываний-ассоциаций, с одной стороны, и характеристики репутации политических деятелей, полученных методом семантического дифференциала, с другой стороны, оказались содержательно идентичными (табл. 1). Соотносимость результатов, полученных с помощью метода семантического дифференциала и метода ассоциаций в отношении сходства факторных структур представлений респондентов о политике свидетельствует о конвергентной валидности проведенного исследования.

Таблица 1. Сопоставление факторов репутации политического лидера, полученных различными методами.

Факторы репутации политика (метод семантического дифференциала) Семантические категории (метод ассоциаций)

«предназначение власти»

«политические установки и способы реализации власти», «отношение политика к стране, народу, гражданская позиция», «действия политика, сфера его деятельности»

«сила личности» «сила личности и волевые качества личности», «лидерские качества»

«нравственно-этическая

позиция лидера» «морально-нравственные качества личности»

«выразительность

самопрезентации» «темперамент», «внешний облик и атрибуты одежды», «эмоциональные впечатления от внешности и личности политика», «ораторские качества»

«стиль руководства» «деловые качества», «действия политика», «способы реализации власти»

«религиозность» «религиозность – атеизм»

«маскулинность-феминность» «эмоциональные впечатления от внешности и личности политика», «ассоциации-образы», «ассоциации с образами животных», «особые качества»

«коммуникативная

установка» «прогрессивность, современность, адекватность», «образ жизни», «увлечения»

«тип мышления»

(рационализм) «интеллектуальные качества»

Таблица 3. Результаты контент-анализа (в процентах) ассоциаций респондентов моложе 35 лет на персоны политиков.

«Хороший политик» «Плохой политик»

Морально-нравственные качества. 28,6 42,5

Интеллектуальные качества (образование, ум, культура) 22,7 11,7

Сила личности, волевые качества 10,9 2,7

Ассоциации – образы 2,4 0,9

Темперамент 1,8 4,4

Эмоциональное впечатление (от внешности и личности политика)

Политические установки и способы реализации власти 3,4 7

Отношение к стране, народу, гражданская позиция

Отношения с властными структурами

Прогрессивность, современность, адекватность 2,5

Деловые качества 5

Физическая сила 5 1,8

Воспитание 3,4 3,5

Ругательства

Ораторские качества 3,4 6,2

Особые качества (хитрость, ушлость и т.д.) 2,5 6,2

Возраст (молодой) 0,8

загрузка...