Delist.ru

Категория репутации в социально-политической коммуникации (25.01.2007)

Автор: Трубецкой Алексей Юрьевич

8. «Маскулинность-Феминность» как элемент полового символизма связан с дифференциацией половых ролей и отражает тип настоящего мужчины, самца и добытчика, характерного для патриархального менталитета. Этот фактор включает в себя такие характеристики как раскрепощенный, сексуальный, обаятельный. Может сочетать в себе и душевные качества, эмоциональность или дипломатичность. Содержательной основой здесь является шкала «сексуальный – несексуальный». Здесь проявляется половая идентификация политического лидера.

9. «Тип мышления» характеризует склонность политика принимать решения – спонтанно или же продумывая каждый шаг. Однако интересно, что в подавляющем большинстве случаев на положительном полюсе фактора оказывается характеристика «эмоциональный», т.е. респондентами приветствуется непосредственность реакций, конгруэнтность образа (согласие между вербальными и невербальными проявлениями в поведении политика, соответствие внутреннего состояния внешнему поведению).

По весу все факторы распадаются на две группы: в первую входят доминирующие факторы, описывающие до 70 % дисперсии, – «Предназначение власти», «Сила личности» и «Нравственно-этическая позиция» лидера; во вторую – «Выразительность самопрезентации», «Коммуникативная установка», «Религиозность», «Тип мышления», «Стиль руководства» и «Маскулинность-Феминность» (сексуальность).

Устойчивая факторная структура репутации политического лидера имеет свою динамику. Можно отметить изменение значимости базовых факторов в общей структуре репутации политического лидера с течением времени, под влиянием событий социально-политической жизни. Может происходить также изменение собственно содержания базовых факторов. Менее значимые факторы могут появляться и исчезать, содержательно «склеиваясь» или перетекая в другой фактор, характеризуя межгрупповые различия.

Выявленная структура репутации политических лидеров в разных социальных группах респондентов, несмотря на инвариантность составляющих факторов, имеет свои отличительные особенности: Особенно ярко своеобразие менталитета проявилось в исследованиях в Казахстане и в Ярославской области.

. Сравнительный анализ психологической структуры

репутации политического лидера в групповом сознании

различных социальных групп

все факторы распадаются на две группы: в первую входят доминирующие факторы – Предназначение власти (патернализм), Сила личности и Нравственно-этическая позиция лидера; во вторую – Выразительность самопрезентации, Коммуникативная установка, Религиозность, Тип мышления, Стиль руководства и Маскулинность-Феминность (сексуальность). При этом процентное соотношение выше указанных факторов и их смысловое наполнение варьирует в разных социальных группах.

1. Для интеллигенции ведущим фактором является «Сила личности», политик в первую очередь должен быть Сильным хозяином. Далее следует – «Нравственно-этическая позиция» лидера и «Предназначение власти». Интересный результат получен по группе ярославской интеллигенции: прежде всего, эта группа обладает более высокой когнитивной сложностью восприятия – шесть факторов при пяти во всех остальных группах. Первым по значимости является фактор «Нравственно-этическая позиция», но одновременно с этим на положительном полюсе фактора «Коммуникативная установка» оказываются характеристики «хитрый», «скрытный», «гибкий». Фактора «Предназначения власти» (патернализм), характеризующего политика как Отца Отечества, не наблюдается в данной структуре вообще. В целом, можно сказать, что ярославская интеллигенция хочет видеть в качестве своего политического лидера человека сильного, порядочного, современного и владеющего разнообразным репертуаром политической коммуникации. Отсутствие фактора «Патернализма», возможно, говорит о свободолюбии ярославцев, об их желании быть самостоятельными.

В группах интеллигенции г. Москвы и г. Алма-Аты фактор «Предназначение власти» вбирает в себя часть содержания фактора «Коммуникативная установка», т.е. патернализм в представлении респондентов названных групп неразрывно связан с открытой позицией политика – ему можно доверять. Также представители интеллигенции всех регионов делают акцент и на интеллекте политика.

2. Доминирующими факторами для всех групп рабочих являются «Сила личности» в сочетании с «Предназначением власти». Политик в первую очередь должен быть сильной личностью, “со стержнем”, к тому же играть роль Отца Отечества, заботиться о своем народе. Эти факторы неизменно занимают первые места.

«Религиозность», которая как фактор представлена во всех региональных группах респондентов, в этой группе лишена сексуальной окраски (что нередко наблюдается в других группах), но четко ассоциируется с любовью к родной земле. Важно, что значимое место занимает фактор «Коммуникативная установка», (в ряде случаев (Казахстан, Казахстане, в г.Москва)Москве он оказывается даже вторым!). Одновременно фактор «Предназначение власти» включает в себя характеристики из фактора «Коммуникативной установки». Интересный нюанс обнаружился в психологической структуре репутации у рабочих г. Щекино (Тульская область): на второе место здесь выходит фактор «Маскулинность-Феминность», причем содержательно он объединяет в себе представления о душевности, привлекательности и современности политического лидера.

В группе рабочих г. Рыбинска (Ярославская область) выявлено также шесть факторов: «Предназначение власти» и здесь объединяется содержательно с фактором «Коммуникативной установки», однако и «Коммуникативная установка» представлена отдельным фактором, только с несколько иным содержанием – акцент делается на раскрепощенность и оптимизм.

В группе

,рабочих г. Москвы мы также наблюдаем выделение шести также выделились шесть факторов, однако первый фактор – «Сила личности» стянул на себя практическиохватывает половину дисперсии данных. Более того, содержательно это, скорее, фактор харизмы, объединяющий в себе и силу, и интеллект, и стиль коммуникации. Другими словами

3. В группах сельских жителей неизменно доминирует фактор «Сила личности», т.е., политик в первую очередь должен быть сильным, твердым, предприимчивым, энергичным. Значительное место занимает фактор «Нравственно-этическая позиция» лидера, он делит ведущие места с фактором «Предназначение власти» и «Коммуникативная установка». Акцент в восприятии сельчанами политического лидера сделан на патриотизме и хозяйственности.

Своеобразием отличается психологическая структура репутации политического лидера у сельчан Тульской области: фактор «Предназначения власти» включает в себя характеристики фактора «Коммуникативная установка», а также патриотизм, хозяйственность и силу. И здесь мы видим, что понятие Отец Отечества тесно связывается в сознании туляков с зависимостью – вероятно, это зависимость от народа в противовес зависимости от собственных или иных интересов. В целом этот фактор близок по содержанию к фактору «Стиль руководства», как и фактор «Сила личности», включающий в себя интеллект и владение обширным репертуаром политической коммуникации. Нетрудно заметить, что респонденты данной группы настроены на общение, диалог с политическим лидером – всяВся факторная структура здесь пронизана коммуникативными характеристиками.

Сельские жители Республики Казахстан отрицательно относятся к излишне артистичным и «заумным» политикам, ценят в первую очередь практический интеллект, хозяйскую хватку и способность повышать свое материальное благосостояние.

4. Наиболее весомым во всех группах пенсионеров оказался фактор «Предназначение власти» (патернализм) – политик должен в первую очередь всячески помогать и заботиться о своем народе, быть близким, патриотичным, сильным и умным хозяином. Этот фактор представлен во всех группах, а в группе пенсионеров Приморского края стягивает на себя рекордный объем объясняемой дисперсии – более 50%. Другими словами в этой группе респондентов фактор Предназначение власти оказывается практически единственным значимым, а ожидание заботы о себе – главной потребностью респондентов. Другой интересный момент: При этом ни в одной группе пенсионеров не выделился фактор «Нравственно-этическая позиция лидера». Вероятно, образ «интеллигентного политика» ассоциируется у респондентов с реформами, которые, по их мнению, «разрушили старое и сделали их беззащитными перед современной жизнью». Одновременно с этим «современность политических взглядов» относится пенсионерами к положительным качествам лидера.

5. Пенсионеры Москвы оказались наиболее прогрессивными в своих воззрениях на политическую власть. И в этом с ними отчасти солидарны пенсионеры г.Тулы. Респонденты из г.Актюбинска (Республика Казахстан) не доверяют религиозному политику, преследующему свои личные цели, при этом ценят трудолюбие и интеллект, а также способность зарабатывать деньги.

В группах молодежи уверенно доминирует «Сила личности» (за исключением группы молодежи г. Алма-Аты, в которой данный фактор вообще не выделился). Высокую значимость имеет фактор «Нравственно-этической позиции лидера». В сознании молодежи политик в первую очередь должен быть сильным, решительным, твердым, надежным, хорошим хозяином, к тому же добрым, миролюбивым и вежливым – интеллигентным.

Интересным по содержанию оказался фактор «Коммуникативная установка» в группе молодежи г. Уссурийска (Приморский край): на положительном полюсе объединились характеристики «хитрый», «добрый», «артистичный», т.е. фактор одновременно является и фактором выразительности образа политического лидера, а сочетание хитрости и доброты, возможно, рисует образ смекалистого человека, житейски мудрого.

В целом, можно сказать, что молодежь относится к политическим деятелям, скорее, как к телевизионным «звездам» – в психологической структуре репутации не значимы характеристики, отражающие действия политиков.

Резюмируя все сказанное об оценке репутации политического лидера в разных Таким образом, для каждой из социальных слоях, можно метафорически выразить их основные отличительные особенности – что именно важно в лидере или какого лидера в своей области (в стране, городе)ждут избиратели:

группагрупп электората выявились свои наиболее значимые составляющие в репутации политического лидера: для интеллигенции –– это свобода совести, профессионализм;

группа для рабочих – это прямота, сила;

группа для сельских жителей – душевность, хозяйственность;

группа для пенсионеров – забота, патриотизм; для молодежи – яркость «звезды» (см. гистограммы 1,2 описывающих факторное пространство некоторых групп).

Обобщая результаты по регионам, можно отметить следующее. В целом , что наиболее типичными по содержанию (своего рода эталон) оказались психологические структуры репутации политического лидера у жителей Приморского края; понимание хитрости как положительного качества роднит их с ярославцами... Жители Ярославской области выказывают свободолюбие и стремление к самостоятельности, к приоритету частных интересов над общими. Психологические структуры репутации политического лидера у москвичей в большинстве случаев оказываются достаточно структурированными и дифференцированными, а по содержанию тяготеющими к демократическим воззрениям. Содержательно жители Тульской области близки к ним. Наконец, респонденты из Республики Коми приветствуют проявление «вольного духа» в поведении политического лидера, а также, наряду с моральностью, силу и жесткость позиций.

Гистограмма 1.

Гистограмма 2.

группа молодежи – харизматичный политический лидер, «звезда».

Представления о репутации политика у жителей республики Казахстан имеют некоторые особенности, которые можно объяснить национальным своеобразием, ярко выраженным патриархальным менталитетом. «Предназначение власти» предстает как патернализм, политический лидер как сильная властная отцовская фигура., в первую очередь, «Идеальный политик» - это заботливый руководитель, богатый, щедрый и жесткий одновременно (интеллигентность, мягкость в большинстве групп в Казахстане не являются «положительными» качествами). Фактор Предназначение власти (патернализм) представлен в группе молодежи в целом незначительно.Ценность семейных отношений, важность заботы богатых и сильных о других членах клана проявились в образе политика как «богатого щедрого родственника», хорошего семьянина, умного трудолюбивого, смекалистого в противовес недалекому, отталкивающему, жадному и бедному. Например, фактор «Сила личности» включает в себя предприимчивость и материальный эквивалент – достаток, богатство. У городских жителей ожидание к внешнему способу самопрезентации политика вполне стандартное (они ждут яркости), для жителей же сельских районов более приемлема традиционно спокойная искренняя самоподача политика («неартистичность» как положительное качество).

В параграфе 2.3. приводятся результаты экспериментальной верификации данных, полученных с помощью психосемантического шкалирования, методом ассоциации. Этот метод позволяет описывать индивидуальные семантические поля, репрезентирующие индивидуальные представления личности об объективном мире (К.Юнг, А.Р.Лурия).

Респонденты продуцировали ассоциации на абстрактные образы «хорошего политика», «плохого политика», а также на персоны конкретных политиков, заполняя анкеты.

В качестве способа выявления эмоциональных представлений личности метод ассоциации использовался нами для верификации данных, полученных с помощью методики семантического дифференциала как исследовательский прием, позволяющий проконтролировать внутреннюю валидность исследования .

Так, если Если метод фокус-групп помогал нам выявить контекст групповых социальных представлений участников о личности политика и его деятельностиполитике, то метод ассоциаций, по нашему мнению, должен был предоставить информацию о смысловом содержании личностных конструктов. Метод ассоциаций, не навязывая человеку заранее заданных полярных шкал-дескрипторов для оценки того или иного политика (А.Шмелёв, 2002), апеллирует к сфере пересечения семантического содержания уровня внутреннего дискурса личности с уровнем межличностного дискурса; тогда как метод семантического дифференциала обращен непосредственно к уровням межличностного и социального дискурса, описанным в нашей модели репутации политического лидера. Смысловое совпадений категорий-факторов, полученных разными способами, будет свидетельствовать о верном понимании психологической структуры репутации, а также об адекватности использования метода психосемантического дифференциала для исследования репутации.

Феномен психологической проекции в данном случае позволяет выразить респондентам не только отношение к конкретным политикам, но и свои ожидания, анализ которых позволяет описать актуальные проблемы взаимодействия с властью.

С точки зрения психолингвистики применяемый нами методический приём, помогает выявить так называемые коннотативные значения элементов социальной реальности. Стимулируя проявление феномена психологической проекции, метод ассоциаций также позволяет рассчитывать на выражение людьми своих ожиданий, анализируя которые, можно описать актуальные проблемы взаимодействия людей с властью. Этими обстоятельствами обусловлена самостоятельная ценность метода ассоциаций как исследовательского инструмента в социальной психологии.

загрузка...