Категория репутации в социально-политической коммуникации (25.01.2007)
Автор: Трубецкой Алексей Юрьевич
2.создание теоретической модели репутации как социального представления; 3.выявление структуры репутации и подтверждение ее многоуровневого, устойчивого и инвариантного характера, на основе проведения эмпирического исследования репутации различных политических деятелей в различных социальных группах и в разных регионах страны; 4.разработка и апробация методической схемы исследования социальных представлений о политических лидерах; 5.разработка нормативной модели политического репутационного менеджмента; 6.эмпирическое исследование динамики содержания составляющих репутации под влиянием репутационного менеджмента. Новизна: 1. Научно-методологически обоснована и введена в контекст социально-психологического анализа категория репутации как социального представления. Опробованы различные экспериментальные методы исследования репутации политического лидера. 2. Впервые предложена теоретическая социально-психологическая модель репутации политического лидера как социального представления. Репутация представляет собой структурное образование, обладающее целостностью и устойчивостью. В модели рассматривается, каким образом, в каких формах репрезентируется в общественном сознании личность политика на биологическом, личностном, социальном и трансцендентном уровнях. Изучены закономерности функционирования репутации как социального представления. Расширено представление о функциях репутации в политической коммуникации. 3. Предложенная психологическая модель репутации политического лидера предоставляет новые возможности для психологического исследования как собственно субъектов политической среды, так и их коммуникации, что позволяет качественно описывать образы политических лидеров, ожидания конкретных электоральных групп, а также особенности национального менталитета. Выявлены особенности содержания репутации в социальном, возрастном, национальном и историческом контексте. 4. Исследована психосемантическая структура репутации политика, выявлены параметры изменений составляющих ее факторов. Устойчивая структура образована такими инвариантными качествами, как «Предназначение власти», «Сила личности», «Нравственно-этическая позиция», а также изменяющимися в зависимости от социально-демографических характеристик социальных групп качествами «Выразительность самопрезентации», «Коммуникативная установка», «Религиозность», «Тип мышления», «Стиль руководства» и «Маскулинность-Феминность». 5. Впервые предлагается нормативная технология репутационного менеджмента. 6. Предложены новые способы влияния на репутацию политика в процессе репутационного менеджмента, формулируя «несущую метафору» миссии, личную «легенду», через создание деятельностных форм коммуникации с электоральными группами. Теоретическая значимость: Предлагаемая категория репутации политического лидера, понимаемая как многофункциональное социальное представление открывает новое направление в социально-психологическом исследовании социально-политической коммуникации. Проведен всесторонний и глубокий анализ различных категорий, характеризующих отражение личности в общественном сознании, и определено место и роль категории «репутация». В данном понимании политического лидера расширяется представление об активности всех субъектов социально-политической коммуникации. Авторская теоретическая концептуальная модель репутации политического лидера задает новый характер исследований по теме социальных представлений, их актуального состояния и изменений. Гипотезы исследования: 1. Категория репутации как социальное представление о политическом лидере в общественном сознании позволяют наиболее полно и эффективно исследовать отношения субъектов социально-политической коммуникации – лидера и социальных групп. Репутация имеет определенную структуру, которая остается инвариантной в восприятии политических лидеров разными социальными группами в различных регионах страны, а также устойчиво в историческом времени. 2. Структура репутации политического лидера репрезентируется на четырех уровнях: биологическом, личностном, социальном, трансцендентном и включает в себя такие психосемантические факторы восприятия политического лидера, как «понимание предназначения власти», «нравственно-этическая позиция», «сила личности», «коммуникативная установка», «выразительность самопрезентации», «религиозность» (отношение к вере), «маскулинность- феминность», «стиль руководства», «тип мышления». 3. В психологической структуре репутации политического лидера проявляются как системообразующие характеристики представления о функциях власти в обществе, так и ценностные социальные установки и ожидания социальных групп. 4. Технология политического репутационного менеджмента должна выстраиваться с учетом структуры репутации политического лидера. 5. Социальные представления о политике могут изменяться в заданном направлении в результате применения процедур политического репутационного менеджмента. Теоретико - методологические основы: Теоретико-методологической основой исследования были концепция образа мира А.Н.Леонтьева и культурно-историческая теория Л.С.Выготского о законах формирования понятий, концепция социального познания Г.М. Андреевой, концепция социальных представлений С.Московичи, концептуально-теоретический подход к изучению психологии профессиональной политической деятельности А.А.Деркача. В представлениях о психологической структуре сознания и восприятия мы опирались на психосемантический подход к изучению феноменов сознания (Ч.Осгуд, Е. Ю. Артемьева, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев) и феноменов массовой коммуникации (В. Шрамм, М. Маклюэн, Л. В. Матвеева) Методы исследования: На разных этапах работы использовались как качественные, так и количественные методы: - метод психосемантического шкалирования (метод, разработанный Е.Ю. Артемьевой и В.Ф. Петренко на основе семантического дифференциала Ч. Осгуда); результаты психосемантического шкалирования подвергались математико-статистической обработке по программе ЭКСПАН, разработанной А.Г. Шмелевым; - метод фокус-групп (Р. Мертон, Н.Н.Богомолова, О.Т. Мельникова); - метод ассоциаций (К.Юнг, А.Р.Лурия). Результаты, полученные с помощью этих методов, были дополнены методом экспертного опроса и методом литературно-исторической реконструкции. Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается исходными методологическими позициями, опорой на теории, разработанные в отечественной и зарубежной психологии, использованием комплексного подхода в подборе методов для исследования изучаемых феноменов. Модель проверена на значительном эмпирическом материале в разных регионах России и за рубежом: было сделано более 10 тысяч замеров, в исследовании принимало участие около тысячи респондентов из разных социальных групп, разного возраста, пола, разной национальности в течение восьми лет. Практическая значимость работы: Введение в практику исследования социально-политических коммуникаций категории репутации позволяет более полно изучить отношения политических лидеров и общества, психологическую систему ожиданий и предпочтений общественных групп. Это актуально как в целях мониторинга отношения общества к власти и конкретным лицам, так и в политических кампаниях и мероприятиях. Для эффективной презентации политику необходимо ясно представлять, какой репутацией в электоральных группах он обладает, какие требования предъявляются к направленности его деятельности и личным качествам, по каким параметрам его оценивают общественные группы. На основе результатов исследования разработана нормативная схема мероприятий политического репутационного менеджмента, с успехом в течение длительного времени применяемая на практике. Положения, выносимые на защиту: 1. Феномен политического лидерства в социально-политической коммуникации в качестве предмета социально-психологического анализа наиболее адекватно может быть представлен категорией репутации. Выделяются ключевые параметры в структуре репутации политического лидера как социального представления на разных уровнях – сакральном, или трансцендентном, социальном, личностном, биологическом. Конкретное содержание этих параметров на каждом уровне и форма их проявления будет зависеть как от исторического периода жизнедеятельности людей, от психологических особенностей той или иной социальной группы, так и от этнической принадлежности. 2. Репутация политического лидера имеет устойчивую категориальную структуру, выявляемую у разных социальных групп. Она представлена такими психосемантическими факторами, как «Предназначение власти», «Сила личности», «Нравственно-этическая позиция», «Религиозность», «Тип мышления», «Маскулинность-феминность», «Выразительность самопрезентации», «Стиль руководства», «Коммуникативная установка». 3. В базовой структуре репутации репрезентируются идеология политика как система идей и индивидуальный сценарий его социализации, которые отражаются в миссии лидера и его личной легенде. В репутации содержатся также представления а) об индивидуальных особенностях конституции, б) характере самопрезентации в коммуникации и в) типе мышления. 4. На основе теоретической модели разработана нормативная технология политического репутационного менеджмента. 5. Категориальная структура репутации политического лидера подвергается существенным и регулируемым изменениям в ходе политического репутационного менеджмента. Структура диссертации: Работа состоит из введения, трех глав, заключения и выводов, библиографии (428 источников) и пяти приложений. Объем диссертации 369 страниц вместе с приложениями. В тексте 21 рисунок, 55 таблиц, 24 диаграммы. |