Категория репутации в социально-политической коммуникации (25.01.2007)
Автор: Трубецкой Алексей Юрьевич
Функция стратификации - репутация человека позволяет ему и его сторонникам претендовать на определенный статус в социальной иерархии. Функция мобилизации – позволяет организовать и направлять социальную (политическую, гражданскую) активность. Функция стабилизации, благодаря которой поддерживается неизменность отношений "народ - власть". По мере развития современного информационного социума наблюдается расширение функций репутации и усложнение ее структуры. И если сорок пять лет назад С. Московичи называл социальные представления «современным эквивалентом» мифов и верований, то сегодня мы можем говорить о том, что категория репутации позволяет описать мифы и верования современных социально-политических коммуникаций в научных традициях наших дней. Предложенная психологическая модель репутации политического лидера может быть использована при анализе взаимодействия политического лидера и электората, для прогнозирования политического поведения политика и его политической жизни, а также в технологии политического репутационного менеджмента, как механизма влияния на социальные группы в области социально-политических коммуникаций, оставаясь в рамках психологической этики. Выводы: 1. Феномен политического лидерства в социально-политической коммуникации наиболее адекватно может быть представлен категорией репутация. Категория репутации предоставляет новые объяснительные возможности в решении проблемы отражения политического лидера в общественном сознании по сравнению с категориями «образ» и «имидж». Категория «образ» имеет общефилософское значение, и в этом смысле не отражает особенностей социально-политической коммуникации. Категория «имидж» употребляется в разнообразных смыслах, понимаемое то, как полный синоним «образа», то, как символическое отражение объекта. Однако при анализе социально-политической коммуникации значима содержательная оценка надежности политического лидера, идеологическое наполнение его политической деятельности, которая и содержится в категории «репутация». Данный подход позволяет в новом свете подчеркнуть активность всех субъектов социально-политической коммуникации. 2. Репутация политического лидера является многофункциональным социальным представлением, устойчивым и инвариантным по структуре, которое формируется и функционирует в пространстве групповой и межгрупповой коммуникации, выполняя такие важные функции, как социальная оценка, функция отношения, связи, прогнозирования, регуляции, стратификации, мобилизации и стабилизации. 3. Психологическая модель репутации политического лидера выступает как многоуровневая система, включающая фигуру лидера, информационное пространство социально-политической коммуникации, формы репрезентации репутации политического лидера в общественном сознании и социальный смысл репутации. Выявленная структура репутации политического лидера отличается целостностью и устойчивостью, которая проявляется вне зависимости от условий проведения исследования, нюансов методической разработки и особенностей тех или иных групп респондентов, включая место жительства. 4. В репутации политического лидера выделяются следующие факторы, составляющие содержание репутации как социального представления: «Предназначение власти», «Сила личности», «Нравственно-этическая позиция», «Религиозность», «Стиль руководства», «Тип мышления», «Коммуникативная установка», «Выразительность самопрезентации», «Маскулинность-Феминность». 5. Ядро репутации в групповом психосемантическом пространстве образуют факторы «Предназначение власти», «Сила личности», «Нравственно-этическая позиция» и «Религиозность». Эти факторы описывают содержательную сторону репутации политического лидера. «Предназначение власти» представлена через идеологию, сообщающую всей деятельности в социально-политической сфере целевую направленность. «Сила личности» включает в себя волевую регуляцию поведения, энергетический потенциал личности, способность достигать поставленные цели. «Нравственно-этическая позиция» описывает моральные ценности политика. «Религиозность» отражает отношение политического лидера к религии. Внешне-динамическую характеристику репутации составляют факторы «Коммуникативная установка» (искренность-неискренность, открытость-закрытость), «Стиль руководства» (гибкость-жесткость), «Тип мышления» (эмоциональный-рациональный), «Выразительность самопрезентации» (как умение работать со словом и жестом), «Маскулинность-Феминность» (половая идентификация). 6. Данная структура репутации политического лидера репрезентирует все уровни, на которых политический лидер предстает в социально-политической коммуникации: биологический уровень, личностный, социальный, трансцендентный. «Предназначение власти» находится на стыке социального и трансцендентного уровней и выражается в миссии политического лидера как главной цели его деятельности. «Сила личности» сочетает в себе социальный и биологический уровни и проявляется в легенде как индивидуальном сценарии социализации личности. «Коммуникативная установка», как глубинная личностная установка на взаимодействие с миром, находится на пересечении трансцендентного и биологического уровней, реализуясь в социуме как миф о герое (политическом лидере). «Выразительность самопрезентации» вбирает в себя личностный и социальный уровни и воплощается в ритуалах, поддерживающих статус и коммуникации лидера. «Религиозность» относится к трансцендентному уровню репутации, «Нравственно–этическая позиция» характеризует личностный уровень, «Стиль руководства», «Тип мышления» - социальный уровень. Эти факторы свидетельствуют о социальной ответственности лидера, способствуют формированию доверия к нему, веры в его миссию. Таким образом, мы можем рассматривать такие формы презентации репутации в общественном сознании, как миф, легенда, ритуал, миссия. 7. Структура репутации политического лидера имеет национальные и социально – демографические особенности, отражает особенности различных социальных и этнических групп. В ходе исследования были выявлены межгрупповые различия в значимости разных характеристик репутации политического лидера при сохранении общей структуры репутации. На метафорическом уровне для групп интеллигенции значимы свобода совести, профессионализм; для групп рабочих – прямота, сила; для сельских жителей – душевность, хозяйственность; для пенсионеров – забота, патриотизм; для молодежи – выразительность, харизматичность политика. Исследование, проведенное в Республике Казахстан, показало большую значимость по сравнению с данными российских групп в репутации политического лидера характеристик заботы, силы как богатства, сочетание щедрости и жесткости, что можно рассматривать как некоторые особенности патриархального национального менталитета. 8. Представление о репутации «идеального политического лидера» позволяет давать сравнительные оценки репутации реальных политических лидеров в соответствии с выделенной структурой репутации политического лидера. Благодаря этому можно выделять общественные ожидания разных социальных групп к политическому лидеру на всех уровнях, которые репрезентируют факторы, составляющие репутацию политического лидера согласно предлагаемой модели (биологическом, личностном, социальном, трансцендентном). 9. На основе предлагаемой модели репутации политического лидера разработана нормативная технология политического репутационного менеджмента, позволяющего определять способ и характер направленного воздействия по формированию и изменению репутации политического лидера в социально-политической коммуникации. Идеология репутационного менеджмента подразумевает, прежде всего, работу с базовыми содержательными составляющими репутации, в отличие от «имиджмейкерства», преимущественно работающего с внешней выразительностью, символическим маркированием политика. Репутационный политический менеджмент состоит из следующих блоков: аналитический, креативный, технологический и блок формирования обратной связи. Представлена совокупность целей и процедур, реализуемых в каждом блоке. В соответствии с предлагаемой моделью репутации политического лидера репутационный менеджмент предполагает анализ актуального состояния общественного сознания, конструирование на этой основе параметров желаемой репутации (создание в том числе «несущей метафоры репутации»), создание личной истории, создание политической мифологии как героической истории, создание фреймов эффективной коммуникации с различными политическими субъектами. Принципиально значимой составляющей репутационного менеджмента является влияние на репутацию политического лидера через необходимые изменения в его деятельности (профессиональной, коммуникативной) в соответствии с выявляемыми актуальными общественными потребностями. 10. Созданный на основе авторской модели репутации политического лидера репутационный менеджмент был успешно апробирован в реальных политических кампаниях: под его влиянием наблюдается динамика содержания составляющих репутации политического лидера в планируемом направлении. Эти изменения заключаются в заданной модификации структуры репутации политического лидера в сознании разных групп электората, а также в перераспределении оценок репутации конкретных политиков относительно друг друга в групповом сознании. Репутационный менеджмент подтверждает практическую значимость предлагаемого нового теоретического направления в изучении закономерностей восприятия субъектов социально-политической коммуникации. Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях: Научное издание: Психология репутации //М., «Наука», 2005. 291с. 18,5 п.л. Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, выпускаемых в Российской федерации и доклады на международных конференциях: Психология репутации// «Мир психологии», 2006, № 3. 0,6 п.л. Восприятие политического лидера//Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 2006. №4.0,7 п.л. (В соавторстве с Матвеевой Л.В., Каравановой Е.Е., Мочаловой Ю.В.) 4. Репутация: выбор политика как выбор желаемого будущего // Международный форум РАН «Проекты будущего: междисциплинарный подход», Москва,16-19 октября 2006. 0.2 п.л. 5. Репутация лидера в политической коммуникации //Материалы международной конференции «Психология общения 2006: на пути к энциклопедическому знанию», Москва,19-21 октября 2006. 0,5 п.л. 6. К проблеме восприятия телевизионного образа политического лидера. // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 2003. №4 . С.15-29. 0,7 п.л. (В соавторстве с Л.В.Матвеевой). Отражение особенностей восприятия человеком телевизионных стимулов разной эмоциональной направленности в динамике амплитуды частотного спектра КГР ( совместно с Л.В.Матвеевой, А.Н. Гусевым, Ю.Я.Лобкаевым и др.)// Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. М., 2002. С.258-279. 0,9 п.л. Категория репутации в политическом общении.//Тезисы докладов Международной конференции РАО «Психология общения 2000: проблемы и перспективы». 25-27 октября, 2000. М., УМК Психология. С.150-151, 0,1 п.л. 9. Репутация политического лидера как результат социальной рефлексии.// Тезисы IY Международного симпозиума «Рефлексивные процессы и управление».М., 2003.С.62-64. 0,2 п.л. 10. Психологическая модель репутации в системе политических коммуникаций.// Материалы международной научной конференции «Психология власти». С.-П., 2005.С.22-34. 0,9 п.л. Научные статьи и тезисы докладов на конференциях: 11. Психологические аспекты репутационного менеджмента.// Материалы межвузовской научно-практической конференции «Социальная психология сегодня: наука и практика», С.-П., 2006. 0,1 п.л. 12. Феномен репутации в политическом взаимодействии. //Тезисы Всероссийской научно-практической и методической конференции «Современные проблемы прикладной психологии», Ярославль, 24-26 октября 2006. 0.2 п.л 13. Структура репутационного менеджмента // Томск,14-18 ноября 2006. 0,3 п.л. 14. Имидж и репутация: сходство и различие. //Журнал «Советник», 2006. №5 . 0,4 п.л. 15. Телевизионный образ политического лидера как результат репутационного менеджмента.// Материалы Всероссийской конференции «Психология и ее приложения». Ежегодник РПО. М.2002.Т.9.В.2.С.426-427. 0,1 п.л. 16. Физиологические корреляты семантических оценок при восприятии сложных телевизионных изображений. (В соавторстве с Л.М. Матвеевой и др.).// Психология субъективной семантики в фундаментальных и прикладных исследованиях. Материалы научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения Е.Ю.Артемьевой. М., 2000. С. 60-62. 0,2 п.л. 17. Ответственность несет советник. Советчик ее не выносит.//Журнал «Советник».1999.№5. 18. Дикий рынок для связей с общественностью не годится.//Журнал «Советник». 2000.№1 |