Категория репутации в социально-политической коммуникации (25.01.2007)
Автор: Трубецкой Алексей Юрьевич
Надежный – ненадежный 82 75 Раскрепощенный – напряженный Оптимист – пессимист Верующий – атеист Остроумный – неостроумный Сильный слабый Решительный – нерешительный 65 Бесхитростный – хитрый Откровенный – скрытный Фактор 4 Выразительность самопрезентации 5,9% вес Фактор 5 Стиль руководства 5,2% вес Сексуальный – несексуальный Артистичный – неартистичный 72 60 Жесткий – гибкий Хулиган – зануда Твердый - мягкотелый 67 Сравнительный анализ психологической структуры репутации политиков в различных социальных группах Ярославской области в 1999 и 2000 гг. показывает, что сами выделенные факторы и их смысловое значение не претерпели изменений. Однако изменился состав факторов, представленный в виде входящих в него шкал. Так, например, в факторе «Сила личности», выявленной в 2000 году, появилась шкала “умный”, которой не было в 1999 году. Изменилась также величина дисперсии, которую объясняет фактор: она увеличилась с 13.1% до 16.7%. Произошли существенные планируемые изменения в репутации политиков по фактору «Предназначение власти». Таким образом, Резюмируя, мы видим, что применение мероприятий репутационного менеджмента на основе предложенной нами концепции структуры репутации приводит к значительным и прогнозируемым изменениям в репутации политического лидера. Эти изменения заключаются в заданной модификации структуры репутации политического лидера в сознании разных групп электората, а также в перераспределении психосемантических оценок репутации конкретных политиков относительно друг друга в групповом сознании. В заключении рассматривается психологическая модель репутации как социального представления. В коллективном сознании и бессознательном группы политическая судьба лидера формируется как мифологический сценарий развития личности героя, получающего исторический шанс приблизить свою социальную группу к эпохе «золотого века», при этом формируются некие ожидания, представления о персоне желаемого лидера. Эти ожидания и представления наиболее полно идентифицируются с категорией репутации идеального политического лидера и проявляются в репутации конкретных политических лидеров. В предлагаемой психологической модели репутации (рис.2) представлены две системы отношений: отношения субъектов социально-политической коммуникации и отношения структурных элементов репутации как социального представления. В ней выделяются 1) собственно составляющие репутации (девять психосемантических факторов); 2) формы презентации, существующие в общественном сознании (миф, легенда, ритуал, миссия); 3) социальный смысл репутации или личностное отношение членов группы к лидеру («вера в миссию политического лидера», «надежность политического лидера», доверие к политическому лидеру», «поддержка политического лидера»). Сложная структура репутации включает как содержательные, так и формальные (внешние) характеристики. В содержательной составляющей репутации выделяется фактор понимания «Предназначения власти (патернализм)», который может быть представлен через идеологию как систему социально значимых идей и ценностей, сообщающую всей деятельности в социально-политической сфере целевую направленность и таким образом придающую ей смысл. Для электората тип идеологии, реализуемый политиком, репрезентирует возможность определения вектора социального развития. Приверженность разных групп электората той или иной идеологии означает для них возможность осознанного выбора собственного будущего, соучастие в его реализации через выбор лидера – носителя этой идеологии и тем самым повышение избирательной активности, социальной и общественно-политической мобилизации и гражданской ответственности. Другими словами смысл, заключенный в содержательной части репутации политического лидера, выражается для электората в актуализации, а также выборе и присвоении образа желательного будущего и может формироваться путем применения политического репутационного менеджмента. Приверженность лидера идее отражается в миссии лидера, которая представляет собой основную цель деятельности политического лидера в контексте политических, экономических и социальных задач, решаемых государством, которые непосредственно связаны с реализацией первостепенных нужд и чаяний народа. При этом возложение на себя политическим лидером той или иной миссии органично вытекает из особенностей его жизненной позиции, личностных задач и является ответственным, осознанным и произвольным поступком. Следующим содержательным фактором репутации является «Сила личности», которая олицетворяет волю к победе и способность переносить все удары судьбы на пути к поставленной цели при исполнении миссии. «Сила личности» представлена в пространстве политического взаимодействия через личную легенду лидера, как индивидуальный сценарий социализации личности лидера. Под личной легендой понимается такой компонент репутации, который представляет собой особенным образом организованную и проинтерпретированную биографию субъекта, его поступки, личные достижения, дела, которые репрезентируют разные стороны и качества его личности. Дополнительными содержательными характеристиками репутации являются: «Нравственно-этическая позиция», «Религиозность» и «Тип мышления (рационализм)». Эти качества ответственны за уверенность в себе, олицетворяют силу духа, интуицию и способность повести за собой людей под флагом политической идеи. Именно «Нравственно - этическая позиция» лидера способствует зарождению доверия к вождю, а «Религиозность» – веры в его миссию. Внешняя составляющая репутации политического лидера представляет собой совокупность выразительных признаков, соответствующих (или противоречащих) ее содержательной части. Это индивидуальные особенности, считываемые с внешнего облика (пол, возраст, состояние здоровья, а также особенности одежды, прически и т.д.). Значительная часть факторов репутации описывает ожидание масс по отношению к характеру самопрезентации личности социуму через индивидуальный стиль общения («Коммуникативная установка») и «Стиль руководства». Эту сторону выразительности образа политического лидера подробно рассматривали в своих работах Ю.М.Жуков (1990,2004), Л.А.Петровская (1996,1999), Г.М.Андреева (1988,2000), В.А.Лабунская (1985), Е.Б.Шестопал (2000, 2004), Л.В.Матвеева (2000). Выразительность самопрезентации как умение работать с жестом, символом и словом в социально-политической коммуникации реализуется через ритуалы разного характера и длительности. «Стиль руководства» воспринимается электоратом как социальная ответственность, а «Открытость» (коммуникативная установка) дает возможность завершить построение политического мифа. Степень согласованности двух составляющих репутации определяет как степень устойчивости репутации (что можно рассматривать как одну из задач работы с политическим лидером), так и степень харизматичности политика. В социально-политической коммуникации взаимодействуют различные группы субъектов. Для нас важны отношения политического лидера как носителя власти и электората. Политический лидер предстает в социально-политической коммуникации на различных уровнях – биологическом уровне, личностном, социальном и трансцендентном. На биологическом уровне определяется природная уникальность конституции, здоровья, силы, энергии, красоты, выраженности маскулинно-феминных черт (сексуальность), что в глазах различных социальных групп создает впечатление эмоциональной привлекательности, симпатичности. На личностном уровне выделяются такие качества, как мотивация стремления к власти, сила воли, личная храбрость, компетентность, нравственно-этическая шкала ценностей, интеллект, открытость новому опыту, стиль общения и особенности средств самовыражения. Личностные качества претендента на власть дают основание представителям электората сформировать впечатление об одной из важнейших прототипических характеристик политического лидера – можно ли доверять этому человеку власть, а вместе с ней и свое будущее. Личностные характеристики также позволяют оценить человечность, справедливость, доброту политического лидера и одновременно его способность удержать власть, сформировать партию, выработать адекватную программу, убедить в своей правоте сторонников и оппонентов. На социальном уровне политический лидер предстает как носитель определенного политического мировоззрения, понимания смысла и предназначения власти в обществе, отношения к народу, к стране, к ресурсам, собственности, компетентности в социальных коммуникациях, в политической культуре, со стороны его приобщения к культурным ценностям своей страны и всего мира. С этого уровня власти производится впечатление ответственности лидера перед обществом, уважения к традициям и ценностям народа, а также компетентности в управлении ресурсами – у электората возникает желание оказать поддержку тем политическим, экономическим и социальным программам, которые предлагает политический лидер. На трансцендентном уровне политический лидер демонстрирует свое отношение и причастность к духовной культуре своего народа, к героическому и постыдному прошлому нации, к традиционным конфессиям государства, отношение и участие в сакральных народных мистериях, а также особую связь с наиболее уважаемыми и компетентными членами правящей, духовной, научной, культурной и военной элиты в обществе. Со стороны электората это воспринимается как мудрость, опыт, авторитет, могущество, способность вести за собой людей, умение предугадывать будущее, жертвенность, альтруизм, бескорыстие, открытость и бесхитростность или те же качества с негативным оттенком. Ряд факторов, а именно – «Маскулинность-Феминность», «Нравственно-этическая позиция», «Стиль руководства» и «Тип мышления», «Религиозность» воплощают собой тот или иной уровень репутации в чистом виде. Например, «Религиозность» относится к трансцендентному аспекту репутации и со стороны социума превращается в веру в миссию политического лидера и формирует его авторитет (право говорить от себя лично без доказательства этого права). «Нравственно-этическая позиция» соотносится с личностным уровнем репутации и вызывает у людей чувство доверия и уважения к политику. То же - в отношении «Маскулинности-Феминности», «Стиля руководства» и «Типа мышления». Другие факторы вбирают в себя содержание двух уровней репутации, к ним относятся: «Коммуникативная установка», «Сила личности», «Выразительность самопрезентации», «Предназначение власти». На пересечении трансцендентного и биологического уровней оказывается фактор «Коммуникативной установки», представляющий собой глубинную личностную установку на взаимодействие с миром и реализующийся в социуме в мифе о герое (политическом лидере). На пересечении биологического и личностного уровней – «Сила личности», фактор физической, интеллектуальной и политической мощи, харизматический фактор, проявляющийся в легенде как индивидуальном сценарии социализации личности. «Выразительность самопрезентации» вбирает в себя личностный и социальный уровни и воплощается во всевозможных ритуалах, поддерживающих статус и коммуникации лидера. Наконец, «Предназначение власти» оказывается на стыке социального и трансцендентного уровней и логически оказывается выраженным в миссии политического лидера как главной цели всей его деятельности и служения. Следует подчеркнуть, что «несущей» смысловой осью всей модели оказывается ось «Предназначение власти» (миссия) – «Сила личности» (легенда)». Именно эти два фактора максимально значимы как при оценке «идеального политика», так и при оценке репутации реального политического деятеля. На основе предложенной модели репутации можно обозначить восемь функций репутации политического лидера в социально-политической коммуникации: Функция социальной оценки, исходя из которой, политический лидер оценивается, как "плохой" или "хороший". Функция отношения, на основе которой можно оценить дистанцию между политическим лидером и его электоратом. Функция связи, посредством которой происходит коммуникация между субъектами власти. Функция прогнозирования - возможность предсказывать на основе содержания репутации поведение политического лидера в различных ситуациях. Функция регуляции - человеку, обладающему репутацией, люди готовы делегировать полномочия в принятии решений в социально значимых ситуациях. |