Delist.ru

Категория репутации в социально-политической коммуникации (25.01.2007)

Автор: Трубецкой Алексей Юрьевич

им. М.В. ЛОМОНОСОВА

На правах рукописи

Трубецкой

Алексей Юрьевич

Категория репутации

в социально-политической коммуникации

19.00.05 – Социальная психология (психологические науки)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Москва – 2006

Работа выполнена на кафедре социальной психологии факультета психологии Московского государственного университета

им. М.В.Ломоносова

Официальные оппоненты:

доктор политических наук Егорова Екатерина Владимировна

доктор психологических наук Семенов Валентин Евгеньевич

доктор психологических наук Юревич Андрей Владиславович

Ведущая организация – Российская академия государственной службы при Президенте РФ

Защита состоится «16» марта 2007 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.95 в МГУ им. М.В. Ломоносова по адресу: 125009, Москва, ул. Моховая, дом 11, корпус 5, аудитория 303

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ

им. М.В. Ломоносова

Автореферат разослан «15»декабря 2006 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета _____________________ Карабанова О. А.

Введение.

Актуальность исследования.

Изучение представлений о лидере в системе социальных коммуникаций является классической задачей для политической психологии. В психологических исследованиях данного феномена использовались как категории образа (Г.Андреева, Л.Матвеева, Е.Шестопал, Л.Гозман), имиджа (Ф.Кузин, Е.Перелыгина), прототипа (Д.Киндер, М.Розенберг, А.Миллер, Е. Егорова-Гантман), так и понятия лидерского “капитала” (Л.Стаут) и харизмы (М.Вебер). В последнее десятилетие, особенно за рубежом, все чаще для описания и объяснения природы взаимодействия различных субъектов в социальных коммуникациях используется категория репутации. Наши длительные экспериментальные исследования (1996-2005 гг.) в области политического менеджмента, а также практика психологического сопровождения выборных процессов дают основания убедиться в том, что репутация является значимым регулятором взаимодействия политических субъектов. Однако до недавнего времени исследования репутации проводились, в большей степени, в культурологическом аспекте, а также в области экономических коммуникаций. По нашему мнению, репутация является структурным психологическим феноменом, существующим в общественном сознании. Его содержание качественно своеобразно и не исчерпывается понятиями образа или имиджа. «Образ» является базовой философской и общепсихологической категорией. «Имидж» имеет множество значений. Прежде всего, это стереотипизированный образ, существующий в массовом сознании, наглядное проявление того или иного фрагмента реальности в выразительной, нередко символической форме. Можно говорить об имидже товара, компании, человека. В имидже, как правило, предстает лишь внешняя коммуникативная сторона образа. Использование его в строго научном контексте неизбежно приводит к искусственному расширению его содержания. Отсутствие дифференциации понятий, употребление различных смысловых составляющих и компонентов рядоположенно, без соотнесения, приводит к смешению категориальных уровней и не позволяет производить адекватный научный анализ.

В практике политического консультирования работа по развитию способности политика привлекать сторонников, влиять на общественное мнение зачастую происходит не как расширение личного потенциала, а как формирование перцептивного образа у избирателей (посредством манипулирования, прежде всего, с помощью СМИ, имеющий краткосрочный эффект), слабо соответствующего не только реальной личности политика, но и общественным ожиданиям. Изменение этой ситуации невозможно без предварительного выстраивания теоретической основы соответствующих стратегий реальной политической работы. Важно осмыслить психологические категории и создать новые технологии, которые будут признаны адекватными современному цивилизационному этапу развития российского общества.

Анализ теоретических работ, требования практики приводят нас к необходимости осуществления комплексного, междисциплинарного исследования феномена политического лидера, из чего вытекает задача теоретической и экспериментальной проработки в рамках социальной психологии феномена «репутации». Это позволит изучить особенности субъектов социально-политической коммуникации, а также выявить факторы, влияющие как на процесс коммуникации, так и на его результат. Необходим всесторонний анализ социальных представлений о политическом лидере, общественных ожиданий, а также систематизация основных качеств политического лидера, позволяющая прогнозировать его общественную деятельность.

Данная тема имеет также значительную общественно-политическую актуальность. Формирование демократических институтов и укрепление государственности повышает требования к диалогической активности субъектов политического процесса. Именно репутация формируется и существует в пространстве общественного дискурса как социальное представление, определяя общественные предпочтения. Поэтому изучение репутации позволяет углубить понимание закономерностей политического выбора, формирования доверия и недоверия к субъектам власти, оценки эффективности и надежности власти.

Переход мировой цивилизации в информационное общество сопровождается появлением нового субъекта в социальной коммуникации – института средств массовой информации (СМИ), который значительно интенсифицирует и наполняет новым содержанием взаимодействие традиционных политических субъектов. Можно сказать, что феномен репутации в его современном виде определяется современным уровнем развития средств и возможностей массовой коммуникации, их особенностями. В информационной среде восприятие политиков определяется во многом не столько индивидуальными особенностями, реальными достижениями или партийной принадлежностью, сколько способами и качеством их презентации в СМИ.

Приоритетную позицию в формировании феноменов и стереотипов массового сознания занимает телевидение. Телевидение объединяет слово и зрительный ряд, представляя на экране как бы картину естественного общения. Незаметно телевидение создает символическую реальность, заимствующую язык представлений и символов у обыденного сознания человека. Поэтому крайне актуально психологическое исследование современного восприятия политиков, формирующееся посредством телевидения.

Предмет исследования:

Репутация политического лидера как социальное представление, опосредующее коммуникацию политических субъектов.

Объект исследования:

Социально-политическая коммуникация современных политических субъектов.

1. Изучение психологической структуры репутации и закономерностей ее изменения.

2. Разработка социально-психологической практики репутационного менеджмента.

Задачи исследования:

1.теоретический анализ субъектов социально-политической коммуникации и социальных представлений, опосредующих ее;

загрузка...