Delist.ru

Клиническое и экспериментальное обоснование применения однорядных швов в ветеринарной абдоминальной хирургии (25.01.2007)

Автор: Медведева Лариса Вячеславовна

Следовательно, в опыт были подобраны клинически здоровые животные.

2.2.18. Результаты клинических и гематологических

исследований быков после выполнения руменотомии

Среднегрупповые показатели температуры тела, частоты пульса и дыхания у бычков трех опытных и контрольной групп не выходили за пределы физиологичных величин на всем протяжении постоперационного периода (28 дней).

Оперативные вмешательства на полых органах пищеварительного тракта сопровождаются нарушением их моторики и секреции. Помимо нанесения операционной травмы, на руминацию влияет выдерживание оперированных быков на голодной диете до операции и в раннем послеоперационном периоде. Разница между сокращениями рубца до и после операции у быков опытных групп (однорядные швы) была незначительна и адекватна тяжести операционной травмы.

У быков контрольной группы (двухрядный шов) происходило значительное снижение сократительной способности оперированного рубца (особенно, со 2-го по 14-й дни), которая полностью не восстанавливалась даже на 28-й день послеоперационного периода.

Следовательно, мы можем предположить, что однорядные кишечные швы применяемые при руменотомии у крупного рогатого скота более физиологичны, чем двухрядные.

Учитывая характер и условия оперативного вмешательства, мы полагали, что картина крови будет изменяться, в основном, только за счет нанесения операционной травмы. Уровень гемоглобина в крови быков всех четырех групп на протяжении 28-ми дней находился в физиологичных пределах. Количество эритроцитов в трех опытных и контрольной группах незначительно изменялось в пределах методической ошибки. Содержание лейкоцитов в крови оперированных бычков первой, второй и третьей опытных групп (однорядные швы) максимально повышалось на 2-ой день послеоперационного периода (соответственно 14,8±0,6; 16,9±0,11 и 18,8±0,7 тыс/мм3) и снижалось до физиологичных величин к 14-28-му дню. У бычков контрольной группы (двухрядный шов) количество лейкоцитов превышало пределы нормы на протяжении всего послеоперационного периода и составляло на 2-ой день - 18,9±0,5, на 14-й день – 16,7±0,7, на 28-й – 13,1±0,4 тыс/мм3.

При подсчете лейкоцитарной формулы мы обнаружили, что процентное содержание палочкоядерных нейтрофилов в первой и второй опытных группах находилось в физиологичных пределах. В третьей опытной группе (однорядный шов Плахотина-Садовского) и в контрольной группе в отдельные дни содержание палочкоядерных нейтрофилов несколько превышало норму. На 28-ой день после операции оно возвращалось в пределы физиологичных величин. Количество сегментоядерных нейтрофилов у животных опытных групп находилось в физиологичных пределах. В контрольной группе на 7-ой и 14-й дни послеоперационного периода оно было несколько понижено (соответственно 19,2±0,5 и 16,6±0,3 %). Следовательно, можно предположить, что применение традиционного двухрядного шва сопровождается более выраженной реакцией в тканях.

Содержание эозинофилов в крови быков опытных групп было незначительно понижено на протяжении всего послеоперационного периода (28 дней). В контрольной группе быков количество эозинофилов не выходило за пределы физиологичных величин. Эозинопения может возникать при асептических воспалительных процессах и заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Также эозинопения может наблюдаться у здоровых животных (И.П. Кондрахина, 1985; Е.Б. Бажибина, А.В. Коробов, С.В. Середа и др., 2004). Следовательно, такая картина крови характерна для постоперационного периода при вмешательствах на органах пищеварения.

Количество лимфоцитов и базофилов у животных всех групп не выходило за пределы физиологичных величин.

Содержание моноцитов в крови быков трех опытных групп к 28-му дню послеоперационного периода незначительно снижалось в пределах методической ошибки. В контрольной группе количество моноцитов не выходило за границы нормы.

СОЭ у животных опытных и контрольной групп на всем протяжении послеоперационного периода находилась в пределах физиологичных величин.

Для более объективной оценки полученных результатов, мы представляли данные гематологических исследований в виде гематологического профиля.

Сопоставлением цифровых данных мы выявили следующие закономерности. У быков первой и второй опытных групп (шов Кашина-Медведевой и модифицированный шов Жели) все изменения крови связаны с умеренным регенеративным сдвигом, характерным для благоприятно протекающего полеоперационного периода. У быков третьей опытной группы (однорядный шов Плахотина-Садовского) в раннем послеоперационном периоде лейкоцитоз был более выражен, чем у животных первой и второй опытных групп. В контрольной группе быков (традиционный двухрядный шов) умеренный лейкоцитоз наблюдался на протяжении всего постоперационного периода (28 дней).

Следовательно, мы можем предположить, что применение однорядных швов сопровождается общей реакцией организма, адекватной операционной травме. В то время как традиционный двухрядный шов длительное время поддерживает воспаление в ушитых тканях.

2.2.19. Патологоанатомические изменения в зоне

наложения предлагаемых однорядных швов на рубце

При первоначальном проведении лапаротомии состояние участков париетальной и висцеральной брюшины, прилегающих к раневому отверстию брюшной стенки и стенки рубца имели серовато-белый цвет. Брюшина плотно прилегала к подлежащим тканям, была эластичной и умеренно влажной.

При исследованиях на 14-й и 28-й дни, сочетаемых с биопсией, париетальная брюшина, прилегающая к раневому рубцу, существенно не отличалась от её состояния при первой операции.

Висцеральная брюшина (серозная оболочка) рубца (Rumen) в зоне раневого канала ушитого однорядным модифицированным швом Жели также была умеренно влажной, эластичной с незначительными уплотнениями по линии шва.

У быков после использования однорядных серозно-мышечно-подслизистых вариантов классического (инвертированного) шва Жели и шва Плахотина-Садовского (когда происходит плотное соединение серозных покровов, а края раны вворачиваются внутрь и раздвигаются в стороны) оставались широкие участки раневого рубца не покрытые слизистой оболочкой.

Тогда как после применения модифицированного шва Жели со стороны полости органа раневой рубец был почти полностью покрыт слизистой оболочкой. Образование неэпителизированной полоски раневого рубца после применения различных вариантов шва Жели, вероятно, зависит от толщины стенки рубца (Rumen). При использовании модифицированного шва Жели на сычуге у овец и коз, желудке и кишечнике у собак и кошек валик раневого рубца со стороны слизистой оболочки был полностью эпителизирован.

Лучших результатов при ушивании руменотомных ран мы достигли, применяя шов Кашина-Медведевой. При этом неэпителизированные микродефекты со стороны слизистой оболочки возникли только у двух животных. Со стороны серозы раневой рубец был малозаметен.

2.2.20. Бактериологический контроль за состоянием париетальной и

висцеральной брюшины у быков в месте расположения

раневого рубца

При первичном исследовании материала, взятого с париетальной брюшины сразу после выполнения лапаротомии у быков и ушивания операционных ран рубца однорядными и многорядными швами были обнаружены: сапрофитная воздушная флора (споровая палочка) в концентрации 101–102 КОЕ; стафилококк эпидермальный (Staph. еpidermidis) в концентрации 102 КОЕ, являющийся представителем сапрофитной кожной микрофлоры; в двух случаях - энтерококк (Enterococcus) в концентрации 101 КОЕ, который относится к разновидности кишечного стрептококка.

На 7-й день после руменотомии у быков опытных групп (однорядные швы Кашина-Медведевой, модифицированный Жели и Плахотина-Садовского) выделяли Enterococcus – 101 КОЕ, E. сoli – 101 КОЕ, сарцина – 103 КОЕ (в одном случае) и дифтероиды – 103 КОЕ.

У быков c ушиванием операционной раны рубца швом Кашина-Медведевой на 14-й день обнаружены: кишечная палочка (E. сoli) в концентрации 101 КОЕ и стафилококк эпидермальный (Staph. еpidermidis) – 102 КОЕ, то есть условно-патогенная и нормальная кожная микрофлора в этиологически незначимой концентрации. На 28-ой день в области шва и на прилегающих участках у 1-го бычка обнаружена E. сoli в концентрации 101 КОЕ. В остальных случаях выявили отсутствие бактериального обсеменения. Мы считаем, что в брюшную полость микроорганизмы могли попасть с шерстного покрова через релапаротомную рану. Кроме того, кишечная палочка и энтеробактерии способны к транслокации через слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта в очаг воспаления (В.И. Никитенко, В.В. Захаров, А.В. Бородин и др., 2001).

У бычков с закрытием раны рубца модифицированным швом Жели на 14-й день обнаружена кишечная палочка (Е. coli) в концентрации 101 КОЕ, споровая палочка – 101 КОЕ и сарцина - 103 КОЕ. На 28-ой день у четырех быков с применением модифицированного шва Жели были обнаружены: споровая палочка – 101 КОЕ и дифтероиды – 102 КОЕ, являющиеся представителями воздушной и кожной (кишечной) микрофлоры. У одного бычка посевы были стерильны.

У бычков, которым рану рубца ушивали однорядным швом Плахотина-Садовского, на 14-й день послеоперационного периода обнаружена как сапрофитная микрофлора, представленная стафилококком эпидермальным – 102 КОЕ, дифтероидами – 104 КОЕ и споровой палочкой – 101 КОЕ, так и условно-патогенная микрофлора в виде E. сoli и Enterococcus в концентрации 102 КОЕ. На 28-ой день посевы с париетальной брюшины были стерильны, либо обнаруживалась сапрофитная микрофлора в этиологически незначимой концентрации.

В контрольной группе быков, где закрытие операционной раны рубца проводилось двухрядным традиционным швом (Шмидена + Плахотина) на 7-й день после операции выявляли Serratia > 104 КОЕ, Enterococcus – 104 КОЕ, E. сoli – 101 КОЕ и Staph. epidermidis – 104 КОЕ. На 14-й день выявлена сапрофитная и условно-патогенная микрофлора в относительно высокой концентрации: Staph. epidermidis – 104 КОЕ, Enterococcus – 104 КОЕ, дифтероиды – 104 КОЕ и споровая палочка – 101 КОЕ. На 28-ой день у одного быка (двухрядный шов) на висцеральной брюшине был обнаружен Enterococcus в концентрации более 10 микробных клеток на мл/г исследуемого материала, который является представителем патогенной флоры. У остальных животных выявлялась условно-патогенная кожная и воздушная микрофлора в этиологически незначимой концентрации.

2.2.21. Гистологическая характеристика раневых рубцов у быков при закрытии руменотомных ран однорядными швами

и традиционным методом

У бычков с ушиванием операционной раны рубца однорядным непрерывным серозно-мышечно-подслизистым швом Кашина-Медведевой (первая опытная группа) до 14-й день после операции в соединительной ткани раневого рубца вокруг участков рассасывающейся кетгутовой нити сохранялась обильная воспалительная инфильтрация. На 28-ой день после операции в зоне шва сформировался тонкий раневой рубец с полноценной энтеролизацией зоны шва. Со стороны слизистой оболочки его поверхность была полностью покрыта эпителием с формирующимися сосочками. Отмечалось отсутствие лимфоцитарной инфильтрации в подслизистом, мышечном и серозном слоях.

Аналогичную картину морфологических изменений соединительнотканного рубца мы наблюдали у бычков с ушиванием операционной раны рубца (Rumen) однорядным модифицированным швом Жели. К 14-му дню формировался полноценный эпителизированный рубец с очаговой инфильтрацией (небольшое количество лейкоцитов и макрофагов). При этом основное скопление лейкоцитов наблюдалось в местах расположения фрагментов рассасывающейся кетгутовой нити. На 28-ой день послеоперационного периода в зоне применения данного шва отмечалась полная энтеролизация слизистой оболочки с формированием сосочков. Область раневого рубца была представлена зрелой и прочной соединительной тканью без признаков воспаления. В целом, динамика морфологических изменений раневого рубца соответствовала заживлению по первичному натяжению.

У быков с применением однорядных непрерывных швов Кашина-Медведевой и модифицированного Жели ряд исследований проводили в отдаленный послеоперационный период. На 45 день завершилось формирование ворсинок и крипт слизистой оболочки, покрывающей зону раневого рубца.

При ушивании руменотомной раны однорядным швом Плахотина-Садовского к 28-у дню формировался полноценный соединительнотканный рубец. Но, несмотря на полную эпителизацию линии шва со стороны слизистой оболочки, эпителиальные сосочки все еще отсутствовали. Кроме того, сам эпителий имел неравномерную толщину.

При гистологическом исследовании линии двухрядного шва (Шмидена + Плахотина-Садовского) на рубце (Rumen) у крупного рогатого скота, на 28-й день после операции в тканях все еще сохранялось множество фрагментов рассасывающейся кетгутовой нити с небольшим количеством клеточного инфильтрата. Соединительнотканный раневой рубец был полностью эпителизирован, но формирование сосочков слизистой оболочки еще продолжалось.

загрузка...