МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОРОЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ (24.12.2010)
Автор: Поздеева Светлана Николаевна
Процесс управления денежными потоками инвестиционно-финансовой программы дорожной организации рекомендуется осуществлять в три основных этапа. На первом этапе производится формирование отчетности, характеризующей денежные потоки различных видов (по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности). Такая информация может быть получена на основе финансового и бухгалтерского учета. На втором этапе производится анализ денежных потоков проекта в предшествующем периоде. На третьем этапе осуществляется оптимизация денежных потоков проекта. Она является одной из важнейших функций управления денежными потоками, направленной на повышение их эффективности в предстоящем периоде. Важнейшими задачами, решаемыми в процессе этого этапа, являются: выявление и реализация резервов, позволяющих снизить зависимость дорожной организации от внешних источников привлечения денежных инвестиционных ресурсов; обеспечение более полной сбалансированности положительных и отрицательных денежных потоков; обеспечение более тесной взаимосвязи денежных потоков по направлениям инвестиционной деятельности; повышение суммы чистого денежного потока. Заключительным этапом оптимизации является обеспечение условий максимизации положительного денежного потока. Рост положительного потока обеспечивает повышение темпов реализации проекта на принципах самофинансирования, снижает зависимость этого развития от внешних источников финансирования, обеспечивает прирост рыночной стоимости проекта. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследования, проведенные в диссертации, позволяют сделать следующие выводы: 1. Анализ работы дорожных организаций в рыночных условиях хозяйствования свидетельствует о существенных недостатках в планировании их инвестиционной деятельности, к основным из которых следует отнести: обособленное планирование инвестиционных планов по развитию предприятий независимо от источников и условий их финансирования, игнорирование инфляционных процессов и факторов риска и неопределенности при разработке инвестиционных и финансовых решений; неиспользование или недоиспользование в качестве эффективного рычага управления инвестиционной деятельностью амортизационной политики предприятия; не достаточно широкое применение при разработке инвестиционных программ развития предприятия экономико-математических методов и компьютерных моделей. 2. В современных условиях планирование развития дорожного предприятия должно осуществляться как единый инвестиционно-финансовый процесс, обеспечивающий выбор не только наиболее рациональных направлений и объектов инвестирования, но и принятие скоординированных с ними оптимальных финансовых источников и альтернатив деятельности предприятия. 3. Необходимым условием обеспечения эффективной инвестиционной деятельности дорожных предприятий является постоянный мониторинг всех видов их денежных потоков, который предлагается осуществлять на основе анализа причинно-следственных связей между ними в рамках разработанной принципиальной схемы ее организации. 4. Для выбора наиболее эффективных путей развития дорожных предприятий разработана и апробирована на практике экономико-математическая модель стратегического планирования их инвестиционной деятельности с учетом логических условий ее формирования. Показано, что обязательным условием успешной реализации стратегических программ развития дорожных организаций является их бюджетирование, предполагающее соизмерение ожидаемых доходов от реализации этих программ с потенциально возможными размерами их финансирования из различных источников. 5. На основе предложенного методического подхода выявлены закономерности изменения результирующих показателей эффективности инвестиционных мероприятий от уровня инфляции, которые позволили констатировать следующее: 1) инфляция оказывает существенное влияние на эффективность использования в дорожных организациях альтернативных средств труда и поэтому обязательно должна учитываться при обосновании области их применения; 2) рост инфляции приводит к значительному снижению доходности инвестиционных мероприятий, которое существенно возрастает при увеличении продолжительности их реализации и смещении притоков денежных средств к концу периода осуществления этих мероприятий. Поэтому в условиях высокой инфляции экономически целесообразным является всемерное сокращение сроков реализации инвестиционных проектов и обеспечение получения от них наибольшей прибыли в первые годы осуществления; 3) инфляция является серьезным тормозом при осуществлении капиталоемких проектов, так как делает их невыгодными (не конкурентоспособными) в результате уменьшения величины амортизационного щита. Это свидетельствует о том, что инвестиционная активность предприятий в условиях высокой инфляции является существенно ограниченной из-за невозможности осуществления крупномасштабных мероприятий по их техническому переоснащению или расширению. 6. На основе анализа возможных источников привлечения собственного и заемного капитала для развития дорожных организаций разработан алгоритм компьютерного моделирования финансовых альтернатив их деятельности и выбора из них наиболее оптимальных по заданному критерию, а также предложен методический подход к оценке рациональной структуры капитала предприятий. 7. Предложены методы оптимизации инвестиционно-финансовых программ деятельности дорожных организаций, предусматривающие: 1) динамическую постановку задачи развития предприятия в краткосрочной и среднесрочной перспективе; 2) взаимоувязанное рассмотрение возможных вариантов инвестиционной и финансовой деятельности предприятий; 3) использование в качестве критерия оптимальности формирования программы показателя, максимизирующего стоимость капитала предприятия в конце срока ее осуществления. 8. Предложены методы учета факторов риска и неопределенности при разработке инвестиционно-финансовых программ развития дорожных организаций, а также методы их корректирования в процессе реализации. По теме диссертации опубликованы следующие работы. 1. Дингес Э.В., Поздеева С.Н. Оптимизация инвестиционно-финансовой программы развития дорожного предприятия. Вестник МАДИ (ГТУ), выпуск 3(18), 2009. – С.86-90.( входит в перечень рецензируемых журналов ВАК). -0,4 п.л. 2 Поздеева С.Н. Принципы и методы оптимизации финансовых альтернатив деятельности дорожных организаций. – Аналитический журнал «Ресурсы Информация Снабжение Конкуренция (РИСК)». – М.: Институт Исследования Товародвижения и Конъюнктуры Оптового Рынка (ИТКОР), № 1, 2010. - С. 159-162. (входит в перечень рецензируемых журналов ВАК). - 0,4 п.л. 3. Поздеева С.Н. Оптимизация амортизационной политики дорожных организаций в зависимости от условий их функционирования // Технико-экономические проблемы повышения эффективности дорожного хозяйств: Сб. науч. трудов МАДИ (ГТУ). – М.: МАДИ, 2009. - 0,35 п.л. 4. Дингес Э.В., Поздеева С.Н. Бюджетирование программы развития дорожной организации с учетом логических условий ее формирования. Сборник «Дороги и мосты», Росавтодор, Росдорнии, вып.22/2, 2009. - 0,45 п.л. 5. Пугановская Т.И., Поздеева С.Н. Особенности управления структурой капитала дорожных организаций в рыночных условиях хозяйствования. – «Особенности экономического развития России в условиях мирового финансового кризиса»: Сборник трудов межвузовской научно-практической конференции. – Котельники: Международный университет природы, общества и человека «Дубна» филиал «Котельники», 2009. - 0,3 п.л. 6. Дингес Э.В., Поздеева С.Н. Оценка влияния инфляции на выбор предприятием инвестиционного решения // Технико-экономические проблемы повышения эффективности дорожного хозяйств: Сб. науч. трудов МАДИ (ГТУ). – М.: МАДИ, 2009. -0,3 п.л. 7. Дингес Э.В., Поздеева С.Н. Методы управления реализацией инвестиционно-финансовых программ развития дорожных организаций в условиях риска // Экономические проблемы развития дорожного хозяйства: Сб. науч. трудов МАДИ. – М.: МАДИ, 2010. - 0,35 п.л. 8. Поздеева С.Н. Моделирование финансовых альтернатив деятельности дорожных организаций и их оптимизация // Экономические проблемы развития дорожного хозяйства: Сб. науч. трудов МАДИ. – М.: МАДИ, 2010. -0,6 п.л. Формулирование целей и задач разработки инвестиционно-финансовой программы Определение направлений и перечня объектов инвестирования Установление и анализ возможных источников финансирования Рис. 1. Блок-схема исследований по разработке оптимальной инвестиционно-финансовой программы развития дорожного предприятия Разработка схемы монито- ринга инвестиционной |