Delist.ru

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОРОЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ (24.12.2010)

Автор: Поздеева Светлана Николаевна

(Этап 2г) предусматривает обязательный учет инфляции при оценке эффективности инвестиционных решений. Это обусловлено двумя основными причинами: во-первых, потенциально возможным изменением схем, условий, а в ряде случаев и источников финансирования, поскольку разные инвесторы имеют и различную склонность к риску, который возрастает в условиях инфляции, и, во-вторых, часто возникающей необходимостью изменения самих инвестиционных решений.

Если первая причина иногда учитывается при принятии инвестиционных решений в дорожных организациях, то вторая, как правило, выпадает из внимания руководителей. Априори считается, что если учет инфляции предполагает одинаковую индексацию всех стоимостных показателей этих проектов и мероприятий, то принимаемые инвестиционные решения являются инвариантными по отношению к инфляции. В диссертации на примере оценки эффективности капитальных вложений в обновление машинного парка дорожных организаций показано, что такой подход к учету инфляции может приводить к существенным ошибкам (например, в тех случаях, когда сравниваемые варианты инвестиционных решений различаются между собой по величине начисляемой амортизации) и поэтому для их исключения следует использовать следующую модифицированную формулу расчета интегрального эффекта от их осуществления

где ?р - ставка налога на прибыль;

i - темп инфляции, выражаемый в относительных единицах измерения;

rн - номинальная ставка процента, которая согласно формуле Фишера может быть рассчитана из выражения rн = (1+ rр)(1+ i) -1.

Rt - величина прибыли от выполнения машиной работ в году t;

At - годовая величина амортизационных отчислений;

rp - реальная процентная ставка;

K0 - размер капиталовложений в приобретение (балансовая стоимость)

машины.

Рассчитанные по этой формуле области целесообразного использования разных видов асфальтоукладочных машин в зависимости от уровня инфляции приведены на рис. 2.

В третьем блоке решаются четыре тесно связанные между собой задачи по оптимизации финансовой деятельности и структуры капитала дорожного предприятия.

Первостепенной задачей этого блока исследования является выявление и анализ возможных источников заемного финансирования развития дорожных организаций. Необходимость постановки такой задачи объясняется тем, что в настоящее время в условиях финансово-экономического кризиса и обострением конкурентной борьбы в банковским секторе предложение капитала со стороны банков и других кредитных учреждений значительно возросло; существенно увеличились при этом и возможности предприятий по выбору приемлемых для них условий привлечения заемных средств (по размерам, срокам и предоставляемым льготам). В связи с этим, выбор из многообразия потенциальных источников финансирования наиболее целесообразных требует проведения специальных расчетов по оценке эффективности их привлечения.

В работе показано, что эти расчеты должны выполняться на основе анализа возможных финансовых альтернатив деятельности предприятий; при этом в качестве критерия выбора из них наиболее оптимальных для дорожных корпораций (акционерных обществ) целесообразно использовать показатель прибыли на величину стоимости обыкновенных акций, который в наибольшей степени отражает интересы большинства собственников акционерного предприятия.

Взаимосвязь указанного критерия оценки финансовых альтернатив деятельности предприятия с их основными параметрами можно представить следующей обобщающей формулой:

где Q - чистая прибыль на одну обыкновенную акцию, тыс. руб.; R - балансовая прибыль (прибыль до уплаты налогов и процентов кредитам), тыс. руб.; Р - процентные выплаты по долговым обязательствам, тыс. руб.; ? - ставка налогообложения на прибыль, в относительных единицах измерения; D - величина годового дивиденда по привилегированным акциям, тыс. руб.; n - количество обыкновенных акций в обращении, шт.

В диссертации на примере рассмотрен конкретный пример и предложена компьютерная модель определения рациональной области решений по выбору наиболее эффективных финансовых альтернатив в зависимости от ожидаемых конечных результатов деятельности дорожных корпораций.

Не менее важной финансовой задачей в этом блоке является и третья задача, решение которой предполагает оптимизацию амортизационной политики дорожной организации. Необходимость постановки такой задачи обусловлено тем, что, несмотря на довольно широкие возможности, предоставленные действующими Правилами бухгалтерского учета по использованию различных методов расчета амортизационных отчислений, дорожные организации далеко не в полной мере используют их при выборе наиболее эффективных путей финансирования собственного развития.

В диссертации определены области рационального применения разных методов начисления амортизации в зависимости от степени физического и морального износа основных производственных фондов и других условий деятельности предприятий. Кроме того показано, что варьируя сроками полезного использования машинного парка, темпами его обновления и методами расчета амортизационных отчислений дорожные организации имеют возможность осуществлять наиболее целесообразную амортизационную политику с точки зрения финансирования их развития как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе.

?????????8

основание рациональной структуры капитала дорожных организаций. Для решения этой задачи в диссертации предложен методический подход, согласно которому установлено, что при обеспечении нормальных средних условий доступности заемного капитала (на уровне, не превышающем величину собственного капитала) дорожная организация потенциально имеет возможность увеличить доходность последнего в принятом диапазоне ставок процентов в 1,14 - 1,61 раза.

Реализация задач, поставленных в Блоках 2 и 3 рассматриваемой схемы, создает необходимые предпосылки для формирования вариантов инвестиционно-финансовой программы дорожной организации, которое осуществляется на четвертом этапе (Блок 4). Эта задача решается путем анализа возможных сочетаний краткосрочных и долгосрочных инвестиционных и финансовых проектов (мероприятий) по развитию предприятия по принятым к рассмотрению качественным и количественным критериям и выбору из них конкурентоспособных.

На следующем пятом этапе исследований (Блок 5) осуществляется экономико-математическое моделирование инвестиционно-финансовой программы развития дорожной организации, содержательная постановка которого может быть сформулирована следующим образом. Задано определенное количество инвестиционных мероприятий (проектов) и возможных вариантов их финансирования (кредитования), которые должны приниматься в рассмотрение при разработке этой программы. Каждый инвестиционный или финансовый проект (проект кредитования) может быть представлен денежным потоком, характеризующим оттоки и притоки средств в течение срока его осуществления. При этом предполагается, что любой из этих проектов в отдельности может быть реализован независимо от других, т.е. совместное выполнение указанных проектов не оказывает никакого влияния на состав и величину их денежных потоков.

Кроме того, известны: величина собственного капитала, который дорожная организация может авансировать на осуществление программы своего развития; независимый от реализации данной программы некоторый поток доходов и расходов, а также заданный поток дивидендов, который она должна обеспечить ее собственникам.

Требуется сформировать такую программу развития дорожной организации, т.е. определить, какие именно инвестиционные и финансовые проекты целиком или частично должны войти в ее состав по годам заданного планового периода, чтобы, с одной стороны, обеспечивался бы баланс ее доходов и расходов на каждый плановый год и, с другой стороны, достигалась бы максимизация капитала дорожной организации в последнем году реализации этой программы.

Целевая функция этой задачи может быть записана следующим образом

При этом на решение поставленной задачи должны налагаться следующие ограничения:

1) на обеспечение баланса доходов и расходов предприятия с нулевым сальдо в каждом за исключением последнего года планового периода

2) на неотрицательность конечного капитала предприятия, которое содержит требование о том, что в конце планового периода после завершения реализации программы его развития у предприятия должны оставаться еще некоторые денежные средства

3) на непревышение установленных размеров использования в каждом году заемных средств, которые определяются в зависимости от уровня платежеспособности предприятия

где Т – продолжительность заданного периода, на который разрабатывается программа развития предприятия;

t - номер года планового периода;

i - порядковый номер проекта;

n - количество инвестиционных проектов;

m - количество проектов кредитования;

Иi = (Иi0, Иi1,…, Иit,…, ИiT) – денежный поток i – го инвестиционного проекта (i = 1,2,…,n); Иit - величина денежного потока инвестиционного проекта в году t (+Иit - приток средств, -Иit - отток средств);

Фi = (Фi0, Фi1,…, Фit,…, ФiT) – денежный поток i – го проекта кредитования (i = n+1,n+2,…,m); Фit - величина денежного потока проекта кредитования в году t (+Фit - приток средств, -Фit - отток средств);

Нi = (Н0, Н1,…, Нt,…, НT) – независимый от реализации программы денежный поток, включающий оттоки и протки средств от всех других видов деятельности в том числе и поступления капитала от акционеров предприятия; Нt - величина независимого денежного потока в году t (+Нt - приток средств, -Нit - отток средств);

Д = (Д0, Д1,…, Дt,…, ДT) - денежный поток дивидендов; Дt - размер дивидендов, выплачиваемых в году t;

Хi - искомая неизвестная, показывающая, входит ли рассматриваемый проект в производственную программу (полностью или частично).

загрузка...