Delist.ru

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОРОЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ (24.12.2010)

Автор: Поздеева Светлана Николаевна

разработаны экономико-математические модели стратегического планирования и бюджетирования инвестиционной деятельности дорожных организаций с учетом логических условий ее осуществления;

даны рекомендации по учету инфляции при оценке эффективности инвестиционных решений;

проведено моделирование финансовых альтернатив деятельности дорожных организаций и их оптимизация;

предложен методический подход к обоснованию рациональной структуры капитала дорожных организаций с учетом особенностей их деятельности:

разработаны методы оптимизации инвестиционно-финансовых программ развития дорожных организаций;

предложен метод учета факторов риска и неопределенности при формировании инвестиционно-финансовых программ развития дорожных организаций.

Объектом исследования являются государственные и негосударственные дорожные организации по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений, а предметом исследования - используемые в этих организациях методы планирования, анализа, контроля и регулирования инвестиционно-финансовой деятельности.

Методика исследования. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам совершенствования инвестиционной и финансовой деятельности различных субъектов хозяйственного управления, повышения эффективности функционирования предприятий и организаций в различных отраслях народного хозяйства, экономико-математического и компьютерного моделирования.

В работе использована предоставленная Российской ассоциацией подрядных организаций в дорожном хозяйстве «Аспор» информация о показателях производственно-финансовой деятельности дорожных предприятий, справочно-аналитические материалы Росавтодора Минтранса РФ, официальные нормативные и справочные материалы.

Решение поставленных в диссертации задач основывалось на использовании методов экономического анализа, методов математического программирования, корреляционно-регрессионного анализа и компьютерном моделировании. Обработка значительной части информации, а также реализация моделей проводилась на ПЭВМ в системе электронных таблиц Microsoft Excel.

Научная новизна работы состоит в разработке методов управления инвестиционно-финансовой деятельностью дорожных предприятий в условиях рыночной экономики.

Автором предложены:

принципиальная схема управления инвестиционно-финансовой деятельностью дорожных организаций в условиях нестационарной рыночной экономики;

экономико-математические модели разработки стратегических планов развития предприятий c учетом логических условий их формирования;

методы оптимизации инвестиционно-финансовых программ развития дорожных организаций;

метод учета факторов риска и неопределенности при формировании инвестиционно-финансовых программ развития дорожных организаций;

методы компьютерного моделирования финансовых альтернатив деятельности дорожных организаций;

методический подход к учету инфляции при выборе оптимальных инвестиционно-финансовых решений.

Практическая ценность. Предложенные в диссертации методы управления инвестиционно-финансовой деятельностью рекомендуются для внедрения в дорожных предприятиях при разработке текущих планов и стратегий их развития на перспективу.

Разработанные модели стратегического планирования и бюджетирования развития предприятий могут быть использованы для обоснования рациональных сочетаний различных направлений инвестиционной деятельности дорожных организаций.

Предложенные методы компьютерного моделирования финансовых альтернатив деятельности дорожных организаций рекомендуются для выбора наиболее оптимальных стратегий финансирования их развития.

Практическая ценность диссертации заключается в возможности создания на ее основе методической базы управления инвестиционно-финансовой деятельностью дорожных организаций в рыночных условиях хозяйствования.

Реализация работы. Научные и практические результаты исследований были использованы при разработке инвестиционно-финансовых планов развития производственных подразделений Московского областного дорожного центра.

Отдельные положения и рекомендации диссертации приняты к использованию в учебном процессе на кафедре экономики Международного университета природы, общества и человека «Дубна» филиал «Котельники».

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертации были доложены и одобрены на технико-экономическом совете Московского областного дорожного центра, на 68-й научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ, на научно-методических конференциях Международного университета природы, общества и человека «Дубна».

Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в 8-ми статьях, общим объемом 3.15 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения и содержит 142 страницы компьютерного текста, 21 таблицу, 12 рисунков, библиографию в 135 наименований.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В последнее время в дорожном хозяйстве России все бoльшие обороты набирают процессы разгосударствления, приватизации предприятий по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог, что, несомненно, обусловлено стремлением государственных органов управления повысить уровень состязательности и эффективности функционирования рынка дорожных услуг. Вместе с тем, анализ динамики этих процессов наглядно свидетельствует о том, что рост количества негосударственных предприятий не сопровождается сколь-нибудь существенным повышением эффективности их деятельности, так как до настоящего времени отсутствуют необходимые предпосылки для обеспечения нормальных условий работы рынка дорожных услуг. Это обусловлено, как показали выполненные исследования, наряду с хроническим недофинансированием дорожного хозяйства и низким уровнем технического оснащения дорожных организаций, и весьма слабой их инвестиционно-финансовой активностью по наращиванию экономического потенциала и развитию собственной производственной базы.

Одной из основных причин этого, по мнению автора, является недостаточное развитие методической базы инвестиционного и финансового планирования деятельности дорожных организаций, к основным недоставкам которой следует отнести: обособленное планирование инвестиционных планов по развитию предприятий и источников и условий их финансирования, игнорирование инфляционных процессов и факторов риска и неопределенности при разработке инвестиционных и финансовых решений; неиспользование или недоиспользование в качестве эффективного рычага управления инвестиционно-финансовой деятельностью амортизационной политики предприятия, неиспользование при разработке инвестиционных и финансовых программ развития предприятия экономико-математических и компьютерных моделей.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости коренной перестройки сложившейся системы управления инвестиционной и финансовой деятельностью дорожных организаций в направлении системного подхода к оценке ее результатов и максимально эффективного использования возможных источников финансирования.

Эти исследования, как показано в диссертации, целесообразно осуществлять в 7 следующих этапов (рис. 1).

На первом этапе формируются цели и задачи разработки инвестиционно-финансовой программы. Уже само название данного этапа свидетельствует о том, что при определении стратегий развития дорожных организаций как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе особое внимание ее разработчиков должно фиксироваться не только на инвестиционных проблемах предприятий, но и на проблемах наиболее эффективного использования их финансовых возможностей при реализации этих стратегий.

На двух последующих стадиях исследований (Блоки 2 и 3, выделенные на рис. 1 пунктирным контуром), которые выполняются независимо друг от друга, осуществляется разработка основных направлений инвестиционной и финансовой политики дорожных организаций.

Во втором блоке решаются четыре тесно связанных между собой задачи по формированию инвестиционных альтернатив деятельности предприятия.

Первая из них (Этап 2а) предусматривает определение направлений и перечня объектов инвестирования, в качестве которых могут выступать любые мероприятия по количественному или качественному развитию дорожной организации. При формировании перечня потенциально возможных инвестиционных мероприятий обязательно оценивается их эффективность, стоимость и продолжительность выполнения.

Необходимым условием реализации указанных мероприятий является постоянный мониторинг всех видов денежных потоков (операционных, инвестиционных и финансовых), который в диссертации предлагается осуществлять в рамках разработанной принципиальной схемы организации инвестиционной деятельности дорожной организации, базирующейся на всестороннем анализе причинно-следственных связей между движением указанных потоков (Этап 2б).

Одной из главных задач обеспечения эффективной инвестиционной деятельности дорожных организаций в рыночных условиях хозяйствования является ее стратегическое планирование, предусматривающее разработку альтернативных инвестиционных программ развития предприятий на долгосрочную перспективу с последующим выбором наиболее оптимальных по заданным критериям (Этап 2в).

В работе предложены и апробированы на конкретных примерах различные экономико-математические постановки такой задачи. Особое внимание при этом уделено рассмотрению возможных методов учета логических ограничений на вхождение в инвестиционную программу тех или иных проектов. Такие ситуации имеют место тогда, когда на стадии ее формирования выявляются определенные причинно-следственные связи между условиями реализации отдельных инвестиционных проектов, например, в тех случаях, когда два или более из планируемых мероприятий обязательно должны осуществляться совместно или когда тот или иной проект по тем или другим объективным или субъективным причинам не может реализовываться без выполнения какого-либо другого проекта.

Решение последней (четвертой) задачи во втором блоке исследований

загрузка...