Delist.ru

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ РОССИЙСКИХ ОПЕРАТОРОВ НА РЫНКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ (24.12.2010)

Автор: Иевлива Анна Александровна

На следующем этапе формулируются цели разработки стратегии развития. В условиях острой конкуренции, каковой является конкуренция на рынке МАПГ, формулируются чаще всего следующие цели:

получение максимальной прибыли;

сохранение стабильного положения;

освоение новых направлений перевозок;

увеличение доли занимаемого сегмента рынка.

Важнейшим этапом разработки стратегии развития СМАПГ является построение прогноза основных показателей развития рынка МАПГ в целом и отдельно по направлениям. Данный этап приобретает особую важность в силу того, что от степени точности спрогнозированных показателей зависит качество разрабатываемой впоследствии стратегии развития системы перевозчиков. На основе ретроспективных данных об объемах перевозок, тарифах и себестоимости перевозок, определяются прогнозные значения данных показателей отдельно по каждому направлению. В качестве метода прогнозирования предлагается использовать метод экстраполяции данных, предполагающий построение зависимости изменения рассматриваемых показателей от времени y=f(t).

??????????????уровень развития системы и находящихся в пределах ограничений, обусловленных особенностями этой системы.

Оптимистический уровень строится исходя из самых лучших прогнозов развития СМАПГ, т.е. возможности максимального расширения СМАПГ на самых привлекательных направлениях. Выбор привлекательности направлений для развития СМАПГ в методике предлагается проводить по величине удельной прибыли, получаемой при перевозке 1 тонны груза, т.е. формирование оптимистического уровня развития СМАПГ будет осуществляться по критерию – максимум прибыли. На величину удельной прибыли влияет коэффициент использования пробега ?, который отражает способность участников системы загружать транспортные средства в оба направления. Чем больше данный коэффициент, тем меньше удельная себестоимость перевозки 1 тонны груза и, соответственно, выше удельная прибыль.

Пессимистический уровень развития СМАПГ предполагает активное поведение конкурентов, направленное на ограничение доли рынка анализируемой системы международных операторов по наиболее привлекательным направлениям. Поскольку на рынке МАПГ имеется, как правило, информация только о тарифах, то в условиях «жесткой» конкуренции конкуренты будут стремиться допускать развитие анализируемой СМАПГ по тем направлениям, развитие по которым позволяет получить наименьший прирост дохода. Т.е., при построении нижнего уровня развития СМАПГ в качестве критерия выбора направления перевозок, по которым предполагается активное развитие системы операторов, выступает минимальный тариф на перевозку 1 тонны груза на расстояние 1 км.

Перед формированием оптимистического и пессимистического уровней развития системы на основе построенного прогноза определяются суммарный прирост объемов спроса в целом по рынку МАПГ и отдельно по направлениям. Построение данных уровней развития СМАПГ производится на каждый прогнозный год путем последовательного распределения суммарного прироста объемов перевозок системы (?Wtсмапг) между направлениями в соответствии с определенными выше критериями формирования. Ограничением при распределении прироста ?Wtсмап между направлениями служат приросты объемов спроса ?Qi по каждому направлению. Полученные в результате распределения между направлениями приросты объемов перевозок СМАПГ в году t суммируются с объемами перевозок СМАПГ в предыдущем (t-1) году, в результате чего определяются суммарные объемы перевозок.

Формирование оптимистических и пессимистических уровней развития СМАПГ для каждого прогнозного года возможно осуществлять в таблице, аналогичной следующей (таблица 1).

Таблица 1.

Формирование оптимистического/пессимистического уровня развития СМАПГ

Системы перевозчиков Направления перевозок Суммарные объемы перевозок СП, Wj Прирост суммарных объемов перевозок СП, ?Wj

Н1 Н2 Н3 Н4 Н5

W3=?Qi3 ?W3

Общий объем перевозок по направлениям Q Q1 Q2 Q3 Q4 Q5 ?Qi=?Wj

Прирост объемов перевозок, ?Qi ?Q1 ?Q2 ?Q3 ?Q4 ?Q5

??Wj=??Qi

П1т (Т1км) П1(Т1) П2(Т2) П3(Т3) П4(Т4) П5(Т5)

Суммарные объемы перевозок по каждой системе перевозчиков Wj определяются на основе данных о прогнозных объемах перевозок по направлениям ?Qi и прогнозных значениях долей рынка каждой системы перевозчика.

По описанному выше принципу строятся оптимистические и пессимистические уровни развития СМАПГ в каждом прогнозном году, при этом каждый последующий год базируется на данных предыдущего. Анализ привлекательности направлений для СМАПГ должен проводится перед началом построения оптимистических и пессимистических уровней на каждый прогнозный год.

На следующем этапе на основе рассчитанных объемов перевозок по двум уровням в разрезе направлений за весь прогнозный период строится область возможного развития СМАПГ в стоимостном выражении. Для этого определяются суммарные доходы от предоставления перевозочных услуг:

- объем перевозок грузов СМАПГ по i-му направлению в году t по оптимистическому (верхнему) или пессимистическому (нижнему) уровню развития;

- тариф на перевозку грузов по i-му направлению.

При разработке стратегии развития СМАПГ для снижения риска принимаемых решений целесообразно область возможного развития разбить на несколько подуровней (СУ-1, СУ-2 и т.д.), причем с увеличением периода планирования увеличить количество подуровней. Доходы для дополнительных уровней распределены в ОВР равномерно между верхним (ВУ) и нижним (НУ) уровнями развития. Объемы перевозок по направлениям для дополнительных уровней подбираются в соответствии с величинами общего объема перевозок и дохода.

На следующем этапе из нескольких возможных стратегий развития СМАПГ в каждом прогнозном году выбирается наиболее рациональная. Рациональной стратегией считается та, реализация которой обеспечит участникам системы получение наибольшей прибыли с учетом минимального риска потерь. Для определения рациональной стратегии развития СМАПГ сначала строится матрица «прибыль-потери», где каждый уровень (НУ, СУ-1, СУ-2, ВУ) развития задается как ориентир. Формируются стратегии развития, направленные на достижение соответствующих ориентиров. В клетки матрицы заносятся значения прибыли, соответствующие определенным стратегиям, рассчитанным на достижение конкретных ориентиров. Выбор рациональной стратегии осуществляется с помощью вероятностно-статистических критериев – Вальда, Сэвиджа, Гурвица и Лапласа. За рациональную стратегию следует принимать ту, на которую укажут большинство из предложенных критериев.

После расчета приведенных выше критериев и определения рациональной стратегии для каждого года прогнозного периода строится наиболее рациональная траектория развития СМАПГ на перспективу.

Следующим и одним из важнейших этапов является оценка экономической эффективности выбранной стратегии и практической возможности ее реализации. На данном этапе требуется:

Оценить имеющиеся у участников системы производственные мощности, а именно: структуру, техническое состояние и соответствие имеющегося парка подвижного состава международным требованиям и стандартам.

В соответствии с существующими на каждом направлении перевозок требованиями к транспортным средствам (ТС) определить возможность дальнейшего использования имеющихся ТС, а также определить потребность в дополнительном подвижном составе.

Оценить реальные возможности осуществления планируемых в соответствии с разработанной стратегией объемов перевозок на каждом направлении, учитывая такие ограничения, как: возможность получения необходимого количества разрешений на перевозки, наличие обратной загрузки на каждом направлении т.д.

Оценить объем прочих дополнительных инвестиций, связанных с реализацией предлагаемой стратегии развития системы.

В случае необходимости разработанная стратегия пересматривается посредством внесения соответствующих изменений. Заключающим этапом разработки стратегии развития является формирование бизнес-портфеля и формулировка тактических мероприятий, осуществление которых необходимо для достижения предлагаемой стратегии развития.

Для обеспечения экономической эффективности разработанная стратегия развития СМАПГ должна регулярно пересматриваться в зависимости от складывающейся рыночной ситуации и возможностей СМАПГ. В этом случае реализация разработанной стратегии развития обеспечит участникам системы устойчивое и максимально эффективное функционирование в складывающихся конкурентных условиях рынка.

Третья глава диссертационного исследования посвящена апробации методики, предложенной во второй главе, на примере разработки наиболее рациональной стратегии развития системы российских операторов, работающих на рынке МАПГ. Предполагаемый период реализации стратегии – 2010-2014 гг. Цель разработки стратегии – повышение эффективности деятельности российских операторов на рынке МАПГ.

На основе проведенных в первой главе исследований о ретроспективном развитии рынка МАПГ построен прогноз основных показателей развития рынка: объемов перевозок, доли рынка российских операторов, тарифов и себестоимости перевозок. Прогноз первых трех показателей строился на статистических данных АСМАП и периодического издания «Вестник транспорта» с использованием метода экстраполяции данных. Результаты прогноза годовых объемов перевозок и тарифных ставок (в расчете за рейс) в разрезе направлений представлены в виде прогнозных моделей в таблице 2. В соответствии с прогнозом к 2014 году доля российских операторов на рынке МАПГ достигнет 44,4%. Данный прогноз коррелирует с данными прогноза, представленного в Транспортной Стратегии РФ на период до 2030 года, в котором доля российских операторов к 2030 году прогнозируется на уровне 50%.

Прогнозирование себестоимости перевозок грузов в международном сообщении осуществлялось на основе данных о средней себестоимости перевозок грузов (в разрезе направлений) в базовом 2009 году и данных о прогнозе индексов цен потребителей CPI, публикуемых международной статистической компанией Economist Intelligence Unit. Ввиду отсутствия на рынке открытой информации о средней себестоимости МАПГ, был произведен расчет средней себестоимости кругорейса в каждом направлении перевозок. Расчет производился кумулятивным методом по методике, предложенной АСМАП.

Таблица 2.

Прогнозные модели развития рынка МАПГ

загрузка...