Delist.ru

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ РОССИЙСКИХ ОПЕРАТОРОВ НА РЫНКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ (24.12.2010)

Автор: Иевлива Анна Александровна

предложены методика и алгоритм определения различных вариантов и траектории развития системы международных операторов, основанные на формировании области возможного развития и анализе различных рыночных ситуаций, которые могут возникнуть в условиях неопределенности работы на рынке МАПГ в перспективе;

проведена оценка экономической эффективности предложенной методики на примере разработки стратегии развития системы российских автоперевозчиков грузов в перспективе до 2014 года.

Объектом диссертационного исследования является система грузовых автотранспортных предприятий, осуществляющих свою деятельность на рынке МАПГ, параметры и элементы ее развития во взаимоотношении с внешней средой в условиях рыночной экономики.

Предметом диссертационного исследования являются проблемы и задачи повышения эффективности развития системы российских операторов на рынке МАПГ в перспективный период.

Методология исследования базируется на трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых в области международных автомобильных перевозок грузов, стратегического планирования развития предприятий, эксплуатации транспорта и логистики.

Поставленные в диссертационном исследовании задачи реализованы с использованием принципов системного подхода и экономико-математического моделирования экономических процессов, в работе применялись методы экономической и математической статистики, а также методы стратегического планирования развития предприятий, включая методы портфельного анализа.

Информационную основу исследования составили статистические данные Министерства Транспорта РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ, Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, законодательные и нормативные акты РФ, данные международных организаций: Международного союза автомобильного транспорта (IRU), Европейской Конференции Министров Транспорта (ЕКМТ).

Научная новизна проведенного исследования заключается в разработке методических подходов и практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности системы операторов на рынке МАПГ.

Научной новизной диссертационной работы обладают:

комплексный анализ работы системы российских операторов на рынке МАПГ в разрезе направлений, определивший объективную необходимость разработки организационно-экономических основ повышения эффективности ее деятельности на конкретных направлениях;

методические основы оценки и ранжирования направлений перевозок грузов по привлекательности для российских операторов;

методика формирования эффективного бизнес-портфеля системы международных автоперевозчиков грузов, основанная на оценке привлекательности направлений перевозок;

методика и алгоритм формирования наиболее рациональной стратегии развития системы международных автоперевозчиков с целью повышения эффективности ее деятельности;

траектория развития системы российских автоперевозчиков грузов на перспективу 2010-2014 гг., обеспечивающая повышение эффективности ее деятельности.

Практическая ценность диссертационного исследования заключается в том, что предложенные подходы и методы могут применяться операторами международных автомобильных перевозок грузов при разработке и реализации рациональной стратегии их развития, обеспечивающей повышение эффективности функционирования в условиях жесткой конкуренции.

Апробация результатов исследования. Результаты выполненных исследований использованы при разработке стратегии развития системы российских операторов на рынке МАПГ на перспективу 2010-2014 гг.

Положения диссертационной работы в части формирования стратегии развития системы российских автоперевозчиков грузов и формирования эффективного бизнес-портфеля используются кафедрой Экономики автомобильного транспорта Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).

Основные положения диссертационного исследования были доложены и обсуждены на 65 и 66 научно-практических конференциях МАДГТУ (МАДИ) в г. Москве в 2009-2010 гг.

Публикации. По результатам выполненных исследований автором подготовлено и опубликовано 5 научных статей общим объемом 2,1 п.л.

Структура и объем работы. Диссертационная работа общим объемом 161 страницы машинописного текста состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованных литературных источников, насчитывающего 107 наименований, 51 рисунка, 21 таблицы и 9 приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационной работы; определены цель, основные задачи, объект и предмет исследования, указаны теоретические, методологические и информационные основы работы; сформулирована научная новизна диссертационного исследования и его практическая значимость.

Глава первая посвящена анализу современного состояния и проблем развития международных автомобильных перевозок грузов в РФ: обоснованы роль и место транспорта в экономике страны, рассмотрена динамика изменения основных показателей развития рынка МАПГ, проведен сравнительный анализ основных направлений перевозок грузов, рассмотрены вопросы правового регулирования рынка МАПГ, выявлены основные факторы, снижающие конкурентоспособность российских операторов на рынке МАПГ.

Современная экономика и общество нуждаются в транспорте как средстве обеспечения своего функционирования. Автомобильный транспорт играет фундаментальную роль в эффективных цепях поставки грузов (на долю АТ приходится более 80% от общего объема перевозок грузов), обслуживая практически все отрасли народного хозяйства. Рост потребности на услуги автомобильного транспорта является следствием экономического роста и неотделим от него. На современном этапе развития экономики наблюдается нарастание интеграционных процессов, в связи с чем особая роль в развитии автотранспортной отрасли отводится международным автомобильным перевозкам грузов.

В настоящее время в сфере международных автомобильных перевозок занято свыше 155 тысяч человек. Доля автомобильного транспорта в обеспечении внешнеторгового оборота РФ составляет 25%. Суммарный годовой доход международных автоперевозчиков РФ оценивается в 3,2 млрд. долл. США, суммарные годовые отчисления в бюджетную систему РФ – в 8 млрд. руб. Стоимость перевозимых грузов по данным АСМАП составляет 150 млрд. долл. США, что соответствует грузообороту в 4,5 млрд. ткм или объему грузоперевозок в 29,1 млн. тонн (по состоянию на конец 2009 года).

Следует отметить, что современный рынок международных автомобильных грузоперевозок характеризуется высоким уровнем конкуренции. По статистическим данным АСМАП из общего объема перевозок внешнеторговых грузов на долю российских операторов приходится 38%. Анализ факторов, обуславливающих недостаточный уровень конкурентоспособности российских операторов на рынке МАПГ, позволил в качестве основных выделить следующие: высокая доля порожних пробегов и связанное с этим завышение российскими операторами тарифов на перевозки; недостаточно высокая надежность перевозочного процесса, к которой ведут наличие недобросовестных участников и плохо развитый механизм страхования грузов; низкий уровень соответствия парка подвижного состава российских операторов международным стандартам и требованиям; недостаточный уровень квалификации российских водителей по сравнению с иностранными; проблемы с получением разрешительной документации и т.д. Скорость доставки грузов становится важнейшим критерием оценки конкурентоспособности операторов. По этому показателю Россия существенно отстает от зарубежных стран. Средняя скорость движения по территории РФ при осуществлении МАПГ составляет 350-400 км в сутки, в то время как в странах ЕС данный показатель находится на уровне 700-800 км, в США – 1000-1200 км в сутки. Причиной такого отставания являются недостаточно развитые прогрессивные технологии доставки грузов, длительные простои на пограничных переходах, невысокий уровень транспортно-логистической инфраструктуры. По оценке АСМАП потери российских операторов, связанные с простоями на границах, составляют примерно 184,6 млн. долл. США.

Анализ географии развития рынка МАПГ России позволил выделить основные направления перевозок грузов (рис.1). Наибольшая доля в объемах перевозимых грузов приходится на Финляндию, Германию и Китай (36%, 14% и 12% соответственно). Наиболее сильные позиции российские операторы занимают на направлениях Китай и Финляндия (соответственно 80% и 70% от общего объема перевозок между странами).

Рис.1. Распределение объемов МАПГ, выполненных российскими перевозчиками по основным направлениям в 2009 году

Каждое из направлений характеризуются различной степенью привлекательности для российских операторов. Анализ привлекательности направлений можно представить в виде следующей матрицы бизнес-анализа (рис. 2).

Рис. 2. Матрица бизнес-анализа

В данной матрице все направления перевозок в зависимости от доли российских перевозчиков в общем объеме перевозок между странами и отношения доходов к расходам можно сгруппировать в 4 блока. Данная группировка позволяет выделить наиболее привлекательные направления для российских операторов с точки зрения доходности с рубля понесенных затрат. К ним относятся блоки 3 и 4, а именно: Германия, Италия, Польша, Литва и Латвия. Однако на направлениях – Польша, Литва и Латвия - активность российских операторов невысокая, в то время как на менее прибыльных направлениях – Китай и Финляндия – они занимают достаточно активную позицию (80% и 70% рынков соответственно). Данное положение свидетельствует о недостаточно эффективной структуре бизнес-портфеля российских операторов, что приводит к упущенной выгоде и, соответственно, к снижению эффективности их бизнеса.

Сложившаяся таким образом ситуация на рынке МАПГ определила объективную необходимость проработки вопросов повышения эффективности деятельности российских операторов, что особенно актуально сегодня, в период активной интеграции России в мировую экономику.

Во второй главе диссертации, на основе проведенного анализа состояния рынка МАПГ, исследования теории и практики повышения эффективности и конкурентоспособности международных автоперевозчиков, представлен методический подход к формированию наиболее рациональной стратегии развития системы перевозчиков, обеспечивающей получение максимальной величины совокупной прибыли при условии минимальных потерь.

В диссертационной работе в качестве объекта исследования рассматривается система международных автомобильных перевозчиков грузов - СМАПГ (например, для рынка МАПГ России в качестве системы перевозчиков может выступать совокупность всех российских перевозчиков).

Проведенный анализ разработок в области повышения эффективности деятельности автоперевозчиков на рынке МАПГ показал, что в проведенных ранее исследованиях не нашли отражения или недостаточно полно освящены следующие вопросы:

Сравнительный анализ различных направлений перевозок грузов автомобильным транспортом с точки зрения их привлекательности для российских перевозчиков. Как правило, в работах рассматривается конкретное направление грузоперевозок и анализируются вопросы повышения эффективности деятельности российских перевозчиков на данном направлении без критической оценки остальных направлений.

Анализ развития МАПГ в ретроспективный период и прогнозирование возможного их развития в перспективе. Вопросы перспективного развития МАПГ приобретают особо важный характер, поскольку определяют целесообразность принимаемых сегодня решений в отношении будущего.

Формирование наиболее рациональной структуры бизнес-портфеля системы перевозчиков, обеспечивающей получение максимальной прибыли в конкурентных условиях, сложившихся на рынке МАПГ.

Устранение данного недостатка выявило необходимость применения методов стратегического планирования.

Согласно предлагаемой методике построение наиболее рациональной стратегии развития СМАПГ включает в себя несколько этапов. На первом этапе предполагается определение возможных объемов спроса на МАПГ в целом по рынку. Далее проводится детальный анализ рыночной ситуации, сложившейся на каждом из существующих направлений перевозок, анализируются позиции участников системы в конкурентной борьбе, а также определяются существующие перспективы развития каждого из направлений.

загрузка...