РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ РОССИЙСКИХ ОПЕРАТОРОВ НА РЫНКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ (24.12.2010)
Автор: Иевлива Анна Александровна
ИЕВЛЕВА Анна Александровна РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ РОССИЙСКИХ ОПЕРАТОРОВ НА РЫНКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ 08.00.05 - «Экономика и управление народным хозяйством» (Научная область: 15. «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами - транспорт») АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Москва-2010 Работа выполнена на кафедре «Экономика автомобильного транспорта» «Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)». Научный руководитель: - доктор экономических наук, профессор Ляско Валерий Израилевич Официальные оппоненты: - доктор экономических наук, профессор Савченко-Бельский Кирилл Александрович - кандидат экономических наук Домнин Игорь Викторович Ведущая организация: Государственное унитарное предприятие «Мосавтотранс» Защита состоится «__» _________ 2011 г. в 14 час. на заседании диссертационного совета ВАК РФ Д.212.126.01 Минобрнауки РФ при «Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ)» по адресу: 125319, ГСП-47, г. Москва, Ленинградский проспект, д.64, зал заседаний Ученого Совета, ауд. 42. Справки по телефону: (499) 155-93-24 С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МАДИ. Автореферат разослан ________________ 2010 г. Ученый секретарь диссертационного совета Д.212.126.01 кандидат экономических наук, доцент Чириканова Е.А. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры. Современная экономика и общество нуждаются в транспорте как средстве обеспечения своего функционирования. Автомобильный транспорт играет фундаментальную роль в эффективных цепях поставок грузов, обслуживая практически все отрасли хозяйства. Рост потребности на услуги автомобильного транспорта является следствием экономического роста и неотделим от него. Международные автоперевозки являются одной из наиболее прогрессивных движущих сил интеграционного процесса в силу их ориентированности на обслуживание международной торговли. По итогам 2009 года доля автомобильного транспорта в обеспечении внешнеторгового оборота РФ составила 25%, что соответствует стоимости перевозимых грузов в 150 млрд. долларов. Уровень развития и объем международных автомобильных перевозок грузов (МАПГ) напрямую зависит от общего состояния экономики страны, внешнеэкономических и политических факторов. Вместе с тем без дальнейшего развития отечественных международных автоперевозок, без повышения эффективности и конкурентоспособности российских операторов на рынке транспортных услуг вряд ли возможны уверенный экономический рост и, как следствие, увеличение ВВП. Столь высокая актуальность данного вопроса также связана с процессом интеграции РФ в мировую экономику. Современный рынок МАПГ характеризуется наличием острой конкуренции, причем как со стороны российских операторов, так и со стороны иностранных. Российские операторы вынуждены сами искать пути своего развития в условиях динамичной внешней среды, гибко реагировать на ее изменения для сохранения своей конкурентоспособности и обеспечения эффективности развития в условиях рынка. Важнейшим направлением повышения эффективности и конкурентоспособности российских операторов на рынке МАПГ является совершенствование организационно-экономических методов планирования и управления их деятельностью. В условиях выхода из финансового кризиса российским операторам и транспортно-экспедиционным компаниям следует направлять свои силы не только на сохранение достигнутых результатов, но и на повышение эффективности своего функционирования, что требует внимательного изучения рынка МАПГ с целью выявления наиболее перспективных и привлекательных направлений перевозок. Новизна подхода к решению проблем повышения эффективности деятельности российских операторов заключается в теоретической и методической проработке вопросов формирования стратегии развития международных операторов, учитывающей существующие особенности международных автомобильных грузоперевозок и экономическую реальность сегодняшнего дня и перспективы, основываясь на положительном отечественном и зарубежном практическом опыте. Отсутствие комплексного подхода к разработке конкретного инструментария повышения эффективности деятельности международных автоперевозчиков в рыночных условиях выявило необходимость привлечения методов стратегического планирования для разработки концепции и методологии формирования стратегии развития их бизнеса, что и определило выбор темы и актуальность научного исследования с учетом его теоретической и практической значимости. Целью диссертационного исследования является разработка стратегии развития системы российских операторов рынка МАПГ на перспективный период, обеспечивающей повышение эффективности их деятельности. Задачи диссертационного исследования. Для достижения цели были сформулированы и решены следующие задачи: проведен комплексный анализ современного состояния и проблем развития российского рынка МАПГ; построен прогноз основных показателей возможного развития рынка МАПГ на основе проведенного анализа за ретроспективный период; проведен анализ современного состояния теории и практики повышения эффективности функционирования российских операторов рынка МАПГ в период формирования рыночных отношений; определена структура бизнес-портфеля системы российских операторов исходя из сложившейся ситуации на рынке МАПГ; проведена оценка и ранжирование существующих направлений перевозок грузов по степени их привлекательности для российских операторов; |