Delist.ru

Оценка экономической эффективности  информационной безопасности участия строительной компании в электронных торгах (24.11.2010)

Автор: Петров Кирилл Владимирович

выявлены условия эффективного взаимодействия участников строительства на основе сравнительной характеристики видов и форм проведения торгов по размещению государственного строительного заказа и формулировки требований к информационной безопасности их участников;

исследованы экономические последствия утраты информационными ресурсами строительной компании свойств информационной безопасности на различных этапах реализации строительного проекта, включая участие в электронных торгах по размещению государственных строительных заказов;

сформированы и систематизированы принципы оценки экономической эффективности информационной безопасности строительной компании на основе идентификации и анализа её экономической сущности с учётом отраслевой специфики;

разработана итеративная методика оценки экономической эффективности информационной безопасности строительной компании, позволяющая оптимизировать затраты по критерию снижения вероятностей утраты информационными ресурсами свойств информационной безопасности.

На защиту выносятся:

Виды и состав информационных ресурсов строительной компании, а также экономические последствия утраты ими свойств информационной безопасности на различных этапах реализации строительного проекта.

Система принципов оценки экономической эффективности информационной безопасности участия строительной компании в электронных торгах.

Методика оценки экономической эффективности информационной безопасности участия строительной компании в электронных торгах для нужд государственного строительного заказа.

Практическая значимость данной работы состоит в возможности повышения эффективности вложений средств в обеспечение информационной безопасности строительной компании с учётом актуальных требований законодательства к проведению для нужд государственного заказа открытых аукционов и конкурсов в электронной форме.

Достоверность полученных результатов основывается на применении репрезентативного объёма статистической и управленческой отчётности строительных компаний за период с 2000 до середины 2010 года, использовании аналитических и статистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ, отражающих развитие экономики России и строительной отрасли за аналогичный период, а также подтверждается практической апробацией результатов исследования.

Основные положения диссертационной работы были представлены в виде доклада на юбилейной Десятой международной межвузовской научно-практической конференции молодых ученых, докторантов и аспирантов в г. Иркутск (апрель 2007 г.), на Открытой конференции молодых учёных, проводимой в МГСУ (март 2010 г), а также на Семинаре Российской академии естественных наук (июнь 2010 г.).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 8 работ общим объёмом 4,55 п.л. в т.ч. лично автором - 3,95 п.л., в журналах, рекомендуемых ВАК, - 2 работы объемом 0,55 п.л., в т.ч. лично автором -

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и пяти приложений. Содержание работы изложено на 165 страницах машинописного текста, в том числе 15 иллюстраций, 11 таблиц и 23 формулы. Список литературы включает 127 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В настоящее время инвестиционно-строительная деятельность существенно затруднена и строительные компании (СК) зачастую находятся в условиях острой нехватки заказов, что ставит их на грань банкротства. В результате исследования были выявлены следующие проблемы, предопределяющие такое положение СК: наличие противоречий экономических интересов (ЭИ) участников инвестиционно-строительной деятельности (ИСД) и низкая эффективность взаимодействия госзаказчиков и СК, одной из причин которого является недостаточная готовность последних к эффективному участию в электронных торгах. С целью выявления причины существующих проблем инвестиционно-строительной сферы (ИСС) и определения участников, характер деятельности которых безальтернативно важен для обеспечения их эффективного взаимодействия в целях развития строительства был осуществлен анализ и исследованы факторы восстановительного роста отрасли в целом и отдельно взятой СК. В результате выявлено место и роль информационных факторов в этом

Исследование взаимовлияния факторов восстановительного роста позволило сделать вывод о том, что информационные факторы оказывают существенное, а в ряде случаев (к примеру, при проведении электронных торгов) определяющее влияние на все прочие. Учёт условий, связанных с этими факторами обязателен для эффективной деятельности СК в современных условиях высококонкурентной среды, обеспечивая процессы контроллинга подразделений и надёжное и эффективное взаимодействие СК с прочими участниками ИСД.

В результате анализа проблем ИСС выявлено значение государственного строительного заказа (ГСЗ) как основного фактора в условиях кризиса и восстановительного роста, определяющего уровень спроса на продукцию строительного производства. Государство распоряжается достаточными объёмами ресурсов, имея возможность устранить или смягчить дисбаланс в экономической среде посредством повышения активности реального сектора экономики через создание спроса в строительстве. Для СК важно заключение контракта для нужд ГСЗ. Как показал анализ, в настоящее время проигрыш подряд трёх торгов на право заключения крупных контрактов с большой вероятностью приводит СК к неплатежеспособности.

Условия эффективного взаимодействия основных участников инвестиционно-строительной деятельности:

1) согласование их экономических интересов, которое производится при помощи проведения торгов;

2) обеспечение прозрачности, своевременности и объективности результатов при проведении торгов.

В ходе исследования способов взаимодействия СК и государственных заказчиков было выявлено, что законодательством установлена необходимость проведения торгов в виде аукционов и конкурсов, а с 1-го июля 2010 года все такие торги переведены в электронную форму. То есть, все СК для заключения контрактов с госзаказчиками вынуждены участвовать в открытых электронных торгах, для чего критически необходимо обеспечение ИБ. С целью определения требований к ИБ участников торгов был проведён сравнительный анализ видов проведения торгов, который позволил установить специфические отличия требований к обеспечению ИБ при участии в аукционах и конкурсах и учесть их при формировании принципов оценки экономической эффективности ИБ.

В соответствии с задачами исследования, было дано определение ИБ - состояние информационной системы, при котором обеспечивается сохранность её свойств, которыми являются: конфиденциальность, целостность, доступность, аутентичность, надежность, неотказуемость и подотчетность.

Для учёта отраслевой специфики автором были выделены особенности оборота информационных ресурсов (ИР), присущие строительной отрасли. Для ИР в строительстве характерны следующие особенности:

1) большой объём разнородной документации;

2) ИР в строительстве формируются и передаются во внешнюю среду СК и всеми прочими участниками реализации проекта, включая контролирующие государственные органы;

3) продолжительный жизненный цикл оборота ИР, измеряемый годами;

4) разграничение информации на конфиденциальную и публикуемую в целях обеспечения транспарентности деятельности СК в связи с высокой социальной ответственностью и повышенным вниманием общества к ИСС;

5) для заключения контрактов на строительство объёмом свыше 50 млн. руб. имеется предусмотренная законом возможность устанавливать дополнительные требования к исполнителям;

6) при заказах на строительство технически сложных и особо опасных объектов допускается проведение в открытой электронной форме не аукциона, а конкурса;

7) высокая степень конкуренции между относительно небольшим количеством крупных участников, имеющих обширные возможности по применению различных средств добросовестной и недобросовестной конкуренции;

8) высокая, зачастую, критическая важность заключения каждого крупного контракта, для чего требуется обеспечение высокого качества ИР;

9) зависимость хода строительства от согласованности, оперативности, актуальности и точности множества разнородных информационных потоков (управленческие решения, информация о текущем состоянии объекта, техники, обеспеченности оборотными средствами и т.п.) и др.

Также в ходе исследования были определены и систематизированы виды и содержание конфиденциальной информации, утрата свойств ИБ которой наиболее критична на различных этапах реализации инвестиционно-строительного проекта. Для этого рассмотрены следующие виды информационных ресурсов (ИР): финансовые, рыночные, технологические, технические, личные и социальные.

С целью идентификации экономической сущности ИБ разработана классификация угроз ИБ, в рамках которой систематизированы угрозы ИБ и классифицированы их экономические последствия (рис.1).

В результате анализа угроз и рисков обеспечения непрерывности бизнес-процессов СК дано определение экономической сущности ИБ, как обеспечения продуктивной и экономически эффективной информационной среды посредством оптимизации состава и структуры, технологических средств, услуг и управления ИБ, нацеленных на снижение рисков строительства и расширенного воспроизводства СК. Таким образом, СИБ можно рассматривать как инструмент системы менеджмента рисков СК, областью применения которого являются информационные риски, связанные с нарушениями режима ИБ, а эффектом — минимизация риска причинения экономического ущерба интересам СК.

В ходе исследования установлено, что реализация угроз ИБ приводит к полной или частичной утрате ИР некоторого подмножества свойств ИБ, что влечёт за собой нанесение СК ущерба различных видов. Следовательно, каждая угроза участия СК в торгах может быть описана посредством определения её влияния на утрату свойств ИБ рассматриваемым ИР. В ходе работы были систематизированы действия, характеризующие угрозу, утрачиваемые свойства ИБ СК и экономические последствия этого события. Наибольший интерес представляют те последствия, которые могут являться причиной срыва участия СК в электронных торгах по размещению государственного строительного заказа. Оценка экономических последствий от утраты свойств ИБ явилась основой для формирования методического подхода к оценке экономической эффективности СИБ. Также были учтены особенности проявления экономического эффекта применения СИБ в деятельности СК в случае её участия в электронных торгах. Это позволило сформировать систему принципов оценки экономической эффективности СИБ, представленную в таблице 1.

Следуя логике исследования, определено понятие экономической эффективности, как категории, характеризующей результативность экономической системы, выражаемой в отношении качественно и количественно определённых экономических эффектов от её применения к суммарным затратам на обеспечение её функционирования. Это предопределило этапы определения в тех же единицах измерения получаемых и планируемых эффектов и этап их сопоставления. Таким образом предложен итеративный подход, позволяющий уточнять оценку экономической эффективности и на её основе производить оптимизацию затрат, алгоритм которого отображён на рис. 2.

Анализ установил, что в качестве метода оценки затратной части проекта целесообразно использовать метод «совокупной стоимости владения» (ССВ), который позволяет достаточно полно оценить затраты, разделяя их по категориям. Как правило, при подсчёте стоимости ССВ определение размера прямых затрат не представляет сложностей, в отличие от задачи по подсчёту косвенных издержек, преимущественно через определение стоимостного эквивалента времени незапланированных простоев.

Помимо затрат на внедрение СИБ, в его процессе возникают побочные явления, такие как ущерб от простоя во время этапа пусконаладочных работ (DL1), потери от вывода финансовых активов из оборота (DL2), возможное снижение производительности оборудования, которое можно компенсировать его заменой или модернизацией, что тоже потребует затрат (DL3), ущерб от задержки восстановления работоспособности информационной инфраструктуры СК в случае вывода её из строя в результате сетевой атаки, вирусной эпидемии (DL4) и т.п.

Итак, совокупные затраты на внедрение СИБ СК (ZRI) могут быть представлены в виде формулы:

Страницы: 1  2  3  4