Delist.ru

Совершенствование системы организационно-экономического управления и принятия решений на предприятиях строительного комплекса (24.11.2008)

Автор: Кармокова Кристина Ибрагимовна

4. V – готовность предприятия воспринимать инновационную программу

Итого: перспективы инновационной программы:

Вероятность успеха.

В – технико-экономические проблемы.

2. С – строительно-технологическая конкуренция предприятия.

3. F – наличие ресурсов у предприятия.

4. S – наличие у предприятия механизма внедрения и системы организационно-экономического управления реализации программы.

Итого: вероятность успеха реализации инновационной программ:

В целом рейтинг имеет несколько преимуществ.

Во-первых, он позволяет легко оценить целевую программу по разным типам критериев (технических, экономических, финансовых и нефинансовых).

Во-вторых, позволяет свести вместе оценки и точные данные о положении предприятия.

В-третьих, критерии оценки не насаждаются извне, а рождаются на данном предприятии и, естественно, учитывают его специфику.

По мере того, как целевая программа продвигается дальше и приближается к стадии непосредственного производства, оценка становится более требовательной и конкретной. На первый план выдвигаются вопросы финансового обеспечения и сроков реализации.

В системе организационно-экономического управления подсистема – параметры рынка строительной продукции – играет важную, если не решающую роль. Поэтому столь важно определять эти параметры и считать обязательным условием применения экономико-математических методов при решении конкретных планово-экономических задач, стоящих перед строительными предприятиями.

Прежде чем определять параметры рынка, экономист-менеджер должен собрать всю возможную информацию о строительном рынке, исследовать и проанализировать ее по следующим направлениям:

на уровне комплекса и на уровне предприятия проведение сегментирования строительного рынка;

определение стадии возможных циклов жизни строительного предприятия и видов строительной продукции;

определение портфеля заказов на строительную продукцию;

отношение предприятия к конкурентам;

рыночный потенциал – это предел, к которому стремиться рыночный спрос на продукцию;

текущий рыночный спрос, который характеризует объем продаж за определенный период времени в определенных условиях внешней среды функционирования строительного предприятия;

учет доли рынка, величину которой необходимо определять и прогнозировать, так как является ключевым параметром при оценке конкурентной позиции предприятия.

Например, имеются отчетные данные в денежных единицах за выбранный период времени об объеме продаж всей исследуемой продукции конкурентов – Va, Vb, Vc…Vn, где Va – объем продаж данного вида продукции. Тогда доля рынка продукта «a» - Wa рассчитывается следующим образом:

Аналогичным образом рассчитываются доли рынка всех исследуемых видов продукции: Wb, Wc…Wn.

Возможен охват не всей продукции конкурентов в строительном комплексе, а только продукции главных конкурентов. В таких случаях расчет показателя доли рынка проводится только для главных конкурентов. Например, исследуется доля рынка данной продукции и продукции двух главных конкурентов, тогда:

и Wa+ Wb + Wc=100%.

Последний показатель не дает полной картины на рынке строительной продукции, так как показатель 100% касается только исследуемой продукции, а не всей совокупности представленных на данном рынке продуктов конкурентов.

Зная динамику развития доли рынка Wa, можно ее прогнозировать, экстраполировать по уравнению логистической кривой (рис. 5):

Рис. 5. Прогнозирование доли рынкаWa

Waпр – верхний предел доли рынка;

е - основание натуральных логарифмов, равное 2,718;

a, b – параметры уравнения;

t – время (год, квартал, месяц); или

х – ранжированные факторы, воздействующие на долю рынка.

В теоретико-прикладном аспекте данное уравнение отражает тот факт, что отдельные виды строительной продукции (возможно и всей продукции) в первые годы внедрения на рынок имеют небольшой спрос и, конечно, обеспеченность ими невелика. Затем, со временем обеспеченность начинает возрастать ускоряющимися темпами. Потом, достигнув определенной величины (точка А), она возрастает с постоянно снижающимися темпами. По мере приближения к пределу обеспеченности (точка В) темпы ее увеличения становятся практически незаметными. Это уравнение может достаточно достоверно описывать динамику договорных цен на рынке строительной продукции.

Предпринимательская деятельность в строительном производстве в условиях рынка имеет достаточно высокий рисковый характер, особенно в развивающихся регионах, так как предпринимателю приходится принимать решения в условиях неопределенности, поскольку в этой экономической системе ни один из хозяйствующих субъектов заранее не знает, какое решение примут остальные участники рынка строительной продукции. Следует также заметить, что неопределенность может возникнуть даже при вполне ясном однозначном выборе, в случае если решение принимается в условиях, когда состояние внешней среды неизвестно или быстро меняется. Проблема состоит еще в том, чтобы дать верную и своевременную количественную оценку каждому виду риска. В настоящее время в многочисленных научных исследованиях и экономико-математической литературе в качестве математического средства оценки рисков используются: теория стратегических игр, математическая статистика, теория статистических решений, математическое прогнозирование, теория полезности Неймана-Моргенштерна, и даже эмпирические шкалы допустимого уровня риска, которые носят достаточно субъективный характер.

На наш взгляд, риск – категория постоянная, он существует как объективная реальность каждую «минуту» и требует объективной, своевременной и точной оценки в целях снижения возможных потерь.

Нами предлагается новый метод количественной оценки дескриптивных рисков на основе теории вероятностей.

Приведем формализованное описание метода расчета рисков. Имеем вариацию какого-либо экономического параметра х и расчетные вероятности реализации величин членов этой вариации (таб. 3):

Вариация экономического параметра х и вероятности ее членов

загрузка...