Delist.ru

Повышение безопасности дорожного движения в республике Казахстан (24.10.2008)

Автор: Каленов Галымжан Кендебайулы

• разработка предложений по повышению безопасности дорожного движения в Республике Казахстан путем релизации мероприятий, направленных на изменение поведения водителя автомобилей.

Объект исследования – система «водитель-автомобиль».

Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением современных математических методов теории вероятности для проведения теоретического анализа и анализа результатов эксперимента. Достоверность результатов экспериментов дополнительно обосновывалась соблюдением требований стандартов, использованием аттестованных средств измерения, повторяемостью результатов измерений.

Научная новизна:

• предложено уравнение, устанавливающее зависимость комплексного показателя БДД – вероятности гибели человека (социального риска) от вероятностей наступления предшествующих событий;

• предложен показатель эффективности мероприятий по повышению БДД, позволяющий сравнивать уровни БДД в регионах с различными уровнями автомобилизации;

• предложен комплексный показатель динамических свойств автомобиля, названный конструктивным шумом ускорения автомобиля;

• получено аналитическое выражение зависимости среднего пробега до ДТП (наработки до ДТП) от величины конструктивного шума ускорения и установлено, что увеличение конструктивного шума ускорения приводит к уменьшению наработки до ДТП;

• предложены показатели качества управления легковым автомобилем, с помощью которых можно оценивать соответствие режимов движения автомобиля требованиям безопасности.

Практическая ценность работы заключается в разработке:

• зависимости комплексного показателя БДД (вероятности гибели человека в дорожном движении) от изменения единичных показателей, что позволяет анализировать причины изменения состояния БДД;

• показателя эффективности мероприятий по повышению БДД, позволяющего сравнивать состояние БДД в регионах с различными уровнями автомобилизации;

• экспериментально - расчетной методики определения конструктивного шума ускорения;

• численных значений показателей качества управления легковым автомобилем, соответствующих безопасному режиму движения;

• методики обучения водителя выбору безопасных режимов движения и реализации безопасных режимов движения при управлении автомобилем с помощью автомобильного маршрутного компьютера;

• предложений по обеспечению безопасности дорожного движения в Республике Казахстан в условиях роста доли высокодинамичных автомобилей автотранспортного парка страны.

На защиту выносятся:

1. Методика определения показателя эффективности мер по повышению БДД.

2. Методика вычисления комплексного показателя динамических свойств автомобиля – конструктивного шума ускорения и установленные закономерности влияния динамических свойств автомобиля на безопасность дорожного движения.

3. Показатели качества управления и их нормативные значения, соответствующие безопасным режимам движения легкового автомобиля.

4. Методика обучения водителей легковых автомобилей применению показаний автомобильного маршрутного компьютера для повышения безопасных режимов движения.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждены и одобрены на заседании кафедры «ОиБД» МАДИ (ГТУ) (г. Москва), V Международной научно-практической конференции «Nrans – mech – art - chem» МГУПС (МИИТ) (г. Москва, 2008 г.), VIII Международной конференции «Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах» СПб гос. архит. – строит. ун-т. (г. Санкт-Петербург, 2008).

Реализация результатов работы. Результаты и материалы работы Каленова Г.К. внедрены и используются в практике работы автошколы «Вираж», г. Москва, а также внедрены в учебный процесс МАДИ (ГТУ) и КызГУ имени Коркыт Ата г. Кызылорда, республика Казахстан.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 научных статей, из них 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК, 3 статьи в сборниках международных научных конференциях, 1 статья в сборнике МАДИ(ГТУ), 1 статья депонирована.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, общих выводов и рекомендаций и приложений. Текст диссертации изложен на 139 страницах, включая 43 рисунка, 27 таблиц и приложения. Список литературы включает 95 наименований отечественных и зарубежных авторов.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении показана актуальность разработки мероприятий по ограничению водителем степени реализации динамических свойств современных автомобилей, с целью снижения числа и тяжести последствий ДТП.

В первой главе рассмотрен дорожно-транспортный комплекс РК и выявлена значимая роль автомобильного транспорта в удовлетворении потребностей народного хозяйства в осуществлении пассажирских и грузовых перевозок. Выявлено, что начиная с 1998 года количество ТС непрерывно растет (рис.1).

Рис 1. Динамика роста автомобильного парка в Республике Казахстан

При этом доля легковых автомобилей, обладающих более высокой динамичностью по сравнению с грузовыми автомобилями и автобусами, составляет 81% и продолжает расти в основном за счет импорта высокодинамичных легковых автомобилей из дальнего зарубежья. В 2005 году 82% прироста автомобильного парка легковых автомобилей произошло из-за увеличения количества автомобилей дальнего зарубежья. Это показывает, что высокодинамичные легковые автомобили начинают составлять основную часть автомобильного парка и их доля продолжает расти.

Анализ аварийности на дорогах РК (табл.1) показал, что количество погибших, раненых и ДТП с 2000 года непрерывно увеличивается, при этом более 80% ДТП происходят по вине водителей (рис.2).

Рис. 2. Основные показатели аварийности в Республике Казахстан

Таблица 1

Относительные показатели аварийности в Республике Казахстан

Год Тяжесть последствий Число погибших в 100 ДТП

ДТП на 10 тыс. ТС Кол-во пострадав. на 100 тыс. нас.

2000 13,4 18,2 77 103

2001 13,4 18,2 84 112

2002 13,4 18,6 88 121

2003 14,0 19,7 93 132

Страницы: 1  2  3  4  5  6