Delist.ru

Исследование эффективности опытной эксплуатации АСКП в условиях города Москвы (на примере 14 автобусного парка ГУП "МОСГОНТРАНС") (24.10.2008)

Автор: Емельянов Александр Александрович

??Yxi - изменение величины результирующего признака, вызванное вариацией учтенных в модели факторов;

??Yxj - изменение величины результирующего признака,

вызванное вариацией неучтенных в модели факторов.

В качестве результирующего признака в математической модели выступали доходы, расходы, рентабельность, объем перевозок пассажиров и транспортной работы в условиях функционирования АСКП.

В четвертой главе проведено обобщение результатов теоретических и экспериментальных исследований. Для проверки теоретических разработок были построены и проанализированы регрессионные модели доходов (формула 14), расходов (формула 15), объема перевозок пассажиров (формула 16), транспортной работы (формула 17) и рентабельности (формула 18) в условиях функционирования АСКП на примере филиала «14 автобусный парк» ГУП «Мосгортранс».

- доходы автобусного предприятия, %.

- эксплуатационные расходы автобусного предприятия, связанные с обеспечением работоспособности оборудования АСКП, %.

где Q - объем перевозок пассажиров, тыс. ч.

где W – объем транспортной работы, млн. место-км.

где t – время с начала внедрения АСКП, годы.

Полученные модели адекватны исходным данным. Поскольку коэффициент детерминации находится в пределах от 0,59 до 0,999.

Графическая интерпретация формулы рентабельности представлена на рис. 4.

Анализ полученных моделей показал, что в первые 2-2,5 года внедрения

АСКП наблюдается интенсивная форма развития предприятия. Интенсивно увеличивается объем транспортной работы и объем доходов. Более объективно отражается картина по объему перевозок пассажиров.

Рис. 4. Изменение рентабельности работы маршрутов с начала внедрения АСКП

Анализ формулы 18 показывает, что за первый год внедрения темпы увеличения рентабельности перевозок пассажиров составляли 32,9%. К четвертому году внедрения АСКП темпы увеличения рентабельности перевозок пассажиров снизились до 23,6%.

К 4-5 году внедрения АСКП наблюдается насыщение всех основных показателей работы предприятия. Это свидетельствует о том, что существующую АСКП, необходимо модернизировать.

Оценка эффективности внедрения АСКП на городских автобусах в условиях ГУП «Мосгортранс» проводилась в соответствии с разработанной методикой.

На основании литературного обзора и обобщения передового производственного опыта были сформированы 2-х уровневое «дерево целей» и «дерево систем» эффективности работы городских автобусов, оснащенных АСКП (рис. 5.):

Обозначение генеральной цели и целей первого уровня приведено на стр. 10.

В качестве генерального мероприятия (С0) было выбрано внедрение АСКП в автобусном автотранспортном предприятии. Оно было разложено на ряд мероприятий первого уровня (см. стр. 14).

Рис. 5. Взаимодействие «дерева целей» и «дерева систем» эффективности работы городских автобусов, оснащенных АСКП

Были определен вклад мероприятий первого уровня (С10i) в достижение целей первого уровня (Ц10i) при оценке эффективности работы городских автобусов, оснащенных АСКП – а1ij.

В результате было установлено следующее:

1. Внедрение АСКП оказывает влияние на количественные, качественные и экономические показатели работы городских автобусов на линии. Влияние АСКП на количественные показатели работы оценивается в 18,6%.

2. Влияние АСКП на качественные показатели работы городских автобусов на линии составляет 26,9%.

3. Влияние АСКП на экономические показатели работы автобусов на линии составляет 54,5%.

4. Внедрение АСКП обеспечивает повышение эффективности работы городских автобусов на линии через улучшение количественных показателей на 3,2%, через улучшение качественных показателей на 13,5% и через улучшение экономических показателей на 18%.

Для стабильной работы АСКП с учетом ее надежности в условиях города Москвы и снижения финансовых рисков, кроме планово-предупредительной замены деталей АСКП необходимо иметь резервирование элементов АСКП (валидаторов, турникетов) на предприятиях и конечных станциях. Учитывая случайный характер процесса эксплуатации АСКП, при расчете резерва элементов АСКП с применением критериев теории игр получены следующие результаты:

в неблагоприятных условиях работы АСКП на конечной станции автобусного парка необходимо иметь 3 валидатора;

в обычных условиях работы число резервных валидаторов на конечной станции должно составлять не менее 2 единиц.

Полученные результаты расчетов подтверждаются практикой работы филиала «14 автобусный парк» ГУП «Мосгортранс».

Эффективность работы городских автобусов, оснащенных АСКП, в значительной степени зависит от рационального монтажа оборудования АСКП на подвижной состав и его экипировки (18%), поэтому для обеспечения оптимальности монтажа оборудования АСКП на автобусы был использован аппарат сетевого планирования и управления, который позволил разработать типовой сетевой график оснащения автобусов автоматизированной системой контроля проезда. Это, в свою очередь, упорядочило выполнение работ и сократило на 28,8% сроки их реализации.

Общие требования при внедрении любых типов автоматизированных систем оплаты проезда заключается в том, что для обеспечения эффективного внедрения АСКП требуется проведение комплекса мероприятий. С этой целью разработана «Методика внедрения АСКП при организации городских автобусных перевозок», которая представляет собой комплекс технических, организационных, технологических и методических мероприятий. «Методика» обеспечивает эффективную подготовку транспортного оператора к запуску маршрутов по новой технологии, а также социальную адаптацию пассажиров для быстрого привыкания к измененным правилам пользования пассажирским транспортом.

Основные выводы и результаты

В работе решена важная научно-практическая задача - разработаны теоретические и методические положения для оценки эффективности функционирования автоматизированной системы контроля проезда пассажиров на городских автобусах.

На основе аналитических исследований с использованием аппаратов системного и программно-целевого подходов разработана классификация факторов, влияющих на эффективность функционирования АСКП и сформированы двухуровневые «дерево целей» и «дерево систем» эффективности работы функционирования АСКП, в которых сформулированы:

генеральная цель функционирования АСКП, - обеспечение эффекта работы городских автобусов;

цели первого уровня, - улучшения количественных, качественных и экономических показателей работы городских автобусов;

основные (важнейшие) мероприятия, обеспечивающие внедрение и эффективное функционирование АСКП.

загрузка...