Delist.ru

Исследование эффективности опытной эксплуатации АСКП в условиях города Москвы (на примере 14 автобусного парка ГУП "МОСГОНТРАНС") (24.10.2008)

Автор: Емельянов Александр Александрович

Реализация результатов работы.

Разработанные «Методика внедрения АСКП» и основные результаты исследований приняты к использованию в процессе массового внедрения системы в ГУП «Мосгортранс», в учебном процессе на кафедре «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» МАДИ (ГТУ) для студентов по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство», магистров специальности 552100 «Эксплуатация транспортных средств», обучающихся по направлению 552101 «Техническая эксплуатация автомобилей», при обучении студентов МГИУ по специальности 05050100 (0305) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство»).

Апробация работы.

Основные результаты исследований доложены, обсуждены и одобрены на 62–65 научно–методических и научно–исследовательских конференциях МАДИ (ГТУ) (2004-2007 годы), 10 Международной научно–практической конференции Владимирского государственного университета «Актуальные проблемы управления качеством производства и эксплуатации автотранспортных средств» (2004г.), 10 Международной научно-практической конференции Владимирского государственного университета «Фундаментальные и прикладные проблемы совершенствования поршневых двигателей» (2005г.), заседании научно-производственного центра кафедры «Эксплуатации автомобильного транспорта и автосервиса МАДИ (ГТУ) (2007г.), заседании кафедры «Эксплуатация транспортных средств» МГИУ.

Публикации.

По материалам диссертационной работы опубликовано 11 печатных работ, в том числе 2 статьи в журнале, рекомендованном ВАК РФ, в 2 учебных пособиях для студентов вузов, одно из них с грифом УМО вузов РФ по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов.

На защиту выносятся:

оценка эффективности опытной эксплуатации АСКП на городских автобусах в условиях города Москвы;

формирование и теоретический анализ целевой функции рентабельности при внедрении АСКП в автобусном АТП;

построение и анализ математических моделей доходов, расходов, рентабельности, объема перевозок пассажиров и транспортной работы в условиях функционирования АСКП;

методика внедрения АСКП при организации городских автобусных перевозок;

исследования особенностей сетевого планирования и управления при внедрении АСКП на уровне автобусного автотранспортного предприятия;

определение резерва элементов АСКП (на примере валидаторов).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов и содержит 190 страниц текста, 48 таблиц, 102 рисунка, список литературы из 130 наименований и 7 приложений.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационной работы, ее научная новизна.

В первой главе проводится общий анализа состояния эффективности эксплуатации городских автобусов. Отмечено, что городские автобусные перевозки ГУП «Мосгортранс» остаются убыточными. Так, например, в 2006 году доходы от перевозки пассажиров автобусами составили 5631436,3 тыс. руб., расходы по эксплуатации - 13835307,2 тыс. руб., т.е. убыток составил 8203870,9 тыс. руб.

Одним из путей снижения убыточности городских автобусных перевозок является внедрение, поступательное и своевременное совершенствование АСКП. Так, в частности, в результате совершенствования системы сбора проездной платы выручка ГУП «Мосгортранс» в 2006 году выросла на 1,38 раза по сравнению с 2005 годом.

Автоматизированная система контроля проезда, применяемая в ГУП «Мосгортранс» представляет собой единый комплекс оборудования, программного обеспечения и административных мероприятий, который можно условно разделить на следующие подсистемы (рис. 1.):

Билетная (проездных документов) подсистема

Подсистема продажи и распространения билетов

Подсистема контроля и погашения билетов

Подсистема сбора и обработки информации

Рис. 1. Состав АСКП, применяемой ГУП «Мосгортранс»

АСКП является сложной организационной и технической человеко-машинной системой. Поэтому при внедрении и оценке эффективности функционирования АСКП необходимо иметь данные по ее надежности, стоимости, затратам на эксплуатацию и т.д. кроме того, необходимо сделать выбор критериев эффективности.

Проведен анализ отказов оборудования АСКП, который показал, что отказы валидаторов, турникетов и их механизмов в основном носят случайный характер и подчиняются экспоненциальному закону распределения.

Анализ состояния эффективности эксплуатации городских автобусов, оснащенных АСКП, научно-исследовательских работ и передового опыта в этой области позволяет сделать следующие выводы:

1. По прогнозным оценкам к 2009 году объем пассажирских перевозок в городе Москве всеми видами транспорта достигнет 10,9 млрд. пассажиров в год, из них объем перевозок наземным городским пассажирским транспортом составит 4,78 млрд. пассажиров. Основной оператор наземного городского пассажирского транспорта ГУП «Мосгортранс» сохранит годовой объем перевозок. Частные операторы, работающие совместно с ГУП «Мосгортранс» на маршрутной сети увеличат объемы перевозок к 2009 году до 780 млн. пассажиров в год.

2. Городские автобусные перевозки ГУП «Мосгортранс» остаются убыточными. Так, например, в 2006 году доходы от перевозки пассажиров автобусами составили 5631436,3 тыс. руб., расходы по эксплуатации - 13835307,2 тыс. руб., т.е. убыток составил 8203870,9 тыс. руб.

3. Одним из путей снижения убыточности городских автобусных перевозок является внедрение, поступательное и своевременное совершенствование АСКП. Так, в частности, в результате совершенствования системы сбора проездной платы выручка ГУП «Мосгортранс» в 2006 году выросла на 1,38 раза по сравнению с 2005 годом.

4. Совершенствование работы АСКП тесно связано с ее эксплуатационной надежностью. Анализ отказов оборудования АСКП показал, что отказы валидаторов и турникетов и их механизмов в основном носят случайный характер и подчиняются экспоненциальному закону распределения.

5. АСКП является сложной организационной и технической человеко-машинной системой. Поэтому при внедрении и оценке эффективности функционирования АСКП необходимо иметь данные по ее надежности, стоимости, затратам на эксплуатацию и т.д. кроме того, необходимо сделать выбор критерия эффективности.

6. Опираясь на крупный научный задел в области разработки критериев оценки эффективности автомобиля, организационно-технических и технологических решений, при оценке эффективности автомобильной техники ряд ведущих ученых в этой области используют показатель эксплуатационных затрат (удельных эксплуатационных затрат), приведенных затрат и рентабельности.

Во второй главе проведены теоретические исследования с целью определения методологической основы оценки эффективности внедрения АСКП, а также сформирована и теоретически проанализирована целевая функция рентабельности при внедрении АСКП в автобусном автотранспортном предприятии

Установлено, что в качестве методологической основы при внедрении АСКП можно использовать системный и программно-целевой подход. При этом автобусное автотранспортное предприятие рассматривается как большая технико-экономическая система, которая имеет внутреннюю структуру, содержание, связи (в системе и с внешней средой), вход, выход, внешнюю среду, обратную связь, энергию и вещество.

Важнейшими свойствами системного подхода, которые необходимо использовать при внедрении АСКП являются эмержентные свойства и свойства надежности.

Использование программно-целевого подхода при внедрении АСКП в автобусном автотранспортном предприятии позволяет системно подойти к решению, упорядочить этот процесс и дает возможность более разносторонне оценить его эффективность.

При реализации программно-целевого подхода формируются «дерево целей», «дерево систем», определяется взаимодействие «дерево целей» и «дерево системы», находятся вклады подцелей нижнего уровня в подцели (цели) верхнего уровня, вплоть до генеральной цели, определяются веса (вклады) подсистем нижнего уровня в подсистемы (системы) верхнего уровня, включая генеральную систему, определяется степень влияния каждой из подсистем и генеральной системы на достижение поставленных подцелей, включая генеральную цель.

Внедрение АСКП направлено на то, чтобы повысить эффективность работы городских автобусов на линии. Это можно рассматривать как генеральную цель. Поэтому одной из задач, решение которой будет способствовать достижению поставленной цели, является задача, связанная с выявлением всех факторов, способствующих достижению поставленной цели.

Использование программно-целевого подхода при внедрении АСКП в автобусном автотранспортном предприятии позволит увязать цели автобусного автотранспортного предприятия с целями более высокого уровня. Целью высшего яруса наземной транспортной системы является удовлетворение населения и экономики региона в перевозках пассажиров, а подцелями являются:

загрузка...