Delist.ru

Разработка принципов структуризации учебно-методических материалов для подготовки специалистов промышленных предприятий в системе электронных образовательных ресурсов (23.11.2010)

Автор: Пахунов Антон Валерьевич

четкость (соответствие основным цветовым дизайн-эргономическим требованиям);

последовательность (логическая структуризация изложения материала);

лаконичность (избегание слишком пространных формулировок);

удобочитаемость (использование удобного для восприятия размера шрифта и масштабирования мультимедиа материалов).

В работе проведен анализ структуры навигации по ЭОР и форм взаимодействия пользователя с ними, которые можно разбить на следующие основные группы:

Условно-пассивные формы (характеризируются отсутствием взаимодействия пользователя с контентом, при этом контент имеет неизменный вид в процессе использования);

Активные формы (характеризируются простым взаимодействием пользователя с контентом на уровне элементарных операций с его элементами);

Деятельностные формы (характеризуются конструктивным взаимодействием пользователя с элементами контента и отличаются от активных большим числом степеней свободы, выбором последовательности действий, необходимостью анализа на каждом шаге и принятия решений в заданном пространстве параметров и определенном множестве вариантов);

Исследовательские формы (исследования ориентируются не на изучение предложенных событий, а на производство собственных произвольных событий).

Проведенный анализ показал, что ЭОР нового поколения предоставляют возможность использования в учебном процессе следующие новые педагогические инструменты:

интерактивность (активное взаимодействие пользователя с ЭОР в процессе обучения);

мультимедийность (широкое использование современных мультимедиа технологий);

моделирование (применение инновационных технологий для создания различных виртуальных копий реальных объектов либо исследования сложных процессов);

коммуникативность (возможность on-line общения, оперативность представления информации, контроль состояния процесса);

производительность (автоматизация нетворческих, рутинных операций, таких как быстрый поиск по ключевым определениям в базе данных, доступ к уникальным изданиям электронных библиотек и других операций справочно-информационного характера).

Проведен анализ элементов теории графов, которые необходимы для разработки адаптивных учебных курсов:

Виды графов: ориентированный граф, нагруженный граф.

Формы графов: ярусно-параллельная форма (ЯПФ) графа, дерево.

Матрица смежности графа.

Матрица инцидентности графа.

Ширина графа.

Высота графа.

Эксцентриситет вершины графа.

Радиус графа.

Диаметр графа.

Петля в теории графов.

Вершинно-реберная связность графа.

Реберная плотность графа.

В настоящее время существует широкий выбор программного обеспечения для электронного обучения (e-Learning). С одной стороны – простые программы, выполненные в HTML, с другой – сложные системы управления обучением и учебным контентом (Learning Content Management Systems), использующиеся в корпоративных компьютерных сетях.

Для успешного внедрения системы открытого обучения необходимо сделать правильный выбор программного обеспечения, соответствующего конкретным требованиям. Эти требования определяются потребностями обучаемого и потребностями заказчика. Среди основных типов таких программ можно выделить:

авторские программные продукты (Authoring Packages);

системы управления обучением (Learning Management Systems – LMS);

системы управления контентом (Content Management Systems – CMS);

системы управления обучением и учебным контентом (Learning Content Management Systems – LCMS).

В диссертации проведен анализ основных этапов проектирования ЭОР, их жизненного цикла, эффективности применения ЭОР нового поколения, а также способов использования в учебном процессе.

Сравнение существующего программного обеспечения для разработки ЭОР показало, что один из лучших подходов к формированию ЭОР представляет концепция Открытой образовательной модульной мультимедиа системы (ОМС), которая предлагает возможности разбиения учебного курса по предмету на небольшие модули (уроки), которые могут быть легко доступны через сеть интернет благодаря небольшому объему каждого модуля (в пределах 10 Мб).

Учебные модули в концепции ОМС могут быть информационными (И), практическими (П), а также контрольными (К). Кроме того, модули каждого типа могут иметь вариативы по одной и той же теме, различающиеся углубленностью изучения материала по данной теме, а также контингентом обучаемых, занимающихся по данному курсу.

На рисунке 1 приведена структура наполнения тематических элементов модулями различного типа.

Рис. 1. Структура наполнения тематических элементов

Отдельные модули в данной концепции хранятся либо в центральном хранилище, доступном через сеть интернет, либо в локальном хранилище избранных модулей.

загрузка...