Delist.ru

Разработка принципов структуризации учебно-методических материалов для подготовки специалистов промышленных предприятий в системе электронных образовательных ресурсов (23.11.2010)

Автор: Пахунов Антон Валерьевич

разработка критериев оценки графа связности модулей курса;

решение задачи многокритериальной оптимизации структуры учебного курса методом последовательных уступок;

разработка структуры базы данных для построения индивидуальной траектории обучения с применением модульно-компетентностного похода;

анализ и оптимизация структуры курса по профессии «Дорожные и строительные машины»;

адаптация разработанных тестов для входного тестирования специалистов, повышающих квалификацию;

экспериментальные исследования эффективности разработанных методов индивидуализации обучения специалистов, повышающих квалификацию.

Методы исследования

При разработке формальных моделей компонентов системы переподготовки в диссертации применялись методы теории графов, многокритериальной оптимизации, случайных процессов, а также методы системного анализа. Моделирование и аналитические исследования проводились с помощью современных методов анализа данных с использованием математических и статистических пакетов.

Научная новизна

Научную новизну работы составляют модели и методы, обеспечивающие автоматизированную генерацию индивидуальной траектории обучения в системе переподготовки персонала промышленных предприятий с использованием модульно-компетентностного подхода.

На защиту выносятся:

применение модульно-компетентностного подхода при разработке методов структуризации учебных курсов с использованием графов связности их модулей;

выбор критериев оценки графа связности модулей учебного курса и их оптимальных значений;

метод адаптации учебных курсов к индивидуальным особенностям обучаемых специалистов;

UML-методики взаимодействия с элементами учебного курса;

база данных модулей учебного курса.

Достоверность научных положений, рекомендаций и выводов

Обоснованность научных положений, рекомендаций и выводов определяется корректным использованием современных математических методов и моделей, предварительным статистическим анализом процессов обучения и тестового контроля ряда предприятий, согласованностью результатов аналитических и имитационных моделей процессов обучения и тестового контроля. Достоверность положений и выводов диссертации подтверждена положительными результатами внедрения результатов работы в ряде учебных центров, промышленных предприятий.

Практическая ценность и реализация результатов работы

Научные результаты, полученные в диссертации, доведены до практического использования в системе переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров для промышленных предприятий.

При организации учебного процесса в системе высшего профессионального образования ФГОУ ВПО «Российский государственный аграрный заочный университет» и негосударственное образовательное учреждение «Современная гуманитарная академия» применение модульно-компетентностного подхода позволило индивидуализировать обучение специалистов, развить их творческие способности, оптимизировать доступ к учебно-методическим материалам дистанционной образовательной технологии.

Внедрение оптимизированного электронного обучающего курса по профессии «Машинист дорожных и строительных машин, водитель автотранспортных средств» на АО Московского общества «Завод им. И.А.Лихачева» (АМО ЗИЛ) позволило повысить степень знаний, навыков, умений и компетенции работников соответствующих специальностей.

Апробация работы

Содержание отдельных разделов и диссертации в целом было доложено и получило одобрение на:

68-й научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ (ГТУ), секция проектирования информационных, обучающих и управляющих систем в промышленности и на транспорте, в 2010 году;

научно-практической конференции «Инновационные аспекты модернизации педагогического профессионального образования», посвященной акад. В.А. Сластенину, в институте бизнеса, психологии и управления в 2010 году;

техническом совещании Управления конструкторских и экспериментальных работ АМО ЗИЛ в 2009 и в 2010 г.г.

III межвузовской научно-практической конференции филиала СПбГУП «Институт искусств и информационных технологий» в 2008 году;

международной научно-практической конференции «Решение задач по реализации национальных проектов в развитии кооперации и общества в целом» в Химкинском филиале Российского университета кооперации в 2008 и 2007 годах;

заседаниях кафедры «АСУ» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).

Совокупность сформулированных и обоснованных научных положений, идей и практических результатов исследований представляет собой решение актуальной задачи по разработке принципов структуризации учебно-методических материалов в системе электронных образовательных ресурсов для переподготовки персонала промышленных предприятий.

Содержание работы

Структура работы соответствует списку перечисленных задач, содержит описание разработанных методов, моделей и методик.

Во введении обосновывается актуальность работы. Отмечается необходимость решения задачи структуризации учебно-методических материалов в системе электронных образовательных ресурсов. Сформулирована цель и основные задачи работы. Приведено краткое описание содержания глав диссертации.

В первой главе диссертации проведен системный анализ применения электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе и их программная реализация.

На основе анализа составлены классификации ЭОР по основным признакам, определены требования и стандарты, которым они должны соответствовать.

В диссертации показано, что ЭОР должны обладать следующими характеристиками для облегчения восприятия:

обнаруживаемость (возможность легко найти на экране всю необходимую информацию по текущему заданию);

различимость (возможность выявлять основные элементы содержания, а также элементы управления);

ясность (отсутствие двусмысленности в формулировке задания);

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7