Разработка принципов структуризации учебно-методических материалов для подготовки специалистов промышленных предприятий в системе электронных образовательных ресурсов (23.11.2010)
Автор: Пахунов Антон Валерьевич
разработка критериев оценки графа связности модулей курса; решение задачи многокритериальной оптимизации структуры учебного курса методом последовательных уступок; разработка структуры базы данных для построения индивидуальной траектории обучения с применением модульно-компетентностного похода; анализ и оптимизация структуры курса по профессии «Дорожные и строительные машины»; адаптация разработанных тестов для входного тестирования специалистов, повышающих квалификацию; экспериментальные исследования эффективности разработанных методов индивидуализации обучения специалистов, повышающих квалификацию. Методы исследования При разработке формальных моделей компонентов системы переподготовки в диссертации применялись методы теории графов, многокритериальной оптимизации, случайных процессов, а также методы системного анализа. Моделирование и аналитические исследования проводились с помощью современных методов анализа данных с использованием математических и статистических пакетов. Научная новизна Научную новизну работы составляют модели и методы, обеспечивающие автоматизированную генерацию индивидуальной траектории обучения в системе переподготовки персонала промышленных предприятий с использованием модульно-компетентностного подхода. На защиту выносятся: применение модульно-компетентностного подхода при разработке методов структуризации учебных курсов с использованием графов связности их модулей; выбор критериев оценки графа связности модулей учебного курса и их оптимальных значений; метод адаптации учебных курсов к индивидуальным особенностям обучаемых специалистов; UML-методики взаимодействия с элементами учебного курса; база данных модулей учебного курса. Достоверность научных положений, рекомендаций и выводов Обоснованность научных положений, рекомендаций и выводов определяется корректным использованием современных математических методов и моделей, предварительным статистическим анализом процессов обучения и тестового контроля ряда предприятий, согласованностью результатов аналитических и имитационных моделей процессов обучения и тестового контроля. Достоверность положений и выводов диссертации подтверждена положительными результатами внедрения результатов работы в ряде учебных центров, промышленных предприятий. Практическая ценность и реализация результатов работы Научные результаты, полученные в диссертации, доведены до практического использования в системе переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров для промышленных предприятий. При организации учебного процесса в системе высшего профессионального образования ФГОУ ВПО «Российский государственный аграрный заочный университет» и негосударственное образовательное учреждение «Современная гуманитарная академия» применение модульно-компетентностного подхода позволило индивидуализировать обучение специалистов, развить их творческие способности, оптимизировать доступ к учебно-методическим материалам дистанционной образовательной технологии. Внедрение оптимизированного электронного обучающего курса по профессии «Машинист дорожных и строительных машин, водитель автотранспортных средств» на АО Московского общества «Завод им. И.А.Лихачева» (АМО ЗИЛ) позволило повысить степень знаний, навыков, умений и компетенции работников соответствующих специальностей. Апробация работы Содержание отдельных разделов и диссертации в целом было доложено и получило одобрение на: 68-й научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ (ГТУ), секция проектирования информационных, обучающих и управляющих систем в промышленности и на транспорте, в 2010 году; научно-практической конференции «Инновационные аспекты модернизации педагогического профессионального образования», посвященной акад. В.А. Сластенину, в институте бизнеса, психологии и управления в 2010 году; техническом совещании Управления конструкторских и экспериментальных работ АМО ЗИЛ в 2009 и в 2010 г.г. III межвузовской научно-практической конференции филиала СПбГУП «Институт искусств и информационных технологий» в 2008 году; международной научно-практической конференции «Решение задач по реализации национальных проектов в развитии кооперации и общества в целом» в Химкинском филиале Российского университета кооперации в 2008 и 2007 годах; заседаниях кафедры «АСУ» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). Совокупность сформулированных и обоснованных научных положений, идей и практических результатов исследований представляет собой решение актуальной задачи по разработке принципов структуризации учебно-методических материалов в системе электронных образовательных ресурсов для переподготовки персонала промышленных предприятий. Содержание работы Структура работы соответствует списку перечисленных задач, содержит описание разработанных методов, моделей и методик. Во введении обосновывается актуальность работы. Отмечается необходимость решения задачи структуризации учебно-методических материалов в системе электронных образовательных ресурсов. Сформулирована цель и основные задачи работы. Приведено краткое описание содержания глав диссертации. В первой главе диссертации проведен системный анализ применения электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе и их программная реализация. На основе анализа составлены классификации ЭОР по основным признакам, определены требования и стандарты, которым они должны соответствовать. В диссертации показано, что ЭОР должны обладать следующими характеристиками для облегчения восприятия: обнаруживаемость (возможность легко найти на экране всю необходимую информацию по текущему заданию); различимость (возможность выявлять основные элементы содержания, а также элементы управления); ясность (отсутствие двусмысленности в формулировке задания); |