Delist.ru

Автоматизированная система управления непрерывными технологическими процессами перераспределения транспортных потокок (23.11.2010)

Автор: Новицкий Кирилл Александрович

2) проверка достоверности информации. Если информация не достоверна, то выдаются рекомендации к восстановлению информации, устранению неисправностей в каналах измерения с последующей оценкой достоверности;

3) первичный прогноз развития ситуации, анализ ее стабильности;

4) определение допустимого времени принятия решения;

5) заполнение базы данных текущей информацией;

6) постановка диагноза;

7) оценка качества поставленного диагноза. Если диагноз поставлен, то переход к этапу 13, если нет – переход к этапу 8;

8) определение, осталось ли время на дополнительный анализ ситуации. Если да – переход к этапу 10, если нет к этапу 9;

9) при отсутствии достаточного времени для продолжения поиска диагноза могут быть следующие исходы: выработка управляющего решения без постановки диагноза; передача полученных результатов на вышестоящий уровень принятия решения; принятие промежуточного решения с целью предотвращения возможного наихудшего развития ситуации. Два последних исхода – это попытка получить выигрыш во времени для проведения дополнительного анализа;

10) если можно продолжить нахождение точного диагноза, то сбор дополнительной информации, в т.ч. с соседних объектов и других уровней управления, временная задержка с целью формирования временных рядов параметров, проигрывание ситуации на имитационных моделях технологического процесса;

11) постановка диагноза с учетом полученных на предыдущем этапе дополнительных данных;

12) если на предыдущем этапе не получен точный диагноз, а время на принятие решения исчерпано или нет возможностей получить более точную и полную информацию, то принятие управляющего решения по имеющемуся диагнозу, в противном случае – переход к этапу 13;

13) прогноз развития событий (если он информационно обеспечен) – построение дерева исходов;

14) выбор управляющего решения по критерию (6) с учетом введенных ограничений.

Основу рассмотренной схемы составляют этапы 6, 11-14. Именно от них зависит эффективность принимаемых решений.

В четвертой главе диссертации решается задача разработки макета СППР.

Как вариант создания макета СППР в диссертации предлагается использовать инструментальные средства «СОТА», которые дополнены разработанными моделями физических процессов и оптимизационными методами. В диссертации разработан сценарий СППР по выбору режимов управления технологическими процессами ГТС (выделен в овале рис. 7.).

). В сценарий включены: модель технологического процесса; статистическая параметризация модели, методика автоматического анализа выбросов и другие, разработанные в диссертации модели и методы.

. Сценарий реализации методики

Для параллельных пользовательских процессов, которые активируются в сетевой среде, реализованы механизмы синхронизации. Они выполнены на основе общего поля данных по принципу «положил-взял» и непосредственного взаимодействия фрагментов, где i и j —В точках их активации выполняется синхронизация. j — находится в ожидании, пока фрагмент i не выложит в общее поле данных ожидаемый информационный ресурс ri,i, либо пока фрагмент i не передаст фрагменту j ожидаемые данные непосредственно. i — по завершению действий пользователя или окончанию обработки каких-либо данных, выполняет действие, ожидаемое фрагментом j. В общем случае, результат выполнения фрагмента i может влиять на ход выполнения сценария как в роли A, так и в роли B.

Такая схема представления элементарных приложений и их взаимосвязь эквивалентна концепции имитационного моделирования, где роль исполняемых приложений выполняют операторы моделирующего алгоритма.

Данная концепция использовалась при разработке макетов программно-моделирующих комплексов, которые внедрены в ряде организаций. Они использовались в качестве базовых для разработки технических заданий на программную реализацию и последующую разработку соответствующих программных приложений.

В заключении представлены основные результаты работы.

Приложение содержит документы об использовании результатов работы.

Публикации. По результатам выполненных исследований опубликовано 9 печатных работ, приведенных в списке публикаций.

Основные выводы и результаты работы

Проведен системный анализ методов и моделей управления газотранспортной системой с учетом специфики технологических процессов транспорта газа, который показал необходимость использования средств интеллектуальной поддержки процессов управления транспортом газа.

Разработана дискретно-непрерывная модель управления газотранспортной системой в виде иерархического гибридного автомата, совмещающая элементы дискретной сети управляемых потоков и непрерывные модели описания объектов ГТС, которая позволяет в рамках единого описания оценить параметры технологических процессов и рассчитать динамические управляющие воздействия.

Разработаны механизмы взаимодействия моделей компонентов газотранспортной системы, отражающие основные зависимости между потоками, плотностью, температурными режимами, а также предложен механизм параметрического описания их взаимосвязи в интегрированной среде моделирования.

Разработан аппарат формирования интегрированной структуры системы информационной поддержки и гибридного моделирования процессов управления поставками газа в штатных и аварийных режимах.

Разработано формализованное описание процессов транспорта газа, где каждый формальный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов по предложенной параметрической схеме, что позволяет в рамках единой методики создать аналитико-имитационную модель оценки эффективности всего процесса управления.

Разработанные методы и алгоритмы прошли апробацию и внедрены для практического применения на ряде предприятий, а также используются в учебном процессе в МАДИ.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Публикации в рецензируемых журналах из списка ВАК

Новицкий К.А. Исследование начального периода моделирования на точность среднеинтегральной оценки имитационных моделей / Остроух А.В., Солнцев А.А., Солдатов Н.В., Новицкий К.А., Якунин П.С. // Вестник МАДИ, вып. 2 (21) . Ротапринт МАДИ.- М., 2010 . - С. 61 - 65

Публикации в других изданиях

Новицкий К.А. Мультиграфовая модель газотранспортной системы // Бернер Л.И., Новицкий К.А. / Методы управления потоками в транспортных системах: сб. науч. тр. МАДИ. Ротапринт МАДИ - М., 2009 . - С. 3-8.

Новицкий К.А. Задача управления потоками в транспортной системе // Никитин М.М., Сатышев С.Н., Новицкий К.А., Бугаев И.П. / Методы управления потоками в транспортных системах: сб. науч. тр. МАДИ. Ротапринт МАДИ - М., 2009 . - С.9-16.

Новицкий К.А. Принятие решений в различных режимах функционирования транспортной системы // Новицкий К.А. / Методы управления потоками в транспортных системах: сб. науч. тр. МАДИ. Ротапринт МАДИ - М., 2009 . - С.33-40.

Новицкий К.А. Интерактивная имитационная модель оперативного планирования производственных процессов / Бурдачева Н.А., Солдатов Н.В., Новицкий К.А., Травкин А.М. // Интерактивные технологии моделирования и управления: сб. науч. тр. МАДИ № 2/46 . Ротапринт МАДИ.- М., 2010 . - С. 9 - 15

Новицкий К.А. Анализ имитационной модели планирования производственных процессов на предприятии / Новицкий К.А., Солдатов Н.В., Травкин А.М. // Интерактивные технологии моделирования и управления: сб. науч. тр. МАДИ № 2/46 . Ротапринт МАДИ.- М., 2010 . - С. 16 - 24

загрузка...