Delist.ru

Научные обоснования поточной организации строительства линейно-протяжённых объектов с учетом производственных рисков (на примере строительства магистральных водопроводов Вьетнама) (23.03.2009)

Автор: Нгуен Ван Дык

исследований:

-определены направления дальнейшего развития методов и организационно-технологических моделей поточной организации строительства ЛПО для Вьетнама;

-разработаны методические основы поточной организации строительства ЛПО с применением эффективных организационно-технологических решений с учетом экспертной оценки производственных рисков и имитационного моделирования продолжительности строительства ЛПО;

-разработан метод учета производственных рисков при формировании поточных графиков строительства ЛПО, направленный на обеспечение своевременного ввода объектов в эксплуатацию с необходимым уровнем организационно-технологической надежности;

-разработана имитационная модель для оптимизации продолжительности строительства ЛПО при моделировании поточной организации строительства ЛПО, позволяющая моделировать варианты организационно-технологических решений на основе обоснованных критериев эффективности и ограничений;

-разработана организационно-технологическая модель поточной организации строительства ЛПО, позволяющая сократить продолжительность их строительства за счет максимально возможного совмещения СМР с применением усовершенствованных циклограмм, которые позволяют учитывать, помимо традиционных факторов, особенности прохождения трассы ЛПО.

На защиту выносятся следующие основные результаты:

1.Методические основы поточной организации строительства ЛПО с применением методов экспертной оценки производственных рисков и имитационного моделирования продолжительности строительства ЛПО;

2.Метод расчета допустимых значений производственных рисков при формировании поточных графиков, учитывающий вероятностный характер строительства ЛПО;

3.Имитационная модель для оптимизации продолжительности строительства ЛПО при моделировании поточной организации строительства ЛПО с обоснованием критериев эффективности и системы ограничений;

4.Организационно-технологическая модель поточной организации строительства ЛПО в виде усовершенствованной циклограммы, учитывающей особенности прохождения трассы ЛПО;

5.Экспериментальная проверка результатов исследований на примере строительства магистрального водопровода «Река Да» во Вьетнаме.

Практическая значимость и внедрение результатов исследования. Разработанные научные и методические аспекты по совершенствованию поточной организации строительства ЛПО использованы при сооружении магистрального водопровода «Река Да» во Вьетнаме.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 132 наименований и приложения. Работа содержит 152 страницы машинописного текста, 26 рисунков и 7 таблиц.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на второй международной научно-практической конференции «Недвижимость: проблемы экономики, управления и подготовки кадров», заседаниях кафедры «Организация строительства и управление недвижимостью» МГСУ, секции «Строительство» Российской инженерной академии и других организациях.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 работ, в том числе 1 в ведущем рецензируемом научном журнале, определенным ВАК.

Основное содержание работы

Во введении обоснованы актуальность, цель и задачи исследования, предложена научно-техническая гипотеза, определены научная новизна и практическая значимость результатов исследования.

В первой главе приведен анализ передового мирового опыта поточной организации строительства объектов. Изложены основные положения по организационно-технологическому моделированию планов строительного производства. Приведена классификация организационно-технологических моделей, используемых для поточной организации строительства объектов. Рассмотрены многообразные организационно-технологические связи между строительно-монтажными работами. Анализируются существующие методики проектирования поточной организации строительства объектов. В результате анализа установлено, что существующие разработки в недостаточной мере учитывают специфику ЛПО и организационно-технологическое проектирование их строительства. В связи с этим рассмотрены специфические особенности ЛПО и поточной организации их строительства (табл.1). К числу наиболее важных особенностей ЛПО отнесены их значительная территориальная протяженность, существенные изменения природно-климатических условий по мере строительства различных участков трассы ЛПО, особые организационно-технологические, экологические, экономические и другие условия строительства ЛПО. Кроме того, в результате анализа установлено, что существующие разработки в области поточной организации строительства объектов в недостаточной степени учитывают особенности Вьетнама. Применительно к особенностям и современным условиям развития строительной отрасли Вьетнама, для обеспечения своевременного ввода объектов в эксплуатацию с максимальной эффективностью, необходима разработка научных обоснований поточной организации строительства ЛПО, учитывающая:

проектирование поточной организации строительства ЛПО с применением методов экспертной оценки производственных рисков и имитационного моделирования, обеспечивающих оптимизацию организационно-технологических решений с учетом вероятностного характера строительного производства;

Таблица 1

Особенности поточной организации строительства линейно-протяженных объектов

№ п/п Особенности ЛПО Особенности поточной

организации строительства ЛПО

I Значительная территориальная протяженность ЛПО Определение организационно-технологических моделей строи-тельства линейных участков ЛПО, последовательности их сооружения с максимально возможным совмещением

II Изменение природно-климатических условий строительства различных участков ЛПО Выбор особых методов технологии и организации производства работ в зависимости от природно-климатических условий

III Особые экологические требования при выполнении СМР Новые виды и объемы СМР, к примеру, рекультивация земель в результате прокладки газопроводов

IV Особые организационно-технологические условия строительства ЛПО

1.Разделение ЛПО на участки и захватки по длине трассы

2.Совмещение работ по линейным участкам и захваткам

3.Значительное время на переба-зирование ресурсов с одного участка на

V Особые организационно-экономические условия, влияющие на удорожание стоимости строительства ЛПО Значительное увеличение затрат на временные здания и сооружения, к примеру, на их передислокацию с одного линейного участка на другой

эффективную организационно-технологическую увязку строительных потоков во времени и пространстве с их максимально возможным совме-щением на основе разработки более совершенных циклограмм, которые отражают специфические особенности строительства и прохождения трассы

Научные обоснования поточной организации строительства ЛПО являются методической основой для совершенствования подготовки и поддержки принятия инвестиционно-строительных решений во Вьетнаме на основе системной увязки задач, решаемых заказчиками и подрядчиками капитального строительства, что будет способствовать снижению производственных рисков, повышению производительности труда, своевременному предоставлению подрядчикам капитального строительства фронтов работ, повышению точности и достоверности прогнозных расчетов объемов работ и других организационно-технологических показателей поточных графиков строительства ЛПО. Значительная эффективность применения научных и методических основ поточной организации строительства ЛПО может быть получена при строительстве магистральных водопроводов за счет планирования досрочного их ввода в эксплуатацию (на основе максимального совмещения работ и учета производственных рисков), так как при этом достигается дополнительная прибыль от реализации воды на внутреннем рынке его сбыта во Вьетнаме. Магистральные водопроводы являются объектами-представителями ЛПО и разработанные для них научно- методические основы могут быть распространены на ЛПО других отраслей. Таким образом, разработка современных научных обоснований поточной организации строительства ЛПО с применением эффективных организационно-технологических, экспертных и имитационных моделей является чрезвычайно актуальной.

Вторая глава посвящена разработке методических основ поточной организации строительства ЛПО. Принятая для исследования методическая схема предусматривает оптимизацию поточной организации строительства ЛПО на основе современных принципов системотехники строительства, организационно-технологического проектирования с применением методов экспертной оценки производственных рисков и имитационного моделирования. На основе этих принципов, применительно к современным условиям деятельности подрядчиков капитального строительства во Вьетнаме, определены основные факторы, влияющие на повышение эффективности поточной организации строительства ЛПО. Проведено исследование организационно-технологической декомпозиции строительных потоков при сооружении ЛПО. Новизной предлагаемого подхода является обоснование степени детализации строительных потоков для формирования поточных графиков строительства ЛПО в разрезе различных исполнителей подрядных строительных организаций Вьетнама. В частности, комплексный поток, продукцией которого является законченная стройка (очередь или пусковой комплекс), обеспечивает ввод в эксплуатацию законченных строек. Комплексный поток включает в себя несколько объектных потоков. К примеру, комплексный поток по сооружению магистрального водопровода включает в себя объектные потоки по строительству его линейной части и водопроводных станций, что отражается в соответствующих поточных графиках строительства. Продукцией специализированных потоков являются укрупненные комплексы работ (УКР), а частных потоков – укрупненные виды работ (УВР). УКР и УВР формируются с детализацией, соответствующей специализации дочерних обществ или филиалов (участков, бригад), а также внешних субподрядных организаций, выполняющих специализированные СМР. При формировании поточных графиков строительства предусматривается максимальное совмещение работ для сокращения продолжительности строительства ЛПО. Для этого обоснованы технологические комплексы работ (ТКР), которые детализируют УВР по захваткам с целью максимального совмещения работ. Данный методический подход проиллюстрирован на примере строительства магистрального водопровода «Река Да» во Вьетнаме с применением усовершенствованной циклограммы, которая отражает специфику ЛПО с более наглядным представлением организационно-технологических связей между работами по мере строительства линейных участков трассы водопровода.

Для учета вероятностного характера строительного производства в поточных графиках строительства ЛПО обоснованы факторы производственных рисков (рис.1). С целью определения значимости каждого из указанных факторов применен метод экспертных оценок. Эксперты оценивают производственные риски, связанные с организационно-технологическими, техническими, экономическими и природно-климатическими условиями строительства, связанные со срывом поставок материалов и оборудования, недостаточно эффективным организационно-технологическим проектированием

Рис.1. Классификация факторов, влияющих на особенности поточной организации строительства ЛПО

строительного производства, низким качеством управленческих решений и др. Поэтому при проектировании поточной организации строительства ЛПО учитываются обоснованные граничные значения производственных рисков. Пример комплексного учета производственных рисков для ритмичных строительных потоков приведен на рис.2.

Рис.2. Вероятностный метод увязки ритмичных потоков с учетом производственных рисков

Вероятностные показатели (?t1,?t2,…, ?ti), учитывающие влияние представленных на рис.1 отдельных факторов производственных рисков, можно представить в следующем виде:

загрузка...