Delist.ru

Автоматизация и адаптивное управление аттестацией персонала промышленных предприятий (23.01.2009)

Автор: Саакян Игорь Эдуардович

Для поддержки системой аттестации адаптивных тестов расширен функционал Проигрывателя тестов за счет внешних модулей. Для этого сформирована технология создания модулей, разработан универсальный интерфейс взаимодействия модуля с проигрывателем (динамически подключаемая библиотека (DLL) с определенным набором интерфейсных функций, COM-класс, текстовый файл с интерпретируемым скриптом). Подключаемые модули (plug-ins) входят в состав расширяемой программной среды.

Модуль расширяет функционал Проигрывателя, однако не входит в состав Проигрывателя, а распространятся вместе с ним в рамках фрагмента теста. Таким образом, модуль имеет более тесную интеграцию с учебным материалом, в отличии от связи Проигрывателя. Отсюда вытекает естественное решение — возложить функции модуля расширения на фрагмент. Поддержка исполняемых фрагментов основана на внедрении пользовательского интерфейса фрагмента в область визуализации фрагментов Проигрывателя и использовании API Windows Hooks.

Алгоритм проигрывания гетерогенного теста

) на основе исполняемых фрагментов и списков переходов между фрагментами. Исполняемый фрагмент является гибким средством расширения возможностей проигрывателя, предоставляющим минимальный достаточный функционал, необходимый для решения определенных задач в любой конкретный момент. Помимо реализации дополнительных алгоритмов исполняемые фрагменты позволяют организовать: работу с внешними файлами, обмен данными по сети, запуск внешних приложений, взаимодействие с внешними приложениями (обмен данными, использование сервисов) посредством OLE-автоматизации или других технологий и другие возможности, т.е. позволяют расширять возможности проигрывателя, как на системном, так и на прикладном уровне.

Конечный тест, который будет предъявлен тестируемому, собирается в соответствии с представленной схемой в инструментальной среде конструктора структурных элементов (КСЭ). Каждый блок схемы представляет отдельный фрагмент. Алгоритм, реализуемый в 3-ем фрагменте, входные и выходные данные, необходимые для его работы, определяют тип теста. Основная задача этого фрагмента — определение очередного тестового задания, которое будет предъявлено аттестуемому, в соответствии с типом теста. Для гетерогенного теста входными данными являются: выбранные параметры теста (задаются во 2-м фрагменте), информация о принадлежности тестов модулям (соответствующих им sed-файлов) к определенным направлениям, результаты выполнения предъявленных тестовых заданий, список предъявленных тестовых заданий (для исключения повторений). Выходные данные — обновленный список предъявленных тестовых заданий. Результат — замена файла 4-го фрагмента на файл выбранного тестового задания.

Информация о привязке тестов различных курсов к направлениям хранится в sdd-файле (файле курса), который создается в среде конструкторе курсов. Т.е. формируется обобщенный тест, модули которого представляют собой направления тестирования, а элементы модуля — тесты определенного направления, к которым подключены созданные ранее sed-файлы тестов курсов.

Формы представления результатов содержат свертку информации по тестируемым, направлениям и сложностям тестовых заданий. Такие формы представления используют методы многомерного анализа.

В заключении представлены основные результаты работы.

Приложение содержит документы об использовании результатов работы.

Публикации. По результатам выполненных исследований опубликовано 12 печатных работ, которые приведены в списке публикаций.

Основные выводы и результаты работы

Проведен системный анализ задач организации процедур тестового контроля и аттестации сотрудников промышленных предприятий, определен круг методов и моделей формализованного представления компонент системы аттестации.

Разработана методика параметризации компонентов системы компьютерного тестового контроля и формализованная модель преобразования переменных уровня знаний и сложности заданий.

Разработаны механизмы формирования тестов и требования к инструментальной среде формирования тестов с возможностью реализации интерактивных режимов.

Разработан метод вычисления весовых коэффициентов значимости заданий различной сложности, а также разделяющей константы при реализации процедур классификации уровня знаний тестируемых.

Сформированы критерии оптимальности теста на основе матрицы ошибочной классификации и разработана имитационная модель вычисления матрицы ошибочных классификаций.

Построена формализованная модель процедуры адаптивного тестового контроля в виде марковской цепи и разработаны механизмы предъявления тестовых заданий.

На основе имитационных экспериментов по анализу процедуры Роббинса-Монро получены количественные оценки эффективности адаптивных алгоритмов тестового контроля и показана их эффективность.

Сформированы требования к реализации программно-моделирующего комплекса тестового контроля и аттестации персонала транспортных предприятий. Разработанный программный комплекс, методы и алгоритмы прошли апробацию и внедрены для практического применения в ряде учебных центров «Газпрома», а также используются в учебном процессе на кафедре АСУ МАДИ(ГТУ).

Публикации по теме диссертационной работы

Саакян, И.Э. Автоматизированная система антикризисного обеспечения работы предприятия / И.Э. Саакян, А.П. Баринов, А.Г. Соленов // Методы прикладной информатики в автомобильно-дорожном комплексе: сб. науч. тр. МАДИ(ГТУ), М., 2007. -С.119-123.

Саакян, И.Э. Принятие решения при выборе альтернатив развития предприятия промышленного комплекса / Баринов А.П., Яшуков А.В. Методы прикладной информатики в автомобильно-дорожном комплексе: сб. науч. тр. МАДИ(ГТУ), 2007 С.71-74.

Саакян, И.Э. Модели информационной системы предприятия / И.Э. Саакян, Н.Г. Куфтинова, А.Ю. Кудрявцев // Организационно-управляющие системы на транспорте и в промышленности: сб науч. тр. / МАДИ (ГТУ).- М., 2007 - С.48-52.

Саакян, И.Э. Методы и технические приемы адаптивной гипермедиа / И.Э. Саакян, А.В. Николаев, И.А. Кузнецов, Ла Суан Тханг // Вопросы теории и практики автоматизации в промышленности: сб. науч. тр. МАДИ(ГТУ) М., 2008. - С.49-55.

Саакян, И.Э. Комплексная автоматизация производства с использованием системы «СМАРТ» / И.Э. Саакян, А.Б. Николаев, В.Н. Брыль, А.Ю. Кудрявцев // Вопросы теории и практики автоматизации в промышленности: сб. науч. тр. МАДИ(ГТУ) М., 2008. - С.141-145.

Саакян, И.Э. Адаптивный подход к проектированию человеко-машинных интерфейсов / И.Э. Саакян, А.Ю. Кудрявцев, Р.П. Лукащук, Шень Янь // Инновационные методы автоматизации технологических процессов и производств: сб. науч. тр. МАДИ(ГТУ). –М., 2008. – С. 29-39.

Саакян, И.Э. Роль электронного документооборота в автоматизации и управлении предприятием / И.Э. Саакян, С.В. Мазуренко, Л.Ф. Макаренко, А.С. Горячев // Инновационные методы автоматизации технологических процессов и производств: сб. науч. тр. МАДИ(ГТУ). –М., 2008. – С. 103-107.

Саакян, И.Э. Особенности Microsoft Windows Server 2008 / И.Э. Саакян, И.А.Евстратова // Методы ситуационного управления и статистического анализа в промышленности, строительстве и образовании: сб. науч. тр. МАДИ(ГТУ). –М., 2008. –С. 69-77.

Саакян, И.Э. Сетевое планирование учебного процесса / И.Э. Саакян, Л.Ф.Макаренко Р.П. Лукащук, В.М. Пеньков // Аналитико-имитационное моделирование и ситуационное управление в промышленности, строительстве и образовании(ч.2): сб науч. тр. МАДИ(ГТУ). –М., 2008. –С.17-21.

Саакян, И.Э. Обобщенные графовые модели оценки качества учебно-методических материалов / И.Э. Саакян, Л.Ф.Макаренко В.В. Белоус, В.М. Пеньков // Аналитико-имитационное моделирование и ситуационное управление в промышленности, строительстве и образовании (ч.2): сб науч. тр. МПДИ(ГТУ). –М., 2008. –С.22-27.

Саакян, И.Э. Примеры исходного кода для Visual Basic 2008 / Аналитико-имитационное моделирование и ситуационное управление в промышленности., строительстве и образовании (ч.2): сб науч. тр. МАДИ(ГТУ). –М., 2008. –С.56-63.

Саакян, И.Э. Модель нечетких отношений в системе электронного документооборота / И.Э. Саакян, В.Н. Брыль, В.В. Белоус, Л.Ф. Макаренко // Вестник МАДИ(ГТУ), вып. 4(15), 2008. –С. 92-95.

загрузка...