Delist.ru

Синхронизация программ подготовки рабочих кадров в распределенной сети учебных центров промышленного объединения (23.01.2009)

Автор: Пресняков Николай Николаевич

Предположим, что обучаемый в начале обучения имеет начальный тезаурус ( Тн. В процессе обучения он усваивает предложенный ему новый тезаурус: (тезаурус специальности) ( Тсп. При полном усвоении материала студентом после окончания обучения тезаурус будет следующим: Tп=Tн(Tсп. Соотношения тезаурусов источника ( Tисп и потребителя ( Tп. возможны в следующих вариантах:

1) Множества Tисп и Tп пересекаются. Это происходит в том случае, когда текст источника достаточно легок для потребителя и может быть использован в процессе обучения Tисп(Tп((.

2) Множества Tисп и Tп не имеют общих членов. Это означает, что понятия, используемые в источнике сложны для восприятия потребителем. В этом случае текст источника не будет понят потребителем и не может быть использован для обучения Tисп(Tп=(.

3) Множество Tисп содержится в множестве Tп. Это означает, что все понятия, используемые в источнике известны потребителю, текст не несет в себе новой информации и не может быть использован для обучения Tисп(Tп.

Все множество тезауруса какого-либо источника можно подразделить на две части: понятия, используемые для определения, ввода новых понятий ( Tисп, и понятия, вводимые непосредственно в источнике ( Tист =Tисп(Tвв, Tисп – та информационная база, которая заимствуется из других модулей. Существует еще несколько случаев взаимодействий тезаурусов источника и потребителя приведенных ниже:

4) Множество используемого в источнике тезауруса ( Tисп ( полностью содержится в множестве тезауруса потребителя Tисп(Tп. В этом случае потребитель полностью поймет текст.

5) Множество тезауруса потребителя пересекается с множеством используемого в источнике тезауруса Tисп(Tп((. Текст источника может быть понят частично или не понят потребителем (в зависимости от объема общей части этих множеств).

6) Множество тезауруса потребителя не пересекается с множеством используемого в источнике тезауруса Tисп(Tп((. Очевидно, что в этом случае текст источника будет, безусловно, не понятен потребителю.

Понятие тезауруса может быть рассмотрено так же в соотношении тезаурусов модулей-предков и модулей-потомков.

Если каждое понятие вводить только в одном учебном модуле, то неизученность какого-либо модуля-предка на момент начала изучения модуля-потомка приведет к тому, что одно или несколько понятий, принадлежащих множеству используемого тезауруса модуля-потомка, не будет принадлежать множеству тезауруса потребителя, в результате текст источника будет понят потребителем не полностью. В процессе увеличения числа таких понятий, усвоенная часть текста будет уменьшаться. Особенно сильно это сказывается при обучении персонала промышленных предприятий, когда велико влияние возрастного фактора.

Если возникает необходимость нарушить логичность изложения, то наиболее слабые связи следует направлять в обратную сторону, т.к. при нарушении логичности связи между модулями направлены против оси времени. В данном случае при последующем изучении понятий еще возможно восстановление логики материала.

) используются каждой из дуг в модуле-потомке.

В качестве механизма синхронизации редактирования образовательных ресурсов в работе предлагается использование обобщенных сетевых графиков, которые содержат вершины различных типов (решающие узлы - РУ). Решающий узел характеризуется условиями, налагаемыми на входящие в него и выходящие из него операции. На операции, входящие в РУ, могут быть наложены три различных условия:

(а) «Вход И»: событие, соответствующее данному РУ, считается происшедшим, если выполнены все входящие в РУ операции.

(б) «Включающий вход»: событие, соответствующее данному РУ, считается происшедшим, если выполнена, по крайней мере, одна из входящих в РУ операций.

(в) «Исключающий вход»: событие, соответствующее данному РУ, считается происшедшим, если выполнена ровно одна из входящих в РУ операций.

Типы решающих узлов

На операции, выходящие из РУ, могут быть наложены два различных условия:

(а) «Детерминированный выход»: после того как произошло событие, соответствующее данному РУ, выполняются все выходящие из него операции.

(б) «Вероятностный выход»: после того как произошло событие, соответствующее данному РУ, выполняется ровно одна из выходящих из него операций.

Для обобщенного графика формирования образовательных ресурсов должны быть заданы как времена t(x, у), так и вероятности р(х, у) выполнения каждой операции (r, у). Значение р(х, у) есть вероятность того, что после появления события, соответствующего решающему узлу х, будет выполняться операция (х, у). Если этот РУ имеет 'детерминированный выход, то р(х, у) должна быть равна 1 и операция (х, у) обязательно выполняется. Если же он имеет вероятностный выход, то сумма вероятностей выполнения операций, выходящих из х, не должна превышать единицы.

Рассмотрим пример методики рецензирования электронного издания. Так, после получения содержательной части рабочей программы она направляется на рассмотрение одновременно двум рецензентам, каждый из которых может дать один из трех различных ответов (отвергнуть, принять или неопределенный ответ) с вероятностями 0,5; 0,4 а 0,1 соответственно.

Если имеет место хотя бы один отрицательный отзыв, руководство центра отвергает материалы. Если оба рецензента рекомендуют принять материалы, то ресурс принимается для публикации. В остальных случаях материалы направляется третьему рецензенту.

Процедура одновременного рецензирования

(R — «отвергнуть», А — «принять», U — «неопределенный ответ»). Дуги, над которыми не надписаны названия, соответствуют фиктивным операциям, необходимым для построения всех возможных ситуаций.

, изображен проект редактирования образовательных ресурсов, который будет закончен только в одном из РУ: 9, 10 или 11.Может также случиться, что проект будет закончен не в РУ, а после выполнения некоторой операции. Если, например, будут выполнены операции (2, 4) и (3, 4), то проект будет закончен без наступления события, соответствующего РУ 4. Это, однако, может произойти только для графиков, содержащих РУ с исключающими входами.

В качестве аппарата моделирования взаимодействия пользователей при решении вопросов управления и контроля процессов подготовки электронных образовательных ресурсов для коалиционного решения также использовалась теория взаимодействующих раскрашивающих процессов.

помимо возможности моделирования взаимодействия между руководителем, администраторов и методистом, демонстрирует возможность синхронизации перемещения документов различных типов.

Действия руководителя: w1 – сформировать пакет заданий (в виде документов) для методистов (a, b, c – типы заданий); w2 – передать задания администратору; w3, w4 – получить решенное задание.

Действия администратора: w5 – получить пакет заданий от руководителя; w6, w7, w8 – раздать методистам задания не боле трех типов; w9 – получить от методиста редакцию материалов; w10 – передать материалы руководителю; w11, w12 – получить от методистов оставшиеся задания; w13, w14 – получить от руководителя новые задания.

Схема взаимодействующих раскрашивающих процессов системы подготовки, сбора и передачи электронных образовательных ресурсов

????????T

Действия методистов: w15 – получить пакет заданий; w16 – из пакета свое задание (типа a); w17 – отдать пакет с оставшимися заданиями (либо другому методисту, либо аналитику); w18 – отдать администратору правленые материалы.

Каналы: v – используются для обмена данными между руководителем и администратором; v’ – используются для обмена ресурсами между методистами и администратором; v’’ – используются для передачи материалов от методистов администратору.

В результате получены формальные методы описания взаимодействия группы пользователей для решения коалиционных задач подготовки методических материалов на основе документальной базы данных образовательных ресурсов.

На основе предложенного процессного описания решается задача построения вычислительного процесса, имитирующего совокупность параллельных процессов, описывающих процесс редактирования электронных ресурсов.

Рассмотрено влияние отношения сцепления на последовательность выполнения операторов. Пусть заданы два процесса Z1 и Z2. Дискретные состояния процесса Z1 пронумерованы от 1 до 13, а процесса Z2 - от 14 до 26. При этом возможны четыре типовых случая.

A. Моделирование процесса Z1 при несцепленных операторах hi((i).

Поскольку сцепление hi(hi+1 отсутствует для всех i, то последовательность вычислений элементарных операторов не имеет значения и операторы hi((i) могут вычисляться в любом порядке.

Б. Моделирование процесса Z1 в общем случае.

загрузка...