Delist.ru

Синхронизация программ подготовки рабочих кадров в распределенной сети учебных центров промышленного объединения (23.01.2009)

Автор: Пресняков Николай Николаевич

разработка методов и моделей синхронизации редактирования информационных ресурсов в распределенной структуре с учетом из методической связности;

разработка вложенных моделей запросов на ресурсы в системе переподготовки;

программная реализация интерфейсного взаимодействия и конвертации локальных и сетевых вариантов подготовки электронных учебных ресурсов.

Методы исследования

При разработке формальных моделей компонентов системы подготовки в диссертации использовались методы общей теории систем, случайных процессов, марковских цепей, систем и сетей массового обслуживания и др. Моделирование и аналитические исследования проводились на основе современных математических методов и методов многомерного статистического анализа с использованием математических и статистических пакетов.

Научная новизна

Научную новизну работы составляют методы и модели синхронизации программ подготовки рабочих кадров в распределенной сети учебных центров. На защиту выносится:

структурная декомпозиция программно-технического комплекса системы подготовки рабочих;

формализованное описание взаимодействия пользователей и в системе подготовки электронных образовательных ресурсов;

динамическая модель вложенных запросов на ресурсы в системе переподготовки;

программно-моделирующий комплекс системы синхронизации подготовки электронных образовательных ресурсов.

Достоверность научных положений, рекомендаций и выводов

Обоснованность научных положений, рекомендаций и выводов определяется корректным использованием современных математических методов и моделей, предварительным статистическим анализом затребованности образовательных ресурсов. Достоверность положений и выводов диссертации подтверждена положительными результатами внедрения результатов работы в ряде предприятий.

Практическая ценность и реализация результатов работы

Научные результаты, полученные в диссертации, доведены до практического использования. Они представляют непосредственный интерес в области автоматизации управления кадрами с использованием комбинированных технологий обучения. Разработанные методы и алгоритмы прошли апробацию и внедрены для практического применения в системе подготовки «Газпрома», а также используются при организации учебного процесса на кафедре АСУ МАДИ(ГТУ).

Апробация работы

Содержание отдельных разделов и диссертации в целом было доложено и получило одобрение:

на Российских, межрегиональных и международных научно-технических конференциях, симпозиумах и семинарах (2004-2008 гг.);

на заседании кафедры АСУ МАДИ(ГТУ).

Совокупность научных положений, идей и практических результатов исследований в области автоматизации процесса распределенного процесса подготовки рабочих промышленных объединений представляет актуальное направление в развитии теоретических и практических методов формирования распределенной базы данных электронных образовательных ресурсов.

Содержание работы

Структура работы соответствует списку перечисленных задач, содержит описание разработанных методов, моделей и методик.

Во введении обосновывается актуальность работы. Рассматриваются основные проблемы организации процесса подготовки рабочих, а также проблемы обеспечения удаленного редактирования и доступа к образовательным ресурсам. Сформулирована цель и основные задачи работы. Приведено краткое описание содержания глав диссертации.

В первой главе диссертации проведен системный анализ задач автоматизации системы подготовки и предложен комплексный подход к решению задач разработки информационного обеспечения для создания электронных образовательных ресурсов и моделирования процессов обучения.

Проведен анализ существующих методов подготовки специалистов, методов управления знаниями и обучением и применяемых в них промышленных стандартов и спецификаций, а также классификации систем моделирования процессов обучения.

Очевидными преимуществами распределенной системы подготовки перед прочими методами обучения является возможность автоматизированной интеграции с прочими системами управления предприятием на всех этапах работы. В подобных условиях очевидна необходимость постоянного и непрерывного совершенствования знаний специалистов в контексте актуальных решаемых задач. Анализ показывает, что форма обмена знаниями с использованием инструментов управления знаниями позволит дополнительно повысить эффективность работы специалистов за счет:

постоянного доступа к необходимым знаниям;

сокращения времени, необходимого для поиска информации;

оперативного получения количественной информации о качестве обучения;

повышения общего интеллектуального уровня предприятия и развития знаний, как фактора производства.

Рассмотрены основные принципы организации педагогической системы, которая представляет собой упорядоченную совокупность целей, содержания, технологии, методов, средств и форм обучения, воспитания и развития персонала, характеризующих в инвариантном виде составляющие образовательной деятельности.

Проанализированы работы в области создания информационного обеспечения территориально распределенных организаций, ориентированные на практическое использование современных методов, моделей и методик при решении задач анализа и синтеза, возникающих на этапах проектирования, разработки и эксплуатации распределенных образовательных систем.

В результате анализа показано, что информационное обеспечение обучающей системы должно поддерживать работу с информационными ресурсами на различных носителях и с использованием различных технологических средств доступа (локальный, сетевой, WEB варианты). Результаты анализа, позволили сформулировать основные ограничения и специфику решаемых задач.

Прямыми и обратными стрелками показаны программные интерфейсы и интерфейсы пользователей, а также средства коммуникаций для персонала предприятия. Схема отражает процесс эксплуатации системы и наполнения его актуальными образовательными ресурсами.

Система подготовки образовательных программ

Во второй главе диссертации на основе проведенного анализа педагогических и дидактических принципов организации обучения формируется концепция автоматизации системы подготовки электронных образовательных ресурсов. Строится формальная модель описания процессов обучения. Решается задача декомпозиции компонентов системы подготовки. В результате формируется концептуальная модель и технические требования для реализации программной среды, обеспечивающей функциональную полноту системы учебно-методической поддержки с целью расширения ее возможностей.

Для профессиональной подготовки специалистов понятие тесноты связи между учебными модулями и значимости модуля являются субъективными.

Совокупность базовых понятий, определений, законов и умений из которых исключены все синонимы и будет соответствовать понятию тезаурус. Как прообраз тезауруса соответствующего типа можно рассматривать любую учебную программу.

В процессе обучения сотрудник должен усвоить список понятий, законов и умений, которые представляет собой тезаурус специальности – Tcn. Метод построения тезауруса позволяет объективно отражать сущность специальности в связи с тем, что в формировании документального информационного потока тезауруса участвует значительное число специалистов.

Если для каждой дисциплины составляется список понятий, введенных ею, то это представляет тезаурус дисциплин. Тезаурус дисциплины разбивается на тезаурусы модулей подобно тому, как дисциплина разбивается на модули. Подмножество объединения тезаурусов всех учебных модулей будет представлять собой тезаурус специальности.

загрузка...