Delist.ru

Методы оценки эффективности и оптимального планирования использования инноваций в дорожных организациях (22.01.2009)

Автор: Чванов Антон Владимирович

разработаны экономико-математические модели оптимального планирования использования инноваций с учетом факторов риска и неопределенности в их производственно-хозяйственной деятельности;

определены требования к исходной информации для решения задач оптимального планирования использования инноваций.

Объектом исследования являются дорожные организации с государственной и негосударственной формой собственности на средства производства, а предметом исследования - существующие методы оценки эффективности и планирования использования инноваций в этих организациях.

Методика исследования. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам оптимального планирования инвестиционных и инновационных мероприятий в условиях рыночной системы хозяйствования, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, экономико-математического и компьютерного моделирования, оценки эффективности внедрения инноваций в практику деятельности дорожных организаций.

В работе использованы программные и плановые документы Федерального дорожного агентства по вопросам планирования внедрения инноваций в дорожном хозяйстве, проектные, аналитические и статистические материалы об уровне использования достижений научно-технического прогресса в дорожных организациях различного профиля и специализации, официальные нормативные и справочные материалы.

Поставленные в диссертационной работе задачи реализованы с использованием методов линейного и стохастического математического программирования и компьютерного моделирования. Обработка значительной части информации, а также реализация моделей проводились на ПЭВМ в системе Microsoft Excel.

Научная новизна работы состоит в разработке методов оценки эффективности и оптимального планирования использования инноваций в условиях нестационарной рыночной экономики.

Автором предложены:

классификация инновационных продуктов в дорожном хозяйстве;

критерий и показатели оценки эффективности внедрения инноваций в дорожных организациях;

методы расчета эффективности использования отдельных видов инноваций в дорожных организациях;

методические подходы к оценке общественной и коммерческой эффективности освоения инноваций на государственных и негосударственных дорожных предприятиях;

экономико-математические модели оптимального планирования использования инноваций с учетом факторов риска и неопределенности в их производственно-хозяйственной деятельности;

методы формирования исходной информации для решения задач оптимального планирования использования инноваций в дорожных организациях.

Практическая ценность. Предложенные в диссертации методы оценки эффективности использования инноваций рекомендуются для внедрения во всех федеральных и территориальных органах управления дорожным хозяйством, участвующим в освоении инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог.

Разработанные экономико-математические модели оптимального планирования использования инноваций могут быть рекомендованы для совершенствования системы перспективного и текущего планирования освоения достижений научно-технического прогресса в государственных и негосударственных дорожных организациях.

Предложенные методы оценки эффективности внедрения отдельных видов инноваций могут быть использованы для разработки методики определения социально-экономических и других видов эффектов от внедрения достижений научно-технического прогресса на всех уровнях управления дорожным хозяйством.

Практическая ценность диссертации заключается в возможности расширения и качественного обновления на ее основе методической базы оценки эффективности и планирования использования различных видов инновационных продуктов в дорожном хозяйстве.

Реализация работы. Научные и практические результаты исследований, проведенных в диссертации, были использованы ФГУП «Росдорнии» при разработке «Руководства по организации освоения инноваций в дорожном хозяйстве» (в подготовке которого личное участие принимал и автор данной диссертационной работы), при подготовке аналитических материалов для Росавтодора Минтранса РФ о результатах внедрения инноваций в дорожном хозяйстве России, а также при подготовке перспективных планов освоения инноваций в дорожных организациях ГУ по строительству и эксплуатации автомобильных дорог «Мосавтодор».

Отдельные положения и рекомендации диссертации приняты к использованию в учебном процессе на кафедре экономики дорожного хозяйства МАДИ.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертации были доложены и одобрены на технико-экономическом совете Федерального дорожного агентства Минтранса РФ, на научно-техническом совете ФГУП «Росдорнии», на 65 и 66-й научно-методических и научно-исследовательских конференциях МАДИ (ГТУ).

Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в 6-ти статьях, общим объемом 3,6 п.л..

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения и содержит 141 страницу компьютерного текста, 25 таблиц, 10 рисунков, библиографию в 110 наименований, приложение на 31 страницах.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Одним из решающих факторов повышения эффективности дорожного хозяйства России является ускорение научно-технического прогресса при проектировании, строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, основные направления которого представлены на рис.1. Вместе с тем, до настоящего времени процесс освоения инноваций в дорожных организациях осуществлялся еще в недостаточных масштабах и весьма невысокими темпами, что не обеспечивал требуемой интенсификации производства, роста производительности труда, снижения себестоимости и повышение качества дорожных работ.

В диссертации показано, что одной из главных причин сложившейся ситуации является недоучет при оценке эффективности и планировании освоения инноваций специфических особенностей дорожного хозяйства, к основным из которых следует отнести:

1) высокую социально-экономическую значимость большинства инновационных проектов в дорожном хозяйстве, которые наряду с прямыми производственными (как правило, относительно небольшими) эффектами, имеют и весьма существенные косвенные (транспортные и внетранспортные) эффекты. Это свидетельствует о том, что при оценке эффективности инноваций игнорировать косвенные эффекты нельзя, так как результаты работы дорожного хозяйства должны оцениваться, в первую очередь, не по величине затраченных средств на простое и расширенное воспроизводство автомобильных дорог, а по уровню их развития и транспортно-эксплуатационному состоянию;

2) наличие в дорожном хозяйстве предприятий с государственной и негосударственной формой собственности. Первые из них, составляющие примерно 50% в сфере эксплуатации и 10% в сфере строительства дорожных сооружений, осуществляют свою деятельность непосредственно под руководством федерального или территориального органа управления дорожным хозяйством и, следовательно, могут рассматриваться как участники реализации единой научно-технической (в том числе и инновационной) политики в области простого и расширенного воспроизводства автомобильных дорог. Негосударственные предприятия организационно не подчинены государственным органам управления дорожным хозяйством. Поэтому их инновационная политика может не совпадать с установочными заданиями по освоению инноваций этих органов управления. В этом случае может иметь место дисбаланс интересов и, как следствие, снижение социально-экономической эффективности использования разрабатываемых в отрасли инновационных планов и программ;

3) многообразие форм эффективности инноваций, которые проявляются по-разному в различных сферах деятельности предприятий (производственной, инвестиционной и финансовой) при разных видах воспроизводства (строительство, реконструкция, ремонт и содержание) и при внедрении различных видов инновационных продуктов (материалов, машин, оборудования и технологий). Данная особенность обуславливает целесообразность группировки отдельных видов инновационных мероприятий по методам расчета эффективности использования;

4) довольно низкая рентабельность деятельности дорожных организаций (как государственных, так и негосударственных), что требует привлечения для осуществления инновационных проектов, как правило, значительных кредитных ресурсов. Применительно к оценке эффективности инноваций это означает необходимость проведения расчетов по обоснованию финансовой реализуемости инновационных проектов, для выполнения которых обязательным является наличие исходных данных о конкретных условиях финансирования этих проектов.

Для учета вышеизложенных отраслевых особенностей дорожного хозяйства в диссертации исследованы методические особенности оценки общественной и коммерческой эффективности отдельных видов инновационных проектов и мероприятий на государственных и негосударственных дорожных предприятиях в условиях нестационарной рыночной экономики.

Проведение этих исследований предусматривало, в первую очередь, более обоснованное и детальное определение основных видов социально-экономических эффектов от освоения инноваций в дорожных организациях. С этой целью проведена классификация инновационных продуктов дорожного хозяйства по форме проявления их социально-экономической эффективности и определены те виды общественных эффектов, которые обязательно должны учитываться при оценке эффективности инновационных мероприятий. К основным из них следует отнести: 1) эффект от снижения затрат на перевозку грузов и пассажиров в результате улучшения дорожных условий, 2) эффект от сокращения капитальных вложений в автомобильный транспорт в связи с уменьшением времени доставки грузов и пассажиров, 3) эффект от снижения потерь от пребывания в пути пассажиров и 4) эффект от сокращения количества дорожно-транспортных происшествий.

Учитывая, что все указанные виды эффектов связаны с улучшением транспортно-эксплуатационного состояния дорожных сооружений, которое в общем случае может быть охарактеризовано расчетной скоростью проходящих по ним транспортных потоков. Для их расчета рекомендованы формулы, базирующиеся на соизмерении параметров движения транспортных средств до и после осуществления инновационных мероприятий.

?яется сопоставимой с величиной основного долга, но и может превышать ее. Это свидетельствует о том, что в условиях низкой рентабельности большинства негосударственных (коммерческих) организаций для активизации и стимулирования их инновационной деятельности желательной является государственная поддержка в виде предоставления льготных кредитов, дотаций и т.п.

Анализ особенностей планирования инноваций на государственных предприятиях позволил сделать вывод о том, что при оценке эффективности их освоения, наряду с социально-экономическими должны обязательно рассчитываться и хозрасчетные эффекты, что, как правило, не делается на практике. Необходимость их определения, в первую очередь, обусловлена тем, что в условиях ограниченного государственного финансирования деятельности дорожные организации должны принимать к внедрению. в первую очередь, те инновационные проекты, которые являются экономически эффективными не только для отрасли, но и для самих предприятий.

Наибольшее внимание в диссертации уделено методическим особенностям расчета эффективности отдельных видов инновационных продуктов, поскольку используемая в настоящее время универсальная формула ее оценки не является достаточно корректной и вызывает значительные затруднения при ее практическом использовании.

В работе при рассмотрении критериев и показателей оценки эффективности инноваций в дорожном хозяйстве показано, что наиболее удобным из них для применения в практических целях (при условии равенства результатов) является критерий минимума дисконтируемых затрат на реализацию инноваций. С использованием этого критерия разработаны расчетные формулы для определения эффективности отдельных видов инновационных продуктов: материалов и полуфабрикатов, конструкций,

машин и оборудования, технологий (табл.1), которые апробированы на практике при расчете различных видов инновационных проектов.

Одним из важных методических направлений ускорения научно-технического прогресса в дорожном хозяйстве является переход к оптимальному планированию использования инноваций в каждой дорожной организации. В общем случае задача оптимального планирования использования инноваций в дорожной организации независимо от ее вида, масштаба и организационно-правовой формы может быть сформулирована следующим образом.

Таблица 1. – Расчетные формулы для оценки эффективности

Страницы: 1  2  3  4  5